Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, статья
политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов;
41.
Дайте определение
понятия “полит.
партия”. Раскройте
существенные признаки
полит. партий, укажите
на их отличия от групп
интересов, лоббистских
групп, общественно-полит.
движений. Политическая
партия – орг-я, объед. единомышленников,
направлена на завоевание и использование
полит. власти. Задача: завоевание власти
или вхождение во власть. Сущностными
признаками партий являются: стремление
использовать власть в соответствии со
своим видением решения политических
и других общественных проблем; идейно-политическая
ориентация; самодеятельные и другие начала.
Также к признакам относятся: наличие
руководящего аппарата, сети местных организаций;
наличие программы партии; агитационная
работа по привлечению и расширению численного
состава партии и ее сторонников. У общественно-политических
объединений, в отличие от партий, нет
центра, нет структуры, они в большинстве
своем не участвуют во власти; у них нет
четкого членства и они недолговременны,
так, н-р, п/п всемерно стремятся к обеспечению
поддержки населением во время избирательных
кампаний. Также необходимо отметить,
что основную цель п/п – овладение и удержание
власти преследуют не все общественные
организации, так как некоторые из них
ставят задачу решить проблемы в рамках
существующего р-а. Все полит. партии, в
отличие от др. общ-венных орг-ций всемерно
стремятся к обеспеч. широкой их поддержки
населением во время избират. кампаний.
Полит. партии рассчитаны на длит. срок
деят-ти.
42.
Условия и факторы, возникновения
полит. партий, основные
этапы партогенеза.
Внутренняя структура
полит. партий. Полит.
партия – специализ-ая
общест-ая орган-ция,
объедин-щая наиб. активных
приверженцев тех или
иных целей и напр-ая
на борьбу за завоевание
и испол-ие полит. власти.
Партогенез: 1. термин был известен
уже в Др. мире: