Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:48, реферат
Целью данного реферата является ознакомление с типами и направлениями государственной политики в Российской Федерации, а также механизмом реализации государственной политики страны.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
изучить теоретические основы государственной политики;
выявить основные типы и направления государственной политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие государственной политики 5
1.2 Идеологический аспект государственной политики 6
2 ТИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 9
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
а) политические институты, отвечающие за формирование стратегии в области государственного строительства;
б) исполнительные государственные органы, отвечающие за ее реализацию;
в) обеспечивающая экспертно-аналитическая инфраструктура, включая научно-информационные службы, исследовательские центры, учебные учреждения, профессиональные ассоциации и др. [20]
Реформирование госаппарата охватывает многие области и происходит по различным направлениям, но главными аспектами являются следующие.
1. Преобразование взаимоотношений исполнительных органов власти с другими государственными институтами власти, как по горизонтали, так и по вертикали (конституционно-политический аспект).
2. Совершенствование организационных структур и механизмов деятельности и координации: правительство, федеральная исполнительная власть, региональное и местное управление (организационный аспект).
3. Улучшение административных процедур и процессов (функциональный аспект).
4. Модернизация кадровой политики и системы государственной службы (кадровый аспект).
5. Изменение системы управления государственными финансами и методов разработки бюджета (финансовый аспект). [15]
В более широком контексте важно учитывать три фактора, влияющие на деятельность и реформирование государственного аппарата. Это политические, институциональные и организационно-административн
Полезно делать общий обзор административной политики в стране за текущий год, выделяя такие важные моменты, как: а) принятие основных нормативных документов и решений по отдельным направлениям политики; б) содержание политики в конкретных сферах; в) ресурсы и эффективность работы ответственных исполнителей; г) основные тенденции, перспективы, проблемы и общая оценка результатов выполнения политики. [10]
Систематическое обновление функций и организационных структур в государственном управлении, использование современных методов менеджмента и информационных технологий являются объективной закономерностью. В соответствии с этой тенденцией на место консервативной стабильности приходит динамическая стабильность, связанная с тем, что модернизация и совершенствование государственного аппарата становится постоянной функцией и одной из основных задач любого правительства, что требует формирования эффективной административно-правовой политики. Если рассмотреть современную ситуацию в России, то приходится, к сожалению, признать, что на данный момент в стране отсутствует эффективная и целостная административная политика, которая заменяется отдельными программами реформирования судебной системы, госслужбы, местного самоуправления и т. д.
В заключение отметим, что государственные решения могут разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях, в зависимости от масштаба решаемой проблемы, ее характера и объекта. Уровень определяет цели и стратегию политики, состав участвующих организаций и индивидов, методы осуществления, возможные последствия и результаты. Обычно речь идет о трех уровнях государственной политики:
макроуровень, когда государственные решения затрагивают население всей страны;
мезоуровень – решения относятся к отдельным отраслям, сферам и направлениям;
микроуровень, когда решения относятся к отдельным организациям, общинам или индивидам, т. е. затрагивают отдельные, частные проблемы.[9]
Если речь идет о самом политическом процессе, то тогда на макроуровне изучаются проблемы взаимоотношения между политикой и экономикой в государственном управлении и особенностями политического цикла при развитии политики на общегосударственном или отраслевом уровне. На микроуровне рассматриваются вопросы организации управления, модели поведения субъектов политики, стили управления и лидерства и т. д.
Хотя государство регулирует и контролирует большинство областей социальной жизни общества, однако основным объектом государственного воздействия является государственный сектор, в который входят:
отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование;
оборонный и научно-технический комплекс, включая фундаментальную науку и высокие технологии;
топливно-энергетический комплекс;
инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, телекоммуникации;
природный комплекс: космос, мировой океан, охрана окружающей среды и природных ресурсов;
аграрно-промышленный комплекс в части обеспечения продовольствием.
Данный вопрос неотделим от проблемы государственных расходов, которые в развитых странах составляют в среднем 40-50% к ВВП. [13]
В последнее время наблюдается тенденция по переориентации оценки государственной политики с количественных на качественные показатели, с увеличения масштаба государственного вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения потребностей населения и отдельных социальных групп.
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Лучшее правило политики не слишком управлять.
Жан Поль
Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий:
1. определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).
2. разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3. осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4. оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).[5]
Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором – разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем – осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном – оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства). Содержание и результаты этапов представлены в таблице 3. [15]
Таблица 3 Содержание и результаты этапов формирования и реализации государственной политики
Содержание этапа
| Результат этапа
|
Определение общественных проблем, целей, приоритетов и направлений политики
| Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти
|
Разработка и легитимация политики
| Официальный документ о государственной политике или программе
|
Осуществления и мониторинг политики
| Практические действия органов государственной власти
|
Оценка и регулирование политики
| Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы
|
На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:
объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;
осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;
осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.
В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, и реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.
После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:
действия в интересах какой-то одной социальной группы;
учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;
решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;
тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.[19]
Важно отметить, что в разработке и реализации государственной политики принимают участие частные и общественные структуры и организации, а не только органы государственной власти и управления. Это значительно усложняет процесс разработки и выполнения политики, так как эти структуры стремятся отстаивать свои групповые интересы и порой бывает трудно найти разумный компромисс и прийти к согласию.
На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.
В научной литературе о государственной политике основное внимание уделяется таким аспектам, как:
процесс разработки политики;
содержание политики в определенной сфере;
результаты и последствия политики;
методы обоснования политики;
аналитические исследования и др.[12]
Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:
1) законодательные (представительные) органы власти;
2) исполнительные органы власти;
3) группы интересов и группы давления.
В отдельных случаях это ведет к созданию «железного треугольника», в котором каждый из участников играет отведенную ему роль, выполняя определенные функции, которые различается на каждом из этапов. Вместе они могут существенно влиять на разработку и реализацию политики в определенной сфере, отстаивая корпоративные интересы.[17]
Таким образом? происходит процесс подключения граждан к решению различных общественных проблем и формируется механизм, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданами, направленный на повышение качества государственных услуг, облегчение административных процедур, получение информации о выполнении политики и ее эффективности со стороны населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были исследованы типы и направления государственной политики. Задачи, поставленные в начале работы – выполнены.
Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине ее плохого исполнения. Поэтому невозможно отделить разработку государственной политики от ее реализации, так как еще на подготовительном этапе необходимо учитывать и анализировать то, в какой степени планы и программы реализуемы в конкретных условиях. Кроме того, на всех этапах – разработки, реализации, оценки – существуют общие проблемы, которые необходимо изучать и решением которых лучше заниматься. Еще один вывод, следующий из опыта многих стран, состоит в том, что большую роль играет политическая среда, в которой реализуется данная политика, в том числе уровень сотрудничества между политиками и администраторами, центральными и местными структурами; степень поддержки политических лидеров и т.д.[14]
Из этого следует, что проведение в жизнь государственной политики является сложным процессом, объединяющим как политическую, так и административную деятельность.
Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих, нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических.
Информация о работе Типы и направления государственной политики