Социальная политика за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
Что касается понятия социальной политики, то до сих пор, и в российской, и в западной литературе, не существует единого подхода к его определению. Основной причиной такого положения, считают традиционно сложившиеся в науке различное понимание предмета, целей и задач социальной политики как научной дисциплины и практической деятельности.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Базовые модели европейской социальной политики........................7
ГЛАВА 2. Основные принципы зарубежных моделей.....................................10 2.1. Социал-демократическая модель..................................................................10
2.2 Консервативная модель..................................................................................12
2.3 Либеральная модель........................................................................................13
2.4 Католическая модель.......................................................................................13
2.5 Скандинавская модель....................................................................................16
ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители...............................................19
Список использованной литературы...................................................................24

Работа содержит 1 файл

Семестровка. Осн. Соц. Гос-ва2.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Таблица 2

Модели социальнойполитики Занятость Уровеньбедности Перераспределение
Социал-демократическая высокая низкий высокое
Консервативная низкая умеренный умеренное
Либеральная высокая умеренный высокое
Католическая низкая высокий низкое

  

 Из таблиц видно, что в социалистической или социал-демократической  модели акцентируется как социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем, что большая часть населения представлена на рынке труда, а также высокой степенью занятости, в том числе "искусственной" — инициированной государством.   

 В  консервативной модели также  высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.  

 При  либеральной модели уровень распределения  занятости среди большей части  населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. Государства с социал-демократической (социалистической) и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной или католической моделей — более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.  

 Однако  это лишь одна сторона медали. Системы социальной защиты практически всех стран Западной Европы в 90-е годы столкнулись с финансовыми трудностями, вызванными, главным образом, старением населения и быстрым ростом расходов на страховые гарантии по старости и болезни. Эта тенденция будет углубляться, так как демографическая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте этих затрат наряду со стабилизацией затрат на семейные пособия в связи с почти неизменным числом их получателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Основные принципы зарубежных моделей

2.1 Социал-демократическая модель

  Под  этим заголовком рассматриваются основные принципы так называемой скандинавской или нордической моде­ли. Главным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

   "Финансовая подкладка" этой  модели держится на стабильном  и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах как работодателей,  так и работополучателей и  договорных отношениях между  ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование раз­личных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления. Исторически ело-  жилось, что коммуны в Скандинавии (Норвегии и Швеции) с XVIII в. отвечали за положение бедных, престарелых, детей (особенно, осиротевших). Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. При этом прогрессия настолько велика, что шведские предприниматели, чтобы избежать налогового гнета, частенько стремятся зарегистрировать предприятие в Европе. Однако государство держит под контролем и этот процесс. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание университетов, полиции, армии. Хотя первой ввела обязательное страхование Германия при канцлере Бисмарке, Швеция отстала от нее ненадолго. Уже перед Первой мировой войной действовали две системы обязательного страхования: для пожилых и инвалидов (пен­сионное страхование по старости и инвалидности) и от без­работицы. Это позволило разорвать "обязательную" связь старости и бедности, привело к возникновению понятия "обеспеченная старость".   В 1930-е годы в Швеции и Норвегии (Финляндия в силу исторических причин запаздывала, однако после Второй мировой войны можно уже говорить о Скандинавии в целом) был сформулирован новый подход к социальным целям обще­ства. Необходимо было сократить разницу в условиях жизни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у "слабых" слоев населения и тем самым способствует экономическому росту. В этот период оформилось разделение пенсии на "народную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.   Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.   В результате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":

  —  дети до 6 лет;

  —  неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

  —  старики;

  —  инвалиды (люди с дизабилитациями);

  —  безработные;

  —  "зависимые" (алкоголики, наркоманы  и т. п.).

  Итак, активная перераспределительная  политика реши­ла проблемы бедности, но не смогла решить проблемы "слабых групп". Подход к их решению базируется на следующих принципах:

  1.  Все люди имеют одинаковую  ценность, независимо от возраста  и производительности. Общество  не может "выбросить" слабые  элементы и должно предоставить  возможности слабым "респектировать" свои потребности.

   2.  Социальные услуги и сервис  предоставляются на добровольных  началах. Только если клиенты  не могут нести за себя ответственность,  они могут быть принудительными.

