Было бы, однако несправедливым
утверждать, что правительство Тэтчер
не принимало
мер к увеличению занятости, и недооценивать
трудность этой задачи. Правительство
разработало специальную программу увеличения
числа рабочих мест, и намеченные им мероприятия
представляют интерес и для нашей страны
в свете проводимых экономических реформ.
Была одобрена программа учебы молодежи
на 400 тыс. в год. Правительство утвердило
также программу преждевременного выхода
на пенсию, по которой к весне 1982 года до
срока ушло на пенсию около 130 тыс. человек.
Оно стимулировало также расширение количества
мест за счет перевода части рабочих на
неполный рабочий день или неполную неделю.
Эти меры в некоторой степени способствовали
уменьшению роста безработицы и приспособлению
рабочей силы к нуждам новых, модернизированных
отраслей промышленности.
Социальные условия
английских трудящихся продолжали катастрофически
ухудшаться. Касалось ли это вопросов
безработицы, преступности, Северной Ирландии
или здравоохранения - во всех областях
дела шли все хуже.
Начались демонстрации рабочих,
занятых на общественных работах,
или людей, зависимых от пособий. Иногда
эти стычки становились особенно непристойными.
Тэтчер, тем не менее, понимала, что орущие,
плохо одетые и грязные демонстранты являлись
ее скрытыми союзниками: каждый телевизионный
показ, каждый радиорепортаж о них завоевывал
для нее поддержку, поскольку широкая
публика не могла не воспринимать этих
оборванцев как паразитов. Система социальной
помощи разрослась до таких необузданных
пределов, что почти каждый в стране знал
лично или слышал о таких людях, которые
жили лучше на социальные пособия, чем
могли бы жить честным заработком.
То, что «сокращения» Тэтчер отвергались
большинством университетских экономистов
и даже значительной частью
ее собственного кабинета, не
говоря уже о профсоюзах, казалось,
делало ее изоляцию от общества еще большей.
Для того чтобы сократить расходы на социальные
программы, здравоохранение и образование,
в подобных обстоятельствах требовалось
огромное мужество. Маргарет Тэтчер действовала
успешно, во всяком случае, в отношении
борьбы с инфляцией, которая в 1984 году
упала до 4 процентов. Но это требовало
жертв. Производства, существование которых
поддерживалось правительственными субсидиями26,
сократились или полностью обанкротились,
а количество безработных достигло трех
миллионов человек. Таким образом, образовалась
огромная пропасть между процветающей
южной частью Англии и восточной Шотландией.
Доказать преимущества своих
экономических планов Тэтчер
за первые четыре год не
удалось. Мешали многие факторы:
общий упадок экономики в странах Запада,
включая Англию, фактор времени. Тэтчер
не раз говорила, что 4 года - слишком малый
срок для реализации планов перестройки
экономики, что для этого нужно, по крайней
мере, 8 - 10 лет. Теперь она их получила,
и потому второе премьерство было решающим
для политики «тэтчеризма». И первое, с
чего Тэтчер начала, - это укрепление своего
личного влияния в кабинете и партии, усиление
авторитарного режима, устранение всего
и всех, кто мешал, по мнению премьера,
осуществлению ее планов. Препятствием
для осуществления экономической программы
Тэтчер считала деятельность профсоюзов
по отстаиванию социальных прав трудящихся.
В своей монетаристской программе на первое
место она ставила резкое сокращение инфляции
и "обуздание" профсоюзов.
Так или иначе, к 1984 году
экономика страны снова начала
быстро расти. Конечно, сыграло
свою роль и то, что противники
г-жи Тэтчер были сильно раздроблены,
а внутренняя оппозиция в Консервативной
партии не могла предложить
серьезной альтернативной политики.
Однако для того, чтобы продолжать битву
перед лицом жесткой критики, нужны были
особая отвага и целеустремленность.
2.1.2
Отношения с профсоюзами
В период второго срока правительство
Тэтчер начало еще более решительно
осуществлять свою программу.
