Взгляды Маргарет Тэтчер на государственое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

В самой Великобритании количество опубликованных уже биографий Тэтчер исчисляется десятками, множество работ посвящено отдельным аспектам ее политики.
Ольга Воропаева в книге «Маргарет Тэтчер» отразила основные этапы жизненного пути видного политика XX столетия. Так как годы правления Маргарет Тэтчер ознаменовались столь серьезными изменениями в социально-политической жизни страны, что стало восприниматься и специалистами, и широким общественным мнением как один из ключевых моментов в британской истории.
Перегудов С. П. в своем издании «Тэтчер и тэтчеризм» делал упор на освещение определенных политических установок, которые проводила в жизнь Маргарет Тэтчер.
Объектом данной курсовой работы является личность Маргарет Тэтчер и ее политическая деятельность.
Предметом для изучения стали взгляды Тэтчер на государственное управление.
Целью моей курсовой работы было выяснить особенности представлений Маргарет Тэтчер о государственном управлении.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить личность и политическую деятельность Маргарет Тэтчер.
- выявить главные особенности ее управления.
- определить основные методы ее управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Портрет Маргарет Тэтчер……………………………………………….5
«Железная леди»………………………………………………5
Стиль управления Маргарет Тэтчер…………………………9
Глава 2
«Тэтчеризм»……………………………………………………………..12
2.1. Принципы экономической политики Тэтчер…………………..12
2.1.1. Политика в сфере инфляции…………………………………..13
2.1.2. Отношения с профсоюзами……………………………………19
2.1.3. Приватизация государственных предприятий.………………20
Глава 3
Международные отношения и последние годы
правления Маргарет Тэтчер……………………………………23
3.1 Диалоги Тэтчер и Горбачева……………………………………...23
3.2 Отставка Маргарет Тэтчер………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………….28
Список источников и литературы………………………………………30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2008.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

         В мае 1979 года Маргарет Тэтчер  стала премьер-министром Великобритании, набрав почти 44% голосов избирателей.

Новому  премьер-министру досталось тяжелое наследство, страна была в длительном экономическом кризисе. В казне было мало денег, государственным служащим начали задерживать зарплату, инфляция достигала 20-25%. Впервые в истории Англии в центральных парках стали появляться неухоженные газоны.  Приезжим из Европы, особенно из Германии, казалось, что они попадали в какую-то страну третьего мира: в некоторых крупнейших городах севера Англии уровень безысходности, бедности и убожества окружающих пейзажей был таким, что подобного нельзя было отыскать нигде к западу. Британский посол в Париже был прав, когда жаловался своему министру иностранных дел, утверждая, что внешняя политика страны как таковая теряла всякий смысл, поскольку страна просто не могла себе позволить никакой внешней политики. Таков был печальный финал послевоенной эпохи.

         В 1970-е годы Англию прозвали  «больным человеком Европы». Лечить  Англию пытались многие премьеры  до Тэтчер, но тут же пугались  трудностей и поворачивали вспять. «Железная леди» заявила: «Поворачивайте же назад, если хотите. Женщина, стоящая перед вами, - не для разворотов на 180. Женщину нельзя повернуть вспять!» Это был один из редких моментов, когда она апеллировала к своему полу. Обычно Тэтчер утверждала: «Я не замечаю, что я женщина. Я считаю себя премьер-министром». В ее кабинете не было других женщин, но жесткая воля и непреклонность завоевали ей славу «единственного настоящего мужчины в правительстве»7

         Методы, с помощью которых Маргарет  Тэтчер собиралась поднимать  страну, на самом деле были совершенно стандартные. Однако за их внедрение в экономику ей пришлось вести такую борьбу, что события тех лет впоследствии были названы журналистами и исследователями "исторической битвой за Британию".8 

1.2 Стиль управления  Маргарет Тэтчер

         На протяжении всего срока правления практически любая заметная в культурной элите фигура считала своим долгом выразить неприятие по отношению к личности и деятельности премьер – министра.

