Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:39, реферат
Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
Что касается понятия социальной политики, то до сих пор, и в российской, и в западной литературе, не существует единого подхода к его определению. Основной причиной такого положения, считают традиционно сложившиеся в науке различное понимание предмета, целей и задач социальной политики как научной дисциплины и практической деятельности.
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Базовые модели европейской социальной политики........................7
ГЛАВА 2. Основные принципы зарубежных моделей.....................................10 2.1. Социал-демократическая модель..................................................................10
2.2 Консервативная модель..................................................................................12
2.3 Либеральная модель........................................................................................13
2.4 Католическая модель.......................................................................................13
2.5 Скандинавская модель....................................................................................16
ГЛАВА 3. Социальные индикаторы-измерители...............................................19
Список использованной литературы...................................................................24
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ТЕМА №10
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ЗА РУБЕЖОМ
Волгоград,
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
ГЛАВА 1. Базовые
модели европейской социальной политики......................
ГЛАВА 2. Основные
принципы зарубежных моделей.......................
2.2 Консервативная
модель........................
2.3 Либеральная
модель........................
2.4 Католическая
модель........................
2.5 Скандинавская
модель........................
ГЛАВА 3. Социальные
индикаторы-измерители.........
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика как специфическая область знания не только у нас, но и на Западе выделяется сравнительно недавно. Как правило, в современных научных исследованиях чаще всего можно увидеть ее прикладной характер. В рамках же научного осмысления существует сильная зависимость от других дисциплин и достаточная степень неопределенности ее теоретической и ценностной базы.
Что
касается понятия социальной политики,
то до сих пор, и в российской,
и в западной литературе, не существует
единого подхода к его
В качестве предмета изучения в данном учебном курсе предлагаются вопросы истории и теории государственной социальной политики, которая наиболее часто в зарубежной научной литературе полежит отдельному рассмотрению. В европейской научной литературе, кроме государственной социальной политики, часто выделяют в качестве отдельного предмета изучения межнациональную социальную политику (как правило, в рамках Европейского Союза) и социальную политику частного характера .
Выделение
государственной социальной политики
в качестве предмета изучения соответственно
требует и определения
Характерно, что до 1970-х годов XX века, в научных кругах вообще отсутствовало общее понятие и описание системы социальной политики как таковой. В настоящее время социальная политика охватывает почти все области общественной жизни. Во многих государствах мира она образует значимую часть конституции. И в последние годы многие зарубежные авторы с достаточной степенью определенности и с уверенностью указывают на новые направления, присущие государственной социальной политике.
Традиционно, при определении социальной политики, называют (как у нас, так и за рубежом) государственные мероприятия, которые призваны защитить доходы рабочих и их семей в случае болезни, преждевременной профессиональной или физической нетрудоспособности из-за несчастного случая или инвалидности, в случае наступления старости, в случае смерти близких или в случае безработицы. Все эти мероприятия образуют так называемую систему защиты существования для людей, имеющих по тем или иных причинам мало возможностей или способностей обеспечить свою жизнь и жизнь близких себе людей. Так сложилось, что эту область государственной социальной политики на Западе обеспечивают развитые системы социального страхования. Однако, она образует лишь часть современной социальной политики, тогда как другую ее часть составляют такие направления деятельности государства, как политика обеспечения высоких доходов, политика защиты трудящихся (социальная защита), политика на рынке труда, регулирование в области производства и предпринимательства, а также политика в области жилья, семьи, образования, в области доходов и накоплений, политика помощи детям и молодежи, пенсионерам и престарелым, социальная помощь и социальная политика, ориентированная на средний класс. Таковы основные сферы государственной социальной политики, при этом существуют определенные типы социальной политики, которые сложились в зависимости от местных приоритетов, ценностей и традиций. Направления деятельности в социально-политической области варьируются от страны к стране, но тем не менее, являются неотъемлемой частью общественного развития во всех высокоразвитых странах мира.
Гораздо сложнее дело обстоит с разработкой единого определения государственной социальной политики как практической деятельности и как научной дисциплины. Немецкий профессор Хайнц Ламперт объясняет эту неопределенность следующим образом: эти разночтения появляются, во-первых, из-за того, что ученые исходят из различных целей при определении социальной политики. Одни считают, что главное в ней - это оценка отдельных индивидов и социальных групп, на которые данная политика должна быть прямо или косвенно направлена. В результате появляется путаница при определении субъективных целей. Нельзя сказать однозначно, предназначена ли эта политика для рабочих, или политические действия в конечном счете должны быть направлены на смягчение неравенства среди отдельных материально необеспеченных слоев. Другие считают, что эта общественная политика должна прежде всего ориентироваться на достижение свободы и справедливости. Второе обстоятельство, которое также не позволяет выработать единый подход к определению государственной социальной политики, заключается в зависимости ее от постоянно изменяющейся социальной ситуации, на которую не в последнюю очередь влияет и собственно проводимая социальная политика, а также и историческое развитие страны. Изменяются и слои, на которые нацелена социальная политика, а также и цели, инструменты и носители изменяют само содержание этого понятия .
Если
все-таки попытаться предложить вниманию
читателя общее определение практической
социальной политики, независимой от
пространственного и временного
положения, то наиболее полным может
быть следующее. Практической социальной
политикой может быть названо политическое
действие, направленное, во-первых, на
материальное и социальное улучшение
положения абсолютно или относительно
необеспеченного большинства людей посредством
использования средств, которые выделяет
то или иное общество, исходя из приоритетных
общественных и социальных целей (свободное
развитие личности, социальная безопасность,
социальная справедливость), и, во-вторых,
на уменьшение материальных и (или) социальных
негативных последствий для функционирования
общества в целом. Это определение может
быть содержательно расширено для определенной
эпохи или отдельного общества с учетом
конкретизации целей, основных положений,
объектов, носителей и средств социальной
политики.
ГЛАВА 1. Базовые модели европейской социальной политики
В настоящее время внутри ЕС существуют несколько моделей социальной политики. Поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике "Европейского дома", но во всех странах-членах ЕС видны перемены.
Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. В то же время Комиссия Европейского Сообщества, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для "Общеевропейского дома", выделяет две основные модели:
1. Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления и заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.
Ответственность
за финансовое равновесие и
сохранность средств несут
Конечно,
для семей со слабыми
2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.
В
литературе используются
Проанализируем
их с учетом способности "
Характеристики различных моделей социальной политики
Таблица 1.
Католическая | Консервативная | Либеральная | Социал-демократическая | |
Центральная единица | Семья | Местный рынок | Центральное правительство | Местные органы управления |
Уровень затрат на социальное обеспечение | Низкий | Высокий | Высокий, налогоплательщики требуют понижения | Высокий |
Занятость | Низкая, многие женщины не работают | Высокая, широко представлена неполная "распределенная" занятость | Высокая | Высокая, стимулируется государством |
Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг | + | + | + | |
Главный источник финансирования | Рынок и инфраструктура. Самопомощь. Семейная помощь | Рынок (страховые выплаты) | Государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков | Государство и коммуны (муниципалитеты). Налоговое перераспределение |
Упор на обязательное страхование | + | ++ | + | + |
Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь | + | + | + |
Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределение