Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, культурных (духовных), медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Работа содержит 1 файл

передел.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

     1.3.2 Политика занятости 

     Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости  обеспечивает и соответствующие  доходы основной части населения.

     Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

     Фрикционная безработица –  безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

     Структурная безработица- безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы.

       Безработица – одна из основных  проблем рыночной экономики, решать  которую должно государство. 

     Государство решает проблему безработицы путем  программ трудоустройства и переквалификации работников, создание бирж труда, с  целью создания новых рабочих  мест государство берет на себя выполнение общественных работ, таких как строительство дорог, канализаций и т.д.

     Следующим элементом системы экономической  безопасности являются фонды страхования  по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

     Вывод: В области трудовых отношений и занятости населения государство выступает, прежде всего, в роли арбитра, регулирующего отношения между работодателем и наемным работником, гаранта прав работников в социально-трудовой сфере.

     Так же важной функцией государства является установление социальных гарантий для тех неработающих граждан в трудоспособном возрасте, которые имеют официальный статус безработного. Эти гарантии включают выплату пособий по безработице, содействие в профессиональной переподготовке, привлечении к участию в общественных работах и т.д.  

     1.3.3 Политика социальной  защиты граждан 

     Социальная  защита населения является одним  из важнейших звеньев в системе  социального управления обществом. Вместе с тем, она оказывает влияние  на общее самочувствие общества и  происходящие в нем экономические и политические процессы. 

     Социальная  защита  – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

     Принципы  социальной защиты: социальная ответственность  общества и государства, социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков, государственные гарантии социальной защиты, экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность, заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

     Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование.

     В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Социальное страхование — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

     Социальный риск — наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

     Основные статьи расходов социального страхования:

     а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

     б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

     в) пособия по безработице.

     Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

     а) страховые взносы застрахованных;

     б) страховые взносы предпринимателей;

      в) субсидии государства.

     Вывод: Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной защиты различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих не только материальное благополучие, но и культурное и интеллектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:

  • многодетные и неполные семьи;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • одинокие пенсионеры и инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • дети из неполных и многодетных семей;
  • безработные.
 

     1.3.4 Жилищная политика 

     Политика  обеспечения необходимых жилищных условий является одним из важных элементов социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, так как повышает эффективность производства.

     В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем  выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами.

     Еще один путь социальной поддержки в  этой области предполагает использование  жилья, построенного частными строительными  кооперативами. Роль государства в  этом случае сводится к тому, что  оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

     Вывод: В статье 40 Конституции РФ от 1993 года сказано, что каждый имеет право на жилье. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создаются условия для осуществления права на жилище. Основной задачей жилищной политики государства должно являться обеспечение граждан конституционным правом на жилье и доступность коммунальных услуг.

   Задачами жилищной  политики являются:

   • формирование  рынков жилья,  земельных участков  на его застройку,  строительных материалов; инфраструктуры рынка  жилья, жилищно-коммунальных  услуг; 

   • обеспечение  малообеспеченным и некоторым другим категориям населения (например, беженцам) жилищных условий в соответствии с государственными социальными стандартами.

   • определение  жилищных прав  граждан и механизмов  их реализации.

   • выведение отрасли  ЖКХ на бездотационное существование.

   • создание эффективной системы управления отраслью, разделение управления и обслуживания жилого фонда.

     1.3.5 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования  

     Здравоохранения является одной из важных проблем  социальной политики. Так как здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, её места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико. Есть веские основания рассматривать достижение высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержание общегосударственной задачей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп.

     Важный  документ Российской Федерации, а именно Конституция РФ от 1993г. гласит: «Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Медицинская  помощь оказывается гражданам бесплатно  за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

     В сфере здравоохранения в Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.6

    Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

    Цель  медицинского страхования - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской  помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

    Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

    Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования7.

     В проектах, программах в сфере здравоохранения  выделяют приоритетные направления:

     - укрепление здоровья населения  России;

     - снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

     - повышение доступности и качества  медицинской помощи;

Информация о работе Социальная политика