Белки - основа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 03:50, реферат

Описание работы

Белки также называют протеинами (от греч. «протоc» - первый, важный). Число остатков аминокислот в молекуле белка очень сильно колеблется и иногда достигает нескольких тысяч. Каждый белок обладает своей, присущей ему последовательностью расположения аминокислотных остатков. Белок можно рассматривать как сложный полимер аминокислот. Белки входят в состав всех живых организмов, но особо важную роль они играют в животных организмах, которые состоят из тех или иных форм белков (мышцы, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, кровь). Растения синтезируют белки (и их составные части -аминокислоты) из углекислого газа СО2 и воды Н2О за счет фотосинтеза, усваивая остальные элементы белков (азот N, фосфор Р, серу S, железо Fe, магний Mg) из растворимых солей, находящихся в почве.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Строение белков……………………………………………………5-7
2. Классификация белков……………………………………………..8-10
3. Значение белков
3.1 Белки-ферменты………………………………………………11
3.2 Белки-гормоны………………………………………………..12
3.3 Белки-средства защиты……………………………………....13
3.4 Роль белков для человека…………………………………….14-15
3.5 Синтез белка в клетке………………………………………….16
4. Цветные реакции на белки………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………18
Приложение…………………………………………………………...19-21
Список используемой литературы…………………………………...

Работа содержит 1 файл

Белки-основа жизни.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 3.ЗНАЧЕНИЕ БЕЛКОВ.

3.1 БЕЛКИ–ФЕРМЕНТЫ.

В каждой  живой клетке происходят непрерывно сотни биохимических  реакций. Быстрое протекание этих реакций  обеспечивают биологические катализаторы, или ускорители реакций,– ферменты. Известно более тысячи разных ферментов. Все они белки.

Каждый фермент обеспечивает одну или несколько реакций одного типа. Напри- мер, жиры в пищеварительном тракте (а также внутри клеток) расщепляются специ- альным ферментом, который не действует на полисахариды (крахмал, гликоген) или на белки. В свою очередь, фермент, расщепляющий только крахмал или гликоген, не действует на жиры. Каждая молекула фермента способна осуществлять от несколь- ких тысяч до нескольких миллионов одинаковых операций в минуту. Вход этих реакций ферментный белок не расходуется. Он соединяется с реагирующими веще- ствами, ускоряет их превращения и выходит из реакции неизменным.

Ферменты выполняют  работу наилучшим образом только при оптимальной тем- пературе (например, у человека и теплокровных животных при 37°C) и определен- ной концентрации ионов водорода в среде.

Процесс расщепления  или синтеза любого вещества в клетке, как правило, разде- лен на ряд химических операций. Каждую операцию выполняет отдельный фермент. Группа таких ферментов составляет своего рода биохимический конвейер.

 

3.2 БЕЛКИ–ГОРМОНЫ.

 

Гормоны– регуляторы физиологических процессов. Часть  гормонов (но не все) животных и человека являются белками. Так, белковый гормон инсулин (гормон поджелудочной железы) активирует захват клетками молекул глюкозы и расщепле- ние или запасание их внутри клетки. Если не хватает инсулина, то глюкоза накапли- вается в крови в избытке. Клетки без помощи инсулина не способны ее захватить –они голодают. Именно в этом причина развития диабета – болезни, вызываемой не- достатком инсулина в организме. Гормоны выполняют важнейшую функцию в орга- низме, управляя активностью ферментов. Так, инсулин активирует в клетках  печени фермент, синтезирующий из глюкозы другое органическое вещество–гликоген, и ряд других ферментов.

 

3.3 БЕЛКИ–СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ.

