Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:48, реферат
Целью данного реферата является ознакомление с типами и направлениями государственной политики в Российской Федерации, а также механизмом реализации государственной политики страны.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
изучить теоретические основы государственной политики;
выявить основные типы и направления государственной политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие государственной политики 5
1.2 Идеологический аспект государственной политики 6
2 ТИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 9
3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Основные сферы государственной (общественной) политики
Экономическая политика | Социальная политика | Государственно-правовая политика | Внешняя политика |
Промышленная Аграрная Налоговая Денежно-кредитная Региональная Структурная и др. | Образовательная Культурная Демографическая Национальная Молодежная Пенсионная и др. | Законодательная Криминальная Судебная Кадровая Административная | Оборонная Иностранная Внешнеэкономическая Национальная безопасность |
Рисунок 1 Основные сферы государственной политики
Для реализации государственной политики в этих названных сферах создаются соответствующие системы государственного управления, которые включают государственные организации и ведомства, непосредственно разрабатывающие или реализующие политику и несущие за это ответственность.
Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления (вертикальное деление):
местная (муниципальная, городская);
региональная (территориальная);
общегосударственная (общенациональная);
международная и мировая политика.
По функциям политику разделяют на:
а) внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства;
б) внешнюю – регулирование отношений данного государства с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международных отношений.[13]
Традиционно в системе общегосударственной политики также выделяют отраслевую, структурную и территориальную политику. Так, при составлении текущих планов социально-экономического развития России мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:
финансовая, денежная и ценовая политика;
структурная политика;
аграрная политика;
социальная политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика.
Политика является динамичным процессом, требующим принятия постоянных решений, поэтому в зависимости от их характера и содержания существующих проблем государственная политика и решения могут быть четырех типов:
решение оперативных, рутинных по характеру административных дел и общественных вопросов;
решение текущих проблем среднего уровня важности, таких как принятие бюджета, административные реорганизации, налоговые и таможенные инновации и др.;
решение новых вопросов высшего уровня актуальности, связанных с масштабными изменениями и особой ситуацией, такими, как инициативы в иностранной политике, решение энергетических проблем и др.;
новые стратегические инициативы в государственной политике, направленные на решение общенациональных вопросов, которые затрагивают основы жизнедеятельности общества и государства: политические реформы, военное строительство, конституционные реформы и др.[13]
Каждая область политики имеет свою структуру и объекты воздействия, поэтому внутри каждого направления можно выделить отдельные структурные блоки. Например, аграрная политика определяется как «целенаправленная деятельность государства, призванная обеспечить продовольственную безопасность страны с сохранением благо приятной экологической обстановки и решением социальных вопросов на селе, имеющая соответствующие ресурсы, бюджет и временные рамки». Она включает четыре структурных элемента: 1) сельскохозяйственную политику; 2) агропромышленную политику; 3) продовольственную политику; 4) внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фермерские хозяйства, агропромышленные предприятия и др. При реализации социальной политики планируются мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование и др. Экономическая политика, в свою очередь, делится на промышленную, денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную и т. д.[17]
Внешнеполитические решения принимаются на макроуровне, микроуровне, в условиях кризиса, и на их содержание влияют как рациональные, так и иррациональные факторы.
Однако возможно разделение по другим критериям, что позволяет, в свою очередь, лучше понять характер отношений, существующий между участниками (субъектами) разработки и реализации политики, а также оценить уровень конфликтности той или иной политики. В этом случае выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурентная и протекционистская), административно-правовая, стратегическая и антикризисная (таблица 1).
Таблица 1 Основные типы государственной политики
Характер политики | Отношения между участниками | Уровень конфликтности |
Распределительная | Взаимная поддержка и согласие | Низкий |
Перераспределительная | Разногласия и конфликты | Высокий |
Протекционистская регулирующая | Соглашения и компромиссы | Высокий |
Конкурентная регулирующая | Конфликты | Средний |
Административно-правовая | Взаимная поддержка. Конфликт | Низкий / Высокий |
Стратегическая | Поддержка и компромиссы | Средний |
Антикризисная | Сотрудничество и поддержка. Конфликт | Низкий / Высокий |
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катаклизмов.[13]
Очевидно, что наиболее острые разногласия возникают при проведении перераспределительной политики, когда финансовые, материальные или иные ресурсы передаются от одной социальной группы населения или региона к другой. Качественно другая ситуация складывается при распределительной и часто при стратегической и антикризисной политике, когда удается достичь согласия и наладить сотрудничество, обеспечить поддержку данному курсу среди различных социальных и политических групп общества. Естественно, все эти аспекты необходимо учитывать при разработке государственной политики, чтобы быть готовым к различным сценариям и путям развития ситуации, легитимным или нелегитимным формам действий граждан, и заранее оценить все возможные риски и последствия для общества данной политики. Надо отметить, что чем выше уровень цивилизованности общества, тем сложнее и тоньше должны быть механизмы разрешения конфликтов, чтобы обойтись без агрессии и больших потрясений для населения государства, так как это обычно влечет серьезные негативные последствия.
Таким образом, при таком подходе к классификации выделяют несколько групп элементов: общую ситуацию и характер проблем, содержание политики, систему управления, механизм принятия и исполнения государственных решений.
В зависимости от характера ситуации или общественной проблемы формируется определенный тип государственной политики, которому, в свою очередь, соответствует определенная структура государственного управления, а также специальные механизмы принятия решений государственными или местными органами власти.
Важнейшим направлением является государственно-административн
Чтобы решать государственные задачи, государственный аппарат должен быть конкурентным, иметь возможность выполнять свои основные функции и задачи в сложной и динамичной внешней среде. Поэтому его модернизация должна проходить постоянно, а в случае глубоких, качественных социальных изменений в обществе необходимо проводить его структурное и функциональное реформирование, что можно наблюдать во многих развитых странах. Мировой опыт говорит о необходимости обновлять и модернизировать систему государственного управления через каждые 15-20 лет. В первую очередь, это относится к государственным и муниципальным органам исполнительной власти всех уровней.
Для выполнения этой фундаментальной задачи необходимы:
анализ и комплексное изучение функционирования госаппарата и всей системы государственного управления и власти;
разработка концепции и рабочих программ повышения эффективности государственного управления на основе отечественного и зарубежного опыта;
совершенствование административных процедур и формирование государственно-
развитие отношений между гражданами и органами государственной и муниципальной власти.
Это требует, в свою очередь, создание организационных структур, ответственных за разработку и выполнение административной политики. Опыт развитых стран показывает, что в качестве основных элементов такой структуры выступают:
Информация о работе Типы и направления государственной политики