  3.  Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью.

  4.  Социальная защита должна быть  гибкой, доступной и способной  выравнивать социальные условия  для всех групп населения. Нормализационный  подход помогает преодолеть разрыв  как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.   Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих, большинство которых составляют женщины. Как следствие принципа социальных прав гражданина, уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации социального обеспечения и поддер­живать большое число сторонников социал-демократической модели.   Модель предполагает достаточно успешное использование корпоратизма, результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трех­сторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное об­щество и является итогом политической приверженности прин­ципам институционального общества welfare в терминологии концепции Титмусса.

2.2 Консервативная модель

   Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают опреде­ление "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финанси­руемой "социальными партнерами", как называют в ЕС на­нимателей и нанимаемых, консервативная модель базирует­ся на принципе достижений, где труд определяет последую­щее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев на­селения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную по­мощь, обычно не очень большую. Соответственно консерва­тивная модель социальной политики ведет к появлению двой­ного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.   Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства при­надлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц  промыслового труда — в 1884 г.;

Закон о страховании от несчастных случаев  на производстве — в 1885 г.;

Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

  Уже  этим законам были присущи  черты, характерные для системы  страхования и сегодня:

  —  увязывание размеров страховых  взносов с заработком, а, к примеру,  не с тем или иным риском;

  —  распределение расходов на взносы  между рабочими и нанимателями;

  —  публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;

  —   пенсии по инвалидности назначались  в случае утраты 2/3 трудоспособности.

   Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом.   "Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пен­сию в связи с утратой трудоспособности.

2.3 Либеральная модель

   Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.   Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США.

2.4 Католическая модель

   Принципы католической модели  социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.  Социальное учение римско-католической церкви — совокупность социально-политических, социально-экономических и этических концепций, изложенных в официальных церковных документах, а также выработанных католическими теологами и одобренных церковной иерархией. Наряду с этим учением, которого обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных церквей, учитывающие местные условия, а также концепции отдельных католических мыслителей или групп, которые иногда значительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношениям — столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продолжается. Его социальной предпосылкой являлось утверждение капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитницы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в "Рерум новарум" (1891 г.), где отмечалось значение рабочего вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объявила частную собственность и классовое неравенство неизбежно вытекающими из "естественного права" и природы человека.  В основу социального учения католицизма была положе­на томистская теория "естественного права", из которой вы­водилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип "вспомоществования", означающий по­мощь со стороны социальных общностей более высокого ран­га общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.   "Гаудиум эт спес" (лат. "Gaudium et spes" — "Радость и надежда") — конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое название — "О церкви в современном мире". В ней сформулирована позиция католической церкви в отношении важнейших социальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения трудящихся и т. д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко критикуются некоторые "пороки" капитализма.  "Популорум прогрессио" (лат. "Populorom progressio" — "Развитие народов") — энциклика Павла VI, изданная в Ватикане 26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики — "Об интегральном развитии человека" — рассматривает социальное положение в современном мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализирует некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдвигается идея интегрального, целостного экономического и культурного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, но, тем не менее, светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотрудничества верующих с неверующими в достижении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуществления интегрального гуманизма. В "Популорум прогрессио" проявилась дальнейшая эволюция отношения католической церкви к частной собственности. Отмечая, что право частной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным, энциклика допускает ради общего блага национализацию частной собственности. Во второй части энциклики — "О солидарном развитии человечества" — рассматриваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предлагается создать всемирный фонд за счет части военных расходов. Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и народов в торговых отношениях, преодолеть препятствия, чинимые национализмом и расизмом.   "Соллицитудо реи социалис" (лат. "Sollicitudo rei socialis" — "Забота об общественном") — седьмая энциклика Иоанна Пав­ла II, оглашенная в 1988 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI "Популорум прогрессио". "Соллицитудо реи социа­лис" — типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, показывающая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги прошедшего после публикации "Популорум прогрессио" двад­цатилетия, папа сделал вывод, что "нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление". Это вызывается, в частности, тем, что увеличивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и угнетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бедности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что может произойти только в том случае, если они существенным образом изменятся.

Информация о работе Социальная политика за рубежом