Несмотря
на различие этих традиций, все
они объединяются некоторыми
общими принципами. Это, во-первых,
принцип, гласящий, что все человеческие
существа по самой своей природе
являются свободными и равными
перед законом личностями. Во-вторых,
это принцип законности, означающий,
что законы, определяющие реальную
сферу свободы отдельных индивидов,
имеют универсальную значимость.
В-третьих, это принцип свободы,
касающийся выражения своих потребностей
и действий в собственных интересах
в рамках существующей законности,
а также гарантированное законом
и соответствующими институтами
право создания добровольных
объединений. В-четвертых, это
защищенная государством свобода
приобретения собственности и
распоряжения ею. И наконец, в-пятых,
- наличие механизмов, которые стабилизируют
отношения между гражданским
обществом и государством и
дают обществу необходимый уровень
защищенности от государственного
вмешательства.
Четвертый
этап, согласно нашей периодизации
эволюции идеи гражданского общества,
- 20–90-е годы XX века. На этом этапе
происходит переход от практических
требований экономической и политической
свободы личности, характерных для
предшествующего периода, к расширению
свобод в сфере культуры, стилей
жизни и т. д. Постепенно
появляются условия для трансформации
дихотомии "гражданское общество–государство"
в более сложные конструкции.
Идея гражданского
общества получает свое практическое
воплощение в системе устойчивых,
общепринятых представлений об
этом обществе, которые понимаются
и разделяются большинством его
членов. На этой стадии усиливаются
такие признаки и факторы, как
рационально-критическое отношение
к социальной реальности, плюрализм
верований, идей, мнений и др. Идея
гражданского общества перестает
быть лишь теоретической конструкцией,
становясь достоянием обыденного
сознания. Локковская модель гражданского
общества вытесняется токвилевской.
Возникают
различные формы реального гражданского
общества. В настоящее время уже
мало кто отождествляет гражданское
общество с государством, хотя
бы даже и правовым, поскольку
в таком случае понятие гражданское
общество теряет собственное
содержание. Гражданское общество
теперь выполняет функцию связующего
звена между личностью и государством,
"частной" и "публичной"
сферами, частным и общим интересами.
Большое
внимание разработке идеи гражданского
общества в данном направлении
уделяли американские социологи
Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркивали
особую значимость и важность опосредующих
структур: церкви, семьи, общин, добровольных
объединений - в качестве посредника между
индивидом и государством. Они предлагали
политическим институтам всячески защищать
и поощрять опосредующие структуры и использовать
их везде, где только возможно. Только
эти структуры смогут придать смысл и
моральное измерение социальным и государственным
институтам для того, чтобы человек в большей
степени чувствовал себя "как дома"
в современном обществе.
Дальнейшая
институционализация данной идеи
приводит к образованию множества
научных школ и течений, имеющих
политическое значение, так или
иначе влияющих на расстановку
политических сил. Некоторые из
них стимулируют новые социальные
движения, гражданские инициативы,
способствуют формированию социокультурных
и правовых образцов, определяющих поведение
людей и гарантирующих их права и свободы.
Развитие
идеи гражданского общества в
России - огромная тема, которая остается
вне поля нашего зрения. В целом
можно сказать, что на современном этапе
данное понятие проделало значительную
эволюцию от концепции "социалистического
гражданского общества" с присущим
ей обращением к ценностям и нормам демократического
и этического социализма до концепций,
впитавших положения неоконсервативной
идеологии: о пагубности поглощения гражданского
общества государством и политизации
всех сфер общественной жизни, о необходимости
освобождения регионов от диктата центра,
развития местной власти и творческой
инициативы масс на уровне сельских общин
и добровольных объединений.