Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:39, реферат
Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
Что касается понятия социальной политики, то до сих пор, и в российской, и в западной литературе, не существует единого подхода к его определению. Основной причиной такого положения, считают традиционно сложившиеся в науке различное понимание предмета, целей и задач социальной политики как научной дисциплины и практической деятельности.
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Базовые модели европейской социальной политики........................7
ГЛАВА 2. Основные принципы зарубежных моделей.....................................10 2.1. Социал-демократическая модель..................................................................10
2.2 Консервативная модель..................................................................................12
2.3 Либеральная модель........................................................................................13
2.4 Католическая модель.......................................................................................13
2.5 Скандинавская модель....................................................................................16
ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители...............................................19
Список использованной литературы...................................................................24
2.5 Скандинавская модель
Скандинавская
модель характеризуется высокой степенью
универсальности и институционализации
с упором на государственный сектор. Там,
тем не менее, и общественное мнение, и
парламент ищут пути сокращения налогов
средствами гражданского общества и рынка.
Как уже сказано, развитие идет в сторону
приватизации, децентрализации и дебюрократизации
с упором на частные — добровольные или
коммерческие — решения вместо решений,
лежащих в сфере государственного сектора.
В либеральной модели, из европейских
стран наиболее выраженной в Великобритании,
упор делается на организованное и частично
субсидируемое государством социальное
страхование в сочетании с частой благотворительностью.
В консервативной (корпоратистской) модели,
действующей в центральноевропейских
государствах, упор делается на решения,
связанные с рынком труда, где наниматели
и нанимаемые заключают соглашения, вступающие
в силу, например, в случае незанятости,
болезни или старости. Незанятое население
трудоспособного возраста, в силу разных
причин длительно неработающее, зависит
от местных властей или частных благотворительных
органов. Сегодняшние тенденции ведут
к дальнейшей дифференциации различных
социальных служб и, например, в Нидерландах
и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию
и передачу ответственности муниципалитетам.
Наконец, католическая (латинская) модель,
которая использует традиционные ресурсы
сферы гражданского общества — церковь,
семью и частную благотворительность,
развивается в сочетании с институтом
остаточного государственного социального
обеспечения. Ряд стран уже реализуют
у себя модель, которую можно обозначить
как "welfare pluralism". Нелишним будет
добавить несколько слов о том варианте
"welfare pluralism", какой сложился во Франции.
Так, во Франции на социальное обеспечение
направляется значительная доля национальных
ресурсов, что обусловливает его высокое
качество. Но оно объясняется также и смешанным
характером французской системы социальной
защиты: в ней сочетаются черты различных
систем — как тех, в которых получение
социальных прав четко связано с уплатой
взносов, так и тех, в которых социальное
обеспечение является универсальным и
безусловным. В своем нынешнем состоянии
система социальной защиты включает в
себя страхование от некоторых социальных
рисков, связанных либо со снижением личных
доходов (в случае болезни, родов, инвалидности,
производственных травм, старости, безработицы),
либо с увеличением общесемейных расходов
(семейные пособия). Кроме того, целый ряд
особых схем направлен на обеспечение
минимального дохода для некоторых
категорий лиц, не относясь при этом к
тому или иному из перечисленных выше
рисков. Большая часть ресурсов системы
обязательного социального страхования
выплачивается в виде пособий по старости
и болезни. В целом можно сказать, что
система социальной защиты отныне имеет
смешанный характер. Роль профессиональной
солидарности велика: в частности, все
еще сильна независимость финансирования
социального страхования от государственного
бюджета. Однако были внедрены существенные
элементы национальной солидарности как
за счет смягчения условий получения прав,
так и за счет расширения финансовой базы
общих ресурсов социальной защиты.
По мнению противников французской системы
социальной защиты, необходимо внедрение
частного негосударственного страхования.
Это особенно верно в области пенсионного
обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно,
по сравнению с усилиями по инвестированию,
которые страна должна осуществлять, с
тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность.
Для этого регулярно предлагается развивать
капитализированные пенсионные Фонды
— индивидуальные или коллективные —
в качестве дополнения и даже подмены
нынешних распределительных и компенсационных
режимов. Предлагается установить одинаковый
фискальный режим для индивидуальных
сбережений, образуемых в целях пенсионного
обеспечения, и взносов в обязательную
систему пенсионного страхования (распределительных
и компенсационных пенсий), которые сейчас
пользуются освобождением от подоходного
налога. Опыт, накопленный западными
странами, отличается от опыта Востока.
Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят
в число 12 наиболее быстро развивающихся
стран мира. Государственные социальные
расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах
этой группы, ниже и более сконцентрированы
на образовании, в особенности на начальном,
основном образовании, чем в промышленно
более развитых странах. Единственной
формой вмешательства государства является
принятие определенного регулирования
в этих областях. Однако везде государство
постоянно играет значительную роль в
социальном секторе, хотя форма этого
участия значительно трансформируется.
Так, отдельные социальные программы существенно
сокращаются, другие — требуют серьезного
изменения структуры и в первую очередь
изменения их направленности (адресности).
Социальное обеспечение в индустриальных
странах отличается от социальной защиты
в странах переходной экономики. В большинстве
индустриальных стран работающее население
вкладывает денежные средства в область
социального страхования, касающуюся
выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности,
болезни и безработице. Часто социальное
страхование компенсирует значительную
часть утраченного дохода, пособия связаны
с предыдущими заработками. Для тех,
кому недоступно пользоваться услугами
социального страхования, открыт доступ
к системе социальной помощи. Эти программы
принимают форму пособий по малообеспеченности,
дополняющих доход после проверки средств
получателя, если его доход ниже гарантируемого
минимального дохода в стране. Пособия
на детей часто выплачиваются помимо социального
страхования и программ поддержки доходов
малообеспеченных, поскольку дети являются
наиболее уязвимой частью населения. Более
того, такие пособия являются универсальными
и выплачиваются всем семьям, где есть
дети. В некоторых странах вместо этих
пособий родителям предоставляется право
на отсрочку уплаты налогов. Такая система
имеет свои недостатки, так как она не
предоставляет никаких пособий семьям
с безработным отцом и обеспечивает большими
льготами состоятельные семьи, которые
платят повышенные налоги. Законодательство
по вопросам минимальной заработной платы
также является частью системы социальной
защиты. Системы социальной защиты в индустриальных
странах должны быть адекватны возникающим
потребностям и, следовательно, изменяются
как по странам, так и в пределах одной
страны во времени.
ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители
Во всех странах национальная социальная политика опирается на правовую базу в социальной сфере, согласованную с общепризнанными международными нормами и стандартами в области прав человека, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 90-е годы, Венской декларации и программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах. Годы введения общегосударственных социальных программ в развитых странах приведены в таблице 3.
Год введения общегосударственных социальных программ в ряде развитых стран
Таблица 3
Программы | Германия | Великобритания | Швеция | Франции | Италия | США |
Страхование от несчастных случаев на производстве | 1884 | 1906 | 1901 | 1946 | 1898 | 1930 |
Пособие по болезни | 1883 | 1911 | 1910 | 1930 | 1943 | -- |
Пенсионное обеспечение | 1883 | 1908 | 1913 | 1910 | 1919 | 1935 |
Страхование по безработице | 1927 | 1911 | 1934 | 1967 | 1919 | 1933 |
Семейные пособия | 1954 | 1945 | 1947 | 1932 | 1936 | |
Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи | 1880 | 1948 | 1962 | 1945 | 1945 | Частично 1935 и 1960 |
Среди ветеранов в сфере организации социальной защиты населения лидирует Германия, а среди сравнительных новичков в этой области из указанных 6 стран замыкают США. Термин "социальное обеспечение", или "социальная защита", относится к программам, организуемым правительством на основании установления факта, что индивид на время или окончательно потерял способность получать доход и для выполнения специальных расходов, связанных с женитьбой, рождением, смертью. Пособия семьям на детей также включаются в это определение. Помощь людям, охваченным этими программами, оказывается:
а) в форме денежных выплат, возмещающих потери дохода в результате старения, потери трудоспособности или потери кормильца, краткосрочного заболевания рождения ребенка, производственного травматизма, безработицы;
б) в форме госпитализации, медицинского обслуживания, реабилитационного ухода и т.д.
Программы, которые
Информация по системе
- старость;
- нетрудоспособность;
- смерть кормильца;
- болезни и материнство;
- производственный травматизм;
- безработица;
- семейные пособия.
В каждом разделе, в свою очередь, определяется контингент; источники финансирования; условия получения пенсий и пособий; организация выплат (размер и продолжительность); организация и управление программами.
Законодательная база по каждой программе представлена двумя действующими законами — законом по данной проблематике и общим законом. В странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, которые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. В условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет "вымывания" наиболее образованной и квалифицированной части населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8%. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, но не имеющих такой возможности. В эту группу попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые paнее принадлежали к высокодоходным группам общества. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению социально-политической обстановки в обществе. Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения передовых стран мира. Глобальные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики — некоторые факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально-экономическом и экологическом аспекте. Экономика и общество создают и поддерживают свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических решений и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность самих общественных групп. Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей, или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход на которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. К этим социальным измерителям следует отнести величину доходов (в том числе размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др. Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает на 40-50% минимум; вместе они составляют группу социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто. По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги также пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превышать 8 — 10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое. Оценка рейтинга стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала, в котором учитываются предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). Россия среди 174 стран занимала в 2000 г. 71-е место. Уровень жизненный (уровень жизни) населения — важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.
При оценке степени
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рамон Шуламит. Место социальной работы и социальной политики в современном мире: на пути к новому пониманию./ Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. С.9.
2. http://www.webarhimed.ru/page-
3. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1983
4. Социальная политика. Под ред. В.И.Жукова. С. 114.
5. В.И. Жуков. Социальная
политика: теория и мировая практика./Социальная
политика. Указ.соч. С.11-12.