На попадание бактерий или вирусов в кровь животных и человека организм реа- гирует выработкой специальных защитных белков–антител. Эти белки связываются с чужеродными для организма белками возбудителей заболеваний, чем подавляется их жизнедеятельность. На каждый чужеродный белок организм вырабатывает спе- циальные «антибелки» – антитела. Механизм сопротивления возбудителям заболе- ваний называют иммунитетом. Помимо антител, растворенных в крови, имеются антитела на поверхности специальных клеток, которые захватывают чужеродные клетки. Это клеточный иммунитет, обеспечивающий в большинстве случаев и унич- тожение вновь возникающих раковых клеток. Чтобы предупредить заболевание, лю- дям и животным вводят ослабленные или убитые бактерии либо вирусы (вакцины), которые не вызывают болезнь, но заставляют специальные клетки организма произ- водить антитела против этих возбудителей. Если через некоторое время болезнет- ворная неослабленная бактерия или  вирус попадают в такой организм, они встреча- ют прочный защитный барьер из антител.

 

3.4 РОЛЬ БЕЛКОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

 

    Белки, распадаясь в организме, являются, так же как углеводы и жиры, источником энергии. Энергия, получаемая при распаде белков, может быть без всякого ущерба для организма  компенсирована энергией распада жиров и углеводов. Однако очень важно, что организм человека и животных не может обходиться без регулярного поступления белков извне.

    Опыт показывает, что даже довольно длительное выключение жиров или углеводов из питания животного не вызывает тяжелых расстройств здоровья. Но прием в течение нескольких дней пищи, не содержащей белков, приводит к серьезным нарушениям, а продолжительное безбелковое питание неизбежно кончается смертью животного. Все это имеет место даже при обильном питании углеводами и жирами.

    Какое же количество белка необходимо в питании человека, чтобы обеспечить сохранение его здоровья и работоспособности? «Коэффициент изнашивания» у взрослого человека составляет около 23 граммов белка. Но азотистое равновесие устанавливается при приеме более высоких количеств белка в пище, чем того требует так называемый «коэффициент изнашивания». В среднем азотистое равновесие устанавливается у человека при потреблении 30-45 граммов белка в сутки. Этот минимум белка, необходимый для того, чтобы поддерживать азотистое равновесие на рационе, полностью покрывающем энергетические потребности организма, получил название «физиологического минимума белка». Азотистое равновесие у человека и животных, таким образом, возможно, получить при приеме с пищей белка в количестве примерно вдвое большем, чем это необходимо по «коэффициенту изнашивания».

   Ученые пришли к выводу, что взрослый человек должен потреблять ежедневно при трате энергии в 1500 ккал не менее 100 грамм, а в жарком климате – не менее 120 грамм белка. Эти нормы соответствуют умственному труду или труду физическому, полностью механизированному. При расходовании большего количества энергии, то есть при физическом труде, недостаточно механизированном, необходимо добавочно 10 грамм белка на каждые 500 ккал.            Таким образом, при физическом труде с тратой энергии в 4000 ккал требуется 130-150 грамм белка в сутки. (Прил., табл. 1)

    Растущий организм испытывает потребность в белке в зависимости от возраста. Для удовлетворения потребностей организма существенным является не только количество, но и качество белков в пище. Различные белки отличаются друг от друга процентным содержанием аминокислот. В зависимости от аминокислотного состава, организму требуется одного белка больше, а другого меньше. В этом смысле можно говорить о различной биологической ценности белков. Биологическая ценность белка определяется также степенью усвоения его организмом. Белки, находящиеся в продуктах питания, потребляемых человеком, содержат в тех или иных количествах все аминокислоты. Изучение азотистого обмена у взрослых людей позволило сделать вывод, что для удовлетворительного самочувствия необходимо восемь незаменимых аминокислот и источники азота.

      Но установленные «оптимальные уровни» аминокислот в питании человека не являются постоянными при любых условиях. Они могут значительно возрастать, причем неравномерно для различных аминокислот, при некоторых физиологических или патологических состояниях. Если пища, состоящая из разных продуктов, содержит неполноценные белки с различным составом аминокислот, дополняющих одна другую, то в результате из нескольких продуктов с неполноценными белками мы получаем пищу с белковым составом, соответствующим требованиям организма. (Прил., табл. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.5 СИНТЕЗ БЕЛКА В КЛЕТКЕ

      Для  того, чтобы синтезировался белок,  информация о последовательности  аминокислот в его структуре  должна быть доставлена к рибосомам—органоидам  клетки, осуществляющим синтез белка.  Для этого на одной из цепей  молекулы ДНК синтезируется одноцепочечная молекула РНК, последовательность нуклеотидов которой точно соответствует последовательности нуклеотидов цепи ДНК. Так образуется информационная РНК (иРНК), которая затем перемещается в цитоплазму клетки.