В начале ее правления широкие круги образованной публики были настроены по отношению к Маргарет Тэтчер враждебно. Почти весь свет британской экономической мысли, последователи и ученики Джона Мэйндера Кейнса9, в открытом письме в «Таймс» утверждали, что Тэтчер превратит страну в руины. Мэри Уорнок, знаменитый философ, чья мощная компетенция простирается от вопросов морали и до технологии генной инженерии, например когда ее попросили поделиться мнением о Маргарет Тэтчер, смогла ответить только одно: «Эти шляпки…». Ученый совет Оксфордского университета отказался присвоить Тэтчер почетную степень. На  любой встрече международного клуба писатели из стран были поражены тем, как известные британские авторы язвительно и подолгу критиковали своего нового премьер-министра. За пределами Англии всегда вызывало удивление то, что лидер, который действует очень успешно, вызывает столь лютую ненависть местной интеллигенции.

         Такой реакции со стороны британской  элиты следовало ожидать, так  как Маргарет Тэтчер не только  начала проводить жесткую политику, но и работать с ней было не легко.

         Для ее стиля не характерен  принцип свободного обсуждения  спорных вопросов с коллегами.  «Она считает, что «ее» министры  должны руководить министерствами, а не помогать принимать решения  об общем ведении дел в правительстве»10, -  пишет по этому поводу журнал «Экономист». С тех пор как «железная леди» стала во главе кабинета, «звон бьющихся стекол и грохот ломающейся мебели на Даунинг-стрит» вошли в обычай. Она резко обращалась с коллегами по кабинету. За восемь неполных лет, начиная с 1979 года, в отставку подали около двадцать министров. Она никогда не прощала ошибок, не терпела подхалимов, презирала их и резко ставила место. Однако она ценила преданных людей.

         Главной страстью Маргарет Тэтчер  было общение с сильными натурами на политической сцене, даже если это общение выливается в острый диалог и принципиальный спор. Тэтчер тянуло к государственным мужам, от которых, по ее выражению, "исходит магнетизм власти и популярности"11. Особенно к тем, кто в ее глазах способен вести диалог со знанием дела, на высоком интеллектуальном уровне.

Тэтчер  удивительно лояльна как союзник, она всегда поддерживала близких  ей коллег до последнего. Неугодных  же «раздавливала, как мух», «расплющивала»12.

         Личностные качества Тэтчер нашли отражение не только в стиле ее руководства, но и в обозначении ее политике как «тетчеризма»13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ГЛАВА. «ТЭТЧЕРИЗМ» 

2.1 Принципы экономической  политики Тэтчер

         В британской политической жизни прочно утвердился термин «тэтчеризм». Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тэтчер, а также ее  специфический стиль руководства. Политическая философия «тэтчеризма» небезынтересна. Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово "монетаризм", предпочитая ему такое выражение, как "демократия собственников"14.

         Базу тэтчеровского экономического  курса составляла монетаристская15 концепция, отдающая приоритет снижению инфляции посредством сдерживания роста денежной массы и выпуска ее в таком объеме, который был бы в прямой зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Укрепление позиции монетаризма в Англии на рубеже 70-х—начала 80-х годов не случайно. Это была своего рода реакция национальной монополистической буржуазии на непрекращающееся снижение конкурентоспособности британских монополий на мировом рынке и, следовательно, падение роли Англии в капиталистическом мире; реакция крупного капитала, почувствовавшего реальную угрозу своим прибылям и вставшего на их защиту. Обращая внимание на ухудшение дел в экономике страны, сторонники монетаризма в стремлении приостановить этот процесс возлагают всю ответственность за него на государство, профсоюзы, широкие народные массы.