Поскольку борьба с инфляцией
была успешной, находилось все
меньше оправданий крупным ежегодным
повышениям зарплат, которых требовали
профсоюзы. Тэтчер говорила: «В
этой стране есть люди, которых
можно и нужно назвать великими
разрушителями; они мечтают уничтожить
суть свободного общества, которое мы
имеем. Многие из этих разрушителей находятся
в профсоюзах»27. Из всех профсоюзов
самым опасным был профсоюз шахтеров,
лидер которого, марксист Артур Скаргилл,
хотел использовать свое влияние на положение
в промышленности, чтобы уничтожить «капиталистическое»28
правительство. Шахтеры и в самом деле
сокрушили правительство Хита в феврале
1974 года и за два года до этого подорвали
его экономическую политику. В 1984 году
Скаргилл снова направил своих людей в
бой: как и в 1974-м, шахтеры блокировали
электростанции, с тем чтобы полностью
лишить страну энергоснабжения. Большинство
членов правительства считали, что шахтеров
победить невозможно. Маргарет Тэтчер
думала иначе и поддержала своих компетентных
помощников Найджела Лосона и Николоса
Ридли, которые предложили заранее заготовить
значительные запасы угля, и призвала
полицию применять все разрешенные законом
средства для поддержания порядка. Сказалось
и то, что многие шахтеры сами чувствовали,
что Скаргилл был тираном, эксплуатировавшим
их собственных политических целях. Через
год забастовка захлебнулась. Это была
последняя старомодная классовая драма
из тех, что регулярно случались в британской
промышленности с 1911 года. После этого
и вплоть до наших дней небольшие забастовки
в Великобритании можно пересчитать по
пальцам, а профсоюзы в целом полностью
утратили свое некогда доминирующее положение
в обществе и потеряли свою позицию важной
спицы в колесе.
2.1.3
Приватизация государственных
предприятий
В целом, «тэтчеризм» осуществлялся
в соответствии с концепцией
экономики предложения, предполагавшей
отход от идеи приоритета спроса
в пользу поддержки предложения.
Экономика предложения по-английски29
включала в себя:
- отмену прямого
государственного контроля;
- стимулирование
конкуренции на внутреннем рынке;
- минимальное
государственное регулирование;
- селективную
поддержку ряда сфер, в которых рыночные
механизмы оказываются неэффективными,
но данные сферы жизненно необратимы для
всего национального хозяйства (атомная
энергетика, некоторые виды транспорта
и т.п.);
- приватизацию,
активизацию роли частного сектора в экономике.
Приватизация обобществленного
сектора — один из основных
элементов проведенной Тэтчер перестройки
экономики. В беседах, в том числе и с нашими
экономистами, она не раз отмечала негибкость
государственных предприятий, их запоздалое
реагирование на постоянно меняющиеся
потребности рынка. Поскольку эти предприятия,
говорила она, состоят на довольстве у
государства, у них нет нужды заботиться
о выживании.
В результате государство избавляется
от прежних неэффективных и
убыточных предприятий, которые
становятся высокодоходными в
руках частного сектора, оставляя
себе либо эффективные государственные
предприятия, либо жизненно важные сферы
экономической активности. Новая роль
государства – это косвенное регулирование
экономики через монетарную и фискальную
политику, обеспечение экономического
роста при низком уровне инфляции и здоровых
государственных финансах.
Примером
успешного функционирования прежде
убыточных государственных компаний
в руках частного сектора может
служить авиакомпания British Airways30.
Убыточная государственная авиакомпания
смогла уже через два года стать рентабельной
и войти в десятку крупнейших авиакомпаний
мира, перейдя в результате приватизации,
под частное управление и контроль. Сейчас
British Airways – авиакомпания номер один в
мире, она возглавляет мощный авиа альянс
Oneworld, под ее контролем находиться множество
английских региональных и иностранных
авиакомпаний. Консерваторам и их лидеру
М. Тэтчер удалось добиться значительных
успехов именно в изменении философии
бизнеса в стране. Через приватизацию
и усиление роли сфер услуг, в которой
создавались рабочие места для высвобождавшейся
в промышленном секторе рабочей силы,
Великобритания получила высокоэффективную
структуру смешанной экономики31.
Новая корпоративная культура Великобритании
предполагает лидерство частного бизнеса,
отсутствие преград для его развития со
стороны государства. Во время правления
Маргарет Тэтчер в стране был создан благоприятный
экономический климат, замечательные
условия для инвестирования.
Важная задача правительства
— создание наиболее благоприятных
условий для частного бизнеса,
который вправе добиваться повышения
прибылей при условии полной ответственности
за результаты собственной деятельности.
Особенность тэтчеровского варианта приватизации
— широкая распродажа акций мелким владельцам.
Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать
к философии собственничества массу рядовых
англичан.
Отличие английской модели экономики
– менее активная роль
государства и свобода частному
предпринимательству. Все это
является следствием
радикальных экономических реформ
Тэтчер. Хотя английские неоконсервативные32
реформы не обошлись без социальных конфликтов,
самое главное, что удалось сделать М.
Тэтчер – это разрушить социально – экономические
основы коллективистских традиций британцев,
стимулировать свободный рынок и личную
ответственность предпринимателей и работников.
3
ГЛАВА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ И ПОСЛЕДНИЕ
ГОДЫ
ПРАВЛЕНИЯ МАРГАРЕТ
ТЭТЧЕР.
3.1
Диалоги Тэтчер
и Горбачева.
Международные отношения не были
самой сильной стороной Маргарет
Тэтчер. Хотя в 1970-х она и участвовала
в нескольких зарубежных визитах, но чувствовала
себя как дома только в Соединенных Штатах.
Ее взгляды на Советский Союз сформировались
под влиянием специалистов по советам
специалистов по советской и российской
истории. Во многом она полагалась на советы
американских правых. В то же время в Советском
Союзе ясно осознавалась необходимость
установить контакт с людьми из окружения
Тэтчер.
В декабре 1984 года Горбачев
сам приехал в Лондон, и это
стало началом знаменательного
периода, когда он и Маргарет Тэтчер
сформировали своеобразный дуэт. Она выступала
на советском телевидении, отвечала на
вопросы нескольких журналистов. Тэтчер
с достоинством говорила правду, избегая
личные выпады, которые могли разрушить
взаимопонимание наций.
Тэтчер, несомненно, обладает определенным
артистизмом, что немаловажно в политике.
Готовясь к той или иной встрече с Горбачевым,
она не только взвешивала политические
аспекты предстоящего разговора, но
и отрабатывала каждый свой жест, даже
взгляд.
«Политические деятели не руководствуются
любовью или ненавистью, их направляют
интересы, а не чувства»33.
Главной особенностью советско-английского
диалога явилось то, что он
был построен на крупных международных
проблемах, касающихся в первую
очередь вопросов войны и мира, разоружения.
Это был
диалог,
в ходе которого стороны излагали
свои принципиальные позиции, свое
философское видение мира.
Тэтчер в дискуссиях отстаивала
линию на сохранение британского
ядерного оружия, подчеркивая
его "миротворческую"34
роль, заявляя, что для британского правительства
такое оружие — это "гарант веса
и престижа Англии в мировом сообществе"35.
Горбачев же, как известно, выступал
за ликвидацию ядерных арсеналов.
Тэтчер
последовательно поддерживала Горбачева
в его планах реформ и понимала,
что эти реформы не идут в сторону укрепления
социализма. Она не была сторонником
социалистических идей и не скрывала этого
ни в публичных выступлениях, ни в беседах
с советским лидером.
Дружба
двух государственных лидеров при
доверительных отношениях была
плодотворна. Появились новые отношения
доверия и поддержки. Ушли накопленные
годами недоверия и подозрения по
отношению к СССР.
Взгляд Тэтчер на СССР изменились.
Тэтчер в диалогах с Горбачевым принимала
активно участие в решение основных проблем
международного характера. Великобритания
не обладала достаточным весом в международной
политике, чтобы играть ведущую роль в
международных процессах. Но в середине
1980–х Маргарет Тэтчер сыграла созидательную
роль, которой вовсе от нее не ожидали,
когда она только заняла свой пост в 1979
году.
Можно утверждать, что международная
политика может стать смертельно
опасной для лидера любой страны.
Обывателя зачастую представляет
собой не более чем «систему выездного
отдыха для аристократии»36. Зарубежные
поездки на самом деле могут показаться
неплохим развлечением после скучных
провинциальных домашних забот: насколько
приятней определять судьбы мира с каким-нибудь
всемирно известным иностранным лидером!
Тем не менее в большинстве случаев это
просто трата сил и времени без всякой
пользы для внутренней политики, поскольку
большинство избирателей это просто не
волнует. Начиная с 1986 года, дела правительства
Тэтчер пошли все хуже и хуже, и в результате
сложилась парадоксальная ситуация: сама
Тэтчер находилась в центре внимания за
рубежом, в то время как дома созидательная
сила правительства выдыхалась.