      В цитоплазме на один из концов иРНК вступает рибрсома и начинает синтез полипептида. Рибосома перемещается по молекуле иРНК не плавно, а прерывисто, триплет за триплетом. (Прил., рис. 3)

      По мере  перемещения рибосомы по молекуле  иРНК к полипептидной цепочке одна за другой пристраиваются аминокислоты, соответствующие триплетам иРНК. Точное соответствие аминокислоты коду триплета иРНК обеспечивается транспортной РНК. Для каждой аминокислоты существует своя тРНК, один из триплетов которой соответствует строго определенному триплету иРНК. Точно так же каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к тРНК. После завершения синтеза полипептидная цепочка отделяестя от матрицы—молекулы иРНК. Молекула иРНК может использоваться для синтеза полипептидов многократно, как и рибосома.

     Поразительная  сложность системы биосинтеза  и ее высокая энергоемкость  обеспечивают высокую точность и упорядоченность синтеза полипептидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ  НА БЕЛКИ

  • Ксантопротеиновая–происходит взаимодействие ароматических и гетероатомных циклов в молекуле белка с концентрированной азотной кислотой, сопровождаю- щеееся появлением желтой окраски;
  • Биуретовая – происходит взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди(II) с образованием комплексных соединений между ионами Cu2+ и полипептидами. Реакция сопровождается появлением фиолетово–синей окраски.;
  • при нагревании белков со щелочью в присутствии солей свинца выпадает черный осадок, который содержит серу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    При исследовании этой темы, я изучила строение белков (белок представляет собой полипептид, содержащий сотни или тысячи аминокислотных звеньев); поняла, какую роль в нашей жизни играет эти вещества—важно, что организм человека и животных не может обходиться без регулярного поступления белков извне. Как показывали многочисленные опыты, при прекращении поступления в организм жиров и углеводов не было тяжелых расстройств здоровья, но при приеме пищи, не содержащей белков, в организме происходили серьезные нарушения.

  В будущем знание белков мне очень пригодится, потому что моя будущая профессия—эколог, и знание таких веществ как белки в ней немаловажно.  В связи с профессией, я буду углублять свои знания о белках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1. Суточные нормы белка для взрослого человека, г.

 

Умственного и легкого  физи- ческого труда

Механизированного физического  труда

Немеханизированного физического  труда

Тяжелого физического труда

100–110

110–120

120–140

140–160


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Перечень продуктов, которые обеспечивают необходимое

количество  белковых веществ.

Наименование продукта

Количество г.

Белковые вещества

Ржаной хлеб

250

12,8

Белый хлеб

200

14,3

Крупа

30

2,8

Макароны

10

0,9

Мука пшеничная

20

1,9

Мясо

150

22,7

Рыба

100

9,4

Молоко

400

14,2

Творог, сыр

70

11,2

Сметана

30

0,6

Сливочное масло

30

0,1

Яйца

1/2шт.

2,6

Картофель

400

4,2

Овощи

300

3,5

Фрукты, ягоды (свежие)

200

0,8

     

Итого:

 

102,0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Синтез полипептидной цепи на рибосоме.

 

А, Б, В, Г—последовательные стадии трансляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Баранова Т. А. Правильное питание. ― М.: Интербук, 1991
  2. Беляев Д. К. Общая биология.— М.: просвещение,2002
  3. Габриелян О. С.  Химия 10 класс.— М.: Дрофа, 2001 
  4. Габриелян О. С.  Химия 11 класс.— М.: Дрофа, 2002 
  5. Хомченко Г. П. Химия для поступающих в вузы.— М.:Высшая школа,1985

 

 




Информация о работе Белки - основа жизни