Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, статья
политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов;
52.
Содержание и принципы
пропорциональной
избирательной системы,
ее основные разновидности,
достоинства и недостатки.
Приведите примеры стран,
в которых она используется.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ избирательная сис-ма
– формирование представит. органов власти
осуществляется на основе пропорционального
представительства полит. интересов гражданского
общ-ва, в которой учитываются практически
все голоса, отданные за своих кандидатов.
Политич. партии получают такое кол-во
мест в парламенте в процентном отношении,
какое кол-во голосов они получат на выборах
(Латинская Америка, Австралия, Бельгия,
Швеция, Израиль и мн.др.) Иногда существует
избирательный барьер (в РФ - 5%). Виды
ее: Пропорц. изб. сис-ма на общегосударственном
уровне – избиратели голосуют в масштабах
всей страны, избирательные округа не
выделяются. Пропорц. изб. сис-ма, основывающаяся
на многомандатных округах –депутатские
мандаты распределяются на основе влияния
полит. партий в избирательных округах
Достоинства: В органах власти представлена
реальная картина полит. жизни общ-ва,
расстановки полит. сил. Обеспечивает
систему обратной связи между гос-вом
и организациями гражданского общ-ва,
в итоге способствует развитию полит-го
плюрализма и многопартийности. Недостатки:
Сложности в формировании правит-ва. Причины:
отсутствие доминирующей партии с четкой
и твердой программой, создание многопартийных
коалиций, включающих партии с разными
целями и задачами. Правит-ва на такой
основе – нестабильны. Политич. силы, не
пользующиеся поддержкой в рамках всей
страны, получают представительство в
органах гос. власти. Слабая непосредственная
связь между депутатами и избирателями,
т.к. голосование осуществляется не за
конкретных кандидатов, а за партии. Зависимость
депутатов от их партий, т.к. голосование
– за политич. Партии
53.
Содержание и принципы
смешанной избирательной
системы, ее основные
достоинства. Приведите
примеры стран, в которых
она используется.
Суть смешанной избирательной системы
заключается в том, что определенная часть
депутатских мандатов распределяется
в соответствии с принципами мажоритарной
системы. Это способствует формированию
устойчивого правительства. Другая часть
мандатов распределяется в соответствии
с принципами пропорциональной избирательной
системы. Процедура голосования: избиратель
получает 2 бюллетеня. Соответственно
у него 2 голоса: одним он голосует за полит.партию,
а другим – за конкретного кандидата,
баллотирующегося в данном избирательном
округе. Основные достоинства: данная
система более демократична, эффективна
в достижении полит.стабильности (способствует
формированию устойчивого правительства),
показывает реальную картину полит.жизни
общества. Германия, Австралия, Египет
и др. Каждая из этих стран имеет свой вид
смешанной избир.системы.
54.
На основе сравнительного
анализа мажоритарной
и пропорциональной
избират. систем раскройте
их достоинства и недостатки,
которые проявляются
в процессе волеизъявления
граждан и выражения
их интересов.
МАЖОРИТАРНАЯ избират. сис-ма – та, при
которой представительные органы власти
формируются на основе непосредственного
представительства от избират. округов,
в которых выборы проводятся по принципу
большинства. Достоинства
ее: 1. Возникновение и упрочнение непосредственной
связи между кандидатом (депутатом) и избирателем.
2. На выборах побеждают представители
более сильного полит-го течения в стране.
Это способствует вытеснению из парламента
и др. органов власти представителей мелких
и средних по своему значению партий (тенденция
к становлению двух- или трехпартийных
систем). 3. В ней заложены возможности
формирования эффективно работающего
и стабильного правит-ва: позволяет создавать
однопартийные правит-ва, которые, как
показывает практика (США, Англии), явл.устойчивыми
и способными проводить твердую гос. политику.
Недостатки ее: Значительная часть избирателей
остается не представленной в органах
власти. Партия, получившая на выборах
меньше голосов, чем ее соперники, может
оказаться представленной в парламент
болшинством депутатских мест. Две партии,
набравшие близкие (одинаковое) кол-во
голосов, проводят в органы власти неодинаковое
число кандидатов, манипуляция нарезкой
избирательных округов. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ
избират. сис-ма – формирование представит.
органов власти осуществляется на основе
пропорционального представит-ва полит.