          Кредитно-денежное регулирование  – основной рычаг воздействия  на хозяйственную конъюнктуру16. Правительство Тэтчер последовательно осуществляло перестройку налоговой системы. Уменьшение налогообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую активность.  
М. Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Контроль над инфляцией означал контроль над выпуском денег, и поэтому – над кредитной политикой.

Доктрина, разработанная Тэтчер, отвергалась  почти каждым сколько-нибудь заметным экономистом, и конечно, в ней  было множество недостатков.  

2.1.1 Политика в сфере  инфляции

         Первые национальные бюджеты  правительства Маргарет Тэтчер, да и вся ее экономическая  стратегия в целом, были направлены  на одну цель – победить  инфляцию как источник всех  зол. Для наведения порядка  она продемонстрировала подлинную решимость во всем, что можно объяснить с помощью простого здравого смысла. Бюджет должен был быть поставлен под контроль. Это означало «сокращения»17. Бюджет 1979/80 года составили в рекордно короткий срок - через пять недель после победы на выборах. В его разработке Тэтчер приняла самое непосредственное участие. Бюджеты18 1979 - 1981 годов были особенно важными, ибо они имели целью создать условия для осуществления политики монетаризма. Бюджет ознаменовал собой радикальное изменение прежнего курса правительства в области финансов. Главное в нем - снижение прямых налогов.

Официальное открытие сессии парламента нового созыва состоялось только через 12 дней после  выборов. Королева прочла подготовленную премьер-министром речь, в которой  объявлялась законодательная повестка на предстоящую сессию:

  • Расходы на оборону должны быть увеличены;
  • Первоочередное внимание стало уделяться укреплению законности и порядку с немедленным ассигнованием 100 миллионов долларов на повышение заработной платы полицейским;
  • Англия должна сохранять свои собственные ядерные средства, а также повышать свой вклад в НАТО;
  • Англия станет играть «полную и конструктивную роль»19 в Общем рынке, при том, что правительство будет добиваться лучших условий для её членства;
  • Будут внесены законы, ограничивающие свободу действий бастующих и пикетчиков и статус «закрытых предприятий»20, где на работу принимаются только члены определенного профсоюза;
  • Будет поощряться выкуп жилья у государства жильцам жилого государственного фонда;
  • Государственная собственность будет сокращаться;
  • Будет поощряться частное медобслуживания;
  • Будут введены жесткие меры регулирования иммиграции;
  • Контроль над системой школьного образования будет передан местным властям.

Гвоздем программы стала реформа налогообложения. " Путем снижения бремени прямых налогов и ограничения притязаний государственного сектора на ресурсы страны моё правительство приступит к восстановлению стимулов поощрения производительности и создания климата, благоприятного для процветания торговли и промышленности"21
Не прошло и месяца, как Тэтчер приступила к осуществления своих программ, начиная с первого бюджета Подоходные налоги сокращались почти на 12 млрд. долларов. Налоговые ставки на самые высокие доходы, выше 50 тыс. долларов, снижались с 83% до 60% , самые низкие ставки подоходного налога снижались с 33 % до 30 %. Налог на добавленную стоимость, налог с оборота, частично возмещал доходы, сократившиеся от снижения подоходных налогов. Ставки этого налога подскочили с 8 % и 12,5 % до единой 15% , что должно было увеличить и без того уже 17 % инфляцию еще на несколько процентов. В результате повышения налога на добавленную стоимость цена пинты пива возросла на 10 %, а на " роллс-ройс" - на 4000 долларов. Были также обложены повышенными налогами на потребление сигареты, спиртные напитки и бензин. Поднялась базисная ставка ссудного процента с 12 % до 14 %, что укрепило фунт, но удорожало английские экспортные товары, сделав их менее конкурентно способными. В планах были продажи государственных активов на сумму 2,4 млрд. долларов. Государственные расходы на жилищное строительство, образование, энергетику, транспорт, иностранную помощь и помощь городам подлежали сокращению на 10 млрд. долларов, а субсидирование промышленности - на полмиллиарда долларов. Назначение данного бюджета состояло в том, чтобы «восстановить стимулы и сделать так, чтобы работать имело смысл»22.  
Предельная налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена до 25 %. Высшая ставка на доход от капиталовложений, введенная раньше лейбористами, составляла 98%, то есть означала почти конфискацию крупных доходов. Теперь она была понижена до 75%. Это означало значительное увеличение чистой прибыли, которой монополии могли теперь распоряжаться как угодно, в том числе и для технического обновления. Крупный бизнес торжествовал. Но не забыли и мелких предпринимателей. Раньше дивиденды облагались налогами, начиная с 1700 фунтов стерлингов, теперь - только с 5 тысяч. По некоторым подсчетам, несколько тысяч мелких фирм (всего около 1,5 млн. человек) освобождались от уплаты налогов и могли расширять и модернизировать свои предприятия. Уменьшение налогов создало брешь в бюджете. По одним данным она равнялась 3,5 млрд. фунтов стерлингов, по другим - 4,5 млрд. Прежде всего, были увеличены косвенные налоги путем повышения налога на добавленную стоимость, то есть налога, который приплюсовывался к цене продаваемого товара. Он был увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог был, прежде всего, по карману рядового покупателя, повышая главным образом цены товаров повышенного спроса.

         Тэтчер и члены ее кабинета  министров знали, что бюджет  будет     непопулярным. " Это пакет крутых мер. Но  необходимость в крутых мерах  вызвана тем положением, которое  мы унаследовали"23. Премьер- министра тревожило возможное усиление инфляции в результате резкого увеличения НДС, но, в общем, и целом пакет соответствовал ее обещаниям, что ее радовало. Она не хотела оставлять какой бы то ни было неясности в отношении своих намерений, ее бюджет был призван сыграть роль холодного душа. Озноб был неизбежен, но наконец-то дело пойдет к спасению Англии.

          В самом бюджете была заложена  идея повышения стоимости жизни.  Но Тэтчер полагала, что англичане  переживут это,  надеясь на  лучшее будущее. Однако в течение  первого года ее правления инфляция выросла больше, чем вдвое, безработица также увеличилась почти вдвое.

           Еще более важным (но тяжелым  для рядовых англичан), дававший  новый импульс развитию, был третий  бюджет правительства Тэтчер. История  его достаточно любопытна, чтобы остановится на ней подробнее. 
В январе 1981 года Тэтчер пригласила на должность главного экономического советника профессора Алана Уолтерса - одного из главных архитекторов монетаризма. По его совету были внесены некоторые изменения в антиинфляционную политику. Уолтерс предложил, в частности, сократить займы, которые шли на расходы по государственному сектору, на 4 млрд. фунтов стерлингов. Тэтчер возмутилась и накричала на него: "Вы - теоретик, а не практик. Попробуйте пойти с этим предложением в палату общин"24.  
         Тэтчер пригласила к себе в резиденцию Хау, главных сотрудников министерства финансов, Уолтерса и продиктовала основные направления нового бюджета. Главным в нем было еще большее увеличение косвенных налогов, в том числе на бензин и машинные масла
, автомобили, сигареты и спиртные напитки. По всем кейнсианским25 теориям, во время упадка экономики правительство должно увеличивать расходы. Но Тэтчер отвергла теорию Кейнса и выдвинула прямо противоположное кейнсианству решение - увеличить налоги и сократить расходы.

         Вся политика «тэтчеризма» вела к росту безработицы, и понадобилось, как-то объяснить стране, почему безработица становится проблемой номер один. Тогда Тэтчер выдвинула теорию, согласно которой в первое время реформы еще не дают эффективных результатов и рост безработицы неизбежен. Английское общество должно "перетерпеть" первый период новых мероприятий правительства.

Информация о работе Взгляды Маргарет Тэтчер на государственое управление