интересов гражданского общ-ва, в которой
учитываются практически все голоса, отданные
за своих кандидатов. Политич. партии получают
такое кол-во мест в парламенте в процентном
отношении, какое кол-во голосов они получат
на выборах. Иногда существует избирательный
барьер (в РФ - 5%). Достоинства: В органах
власти представлена реальная картина
полит. жизни общ-ва, расстановки полит.
сил. Обеспечивает систему обратной связи
между гос-вом и организациями гражданского
общ-ва, в итоге способствует развитию
полит-го плюрализма и многопартийности.
Недостатки: Сложности в формировании
правит-ва. Причины: отсутствие доминирующей
партии с четкой и твердой программой,
создание многопартийных коалиций, включающих
партии с разными целями и задачами. Правит-ва
на такой основе – нестабильны. Политич.
силы, не пользующиеся поддержкой в рамках
всей страны, получают представительство
в органах гос. власти. Слабая непосредственная
связь между депутатами и избирателями,
т.к. голосование осуществляется не за
конкретных кандидатов, а за партии. Зависимость
депутатов от их партий, т.к. голосование
– за политич. Партии.
55. Содержание и принципы избират. системы РФ. При ответе используйте положения действующего законодательства. Формирование избират. системы в совр. России относится к началу 90-х годов. Первые демократ. выборы состоялись летом 1991 г, еще в период существования СССР. В основе законов и в основе избират. системы лежат следующие конституц. принципы: всеобщее, равное и прямое избир. право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов. В соотв. с Конституцией РФ и федеральным законом президент России избирается на выборах по единому федер. Округу, вкл. всю территорию страны. Федеральное Собрание формируется раздельно по палатам и по различным правовым нормам. В Госдуму сроком на 4 года избираются 450 депутатов, из них 225- по федер. избир. округу и 225- по федер. избирательному округу, пропорционально кол-ву голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты(партийные списки), выдвинутые избирательными объединениями и избир. блоками. Если одна часть представительного органа избирается по мажоритарной систему, а другая- по пропорциональной, это означает, что данный орган формируется по смешанной избир. системе, существующей и в России. Осн. преимущество такой системы состоит в том, что по мажоритарному принципу обычно выбираются наиболее известные, значимые для той или иной части населения избир. округов личности( что впоследствии не всегда оправдывает себя). Наряду с устоявшимися нормами и положениями, потом в Законе 1999 года появились новые: 1)число подписей в поддержку выдвижения отд. кандидатов резко увеличено.2) число партий должно сократиться за счет ужесточения кол-ых требований. В соотв. с новым законом, принятым Госдумой 19 июля 2000 года, Совет Федерации будет формироваться след. образом: как и ранее, в него будут входить по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодат. и исполн. органов госвласти. Был изменен и дополнен также Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: президент получил право (как и руководители высших исп. органов) досрочно отрешать от должности глав муниципальных образований. Главы столиц и админ. центров могут быть отстранены от должности только президентом. 1 сент. 2000г был создан Госсовет, явл. совещательным органом, обеспечивающего согласование и функционирование органов госвласти. Представителем Госсовета явл. президент, членами- руководители высших исполн. органов) И реформа Совета Фед-ции, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета- все это свидетельствует о том, что избират. система в совр России еще не устоялась и находится на пути преобразований.
56.
Понятие предвыборной
кампании, ее цели
и задачи, организация,
финансирование, основные
этапы. После официального
заявления кандидата о его включении в
предвыборную борьбу начинается широкомасштабная
предвыборная кампания. Выдвигается избирательная
платформа кандидата- пакет ясных для
избирателя положений , направленных на
решение проблем страны. Задачи, решаемые
в ходе таких кампаний, многочисленны
и разнообразны. К ним относится, в частности,
выдвижение избирательной платформы
кандидата (в заявлении он обозначил лишь
основные ее положения). Это целый пакет
ясных для избирателей предложений, направленных
на решение важных проблем на уровне страны,
а также проблем местного значения. Далее,
в холе предвыборной кампании с помощью
всех доступных средств осуществляется
широкая реклама платформы кандидата.
Вырабатываются и формируются стратегия
и тактика предвыборной кампании,
объединяются в общую «тему» все доводы,
убеждающие избирателей, что голосовать
надо за данного кандидата. Выделяются
вопросы, на которых следует делать акцент.
В числе основных задач предвыборной кампании
— пропаганда высоких
личных качеств кандидата, создание
необходимого имиджа. Есть три
этапа 1. Создание основы п/к – формирование
штаба, задач, финансирование, связи с
СМИ 2. Выработка стратегии( их немного).
В США всего варианта: 1) организовать кампанию
четким ориентиром на партийную принадлежность.2)
вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим
спорным вопросам, предлагая свой путь
решения 3) проводить кампанию, ориентированную
на известную личность ( избрание на второй
срок)- подчеркиваются личные качества.
3. Завоевание голосов избирателей, включающее
широкую рекламу платформы кандидата.
Встречи с избирателями. Очевидно, что
предвыборная кампания, особенно в наши
дни, невозможна без широкомасштабных
услуг СМИ. Практически ими в ходе избирательной
кампании пользуются все партии мира.
Финансирование – один из определяющих
факторов избирательной кампании. Финансы
необходимы для проведения предвыборной
кампании: для организации выдвижения
кандидатов, их встреч с избирателями,
выступлений в СМИ, проведения самих выборов.
В большинстве стран существует верхняя
граница финансирования избирательных
кампаний. Практически во всех странах
существует гос. дофинансирование в случае,
если у кандидата недостаточно средств
для проведения предвыборной кампании.
Почти во всех странах законодательство
предусматривает известность всех источников
финансирования. Во многих гос законодательство
о выборах требует внесения кандидатом
залога, кот ему возвращается, если он
наберет определенное кол-во голосов.
57.
Раскройте взаимосвязь
и взаимодействие
между элементами
полит. культуры. Какие
факторы и условия способны
изменить характер взаимодействия
между ними? Дайте аргументированный
ответ. Полит культура – это неотъемлемая
составная часть общенациональной культуры.
Это прежде всего полит опыт чел-ва, соц
общностей. Этот опыт оказывает воздействие
на формирование полит сознания людей
и в конечном счете выражается в их полит
ориентациях и установках, которые в свою
очередь, опред полит поведение людей.
Эти три взаимосвязанных понятия – «полит
опыт», «полит сознание», «полит поведение»
- составляют основные структурные эл-ты
полит культуры. Полит
опыт явл основой развития полит культуры.
Он фиксир историю развития полит отношений
в различ формах. Важное место среди различных
форм полит опыта занимает полит традиции.
На основе полит опыта многих поколений
и полит деят-ти людей формир их полит
сознание – это система полит знаний,
ценностей и идейно-полит убеждений людей.
В полит сознании можно выделить два компонента:
идеологический и эмоционально-психол.
Первый включ в себя полит знания, полит
ценности, полит убеждения. В рез-те своего
представления о полит системе чел формирует
ориентацию на опред образцы полит поведения.
Полит поведение – это практическое
взаимодействие чел-ка с полит средой,
выражающееся в той или иной форме полит
участия.
58.
Является ли полит.
культура: процессом (полит.
сознание, поведение);
или его результатом (знания,
ценности, нормы, институты)?
Какова роль полит. опыта
в формировании полит.
Культуры? Политическая культура-
составная часть общей культуры общества,
включает в себя: политический опыт,
политическое сознание, знания, ценности.
Можно сделать вывод, что политическая
культура является как процессом, так
и его результатом. Политический опыт
оказывает огромное влияние на формирование
политического сознания людей, формирует
и определяет дальнейшее политическое
поведение. Три взаимосвязанных понятия
«политический опыт», «политическое сознание»,
«политическое поведение»- составляют
основные структурные элементы политической
культуры. Полит. истор. опыт человечества
явл. основой развития полит. культуры.
Он фиксирует историю развития полит.
отношений в различных формах: историч,
литерат., научных памятниках, полит традициях,
обычаях, полит. идеологии; в форме функционирующей
полит. системы с ее институтами, нормами,
принципами, соц-полит. связями и т.д. Этот
опыт усваивается людьми в процессе их
полит. социализации. На основе историч.
познания формируются полит. сознание
людей, соц. память общ-ва, утверждаются
полит. ориентиры и образцы полит. поведения.
Важное место среди разл. форм полит. опыта
занимают полит. традиции. Они формир.
в рез-те нескольких поколений людей, явл.
одной из наиб. устойчивых основ их жизни
и определяют образцы полит. поведения.
Сохранение и развитие полит. традиций
– одно из усл. полит. стабильности общ-ва
и его прогресс. развития. Приверженность
традициям определяет высокий уровень
полит. культуры данного общ-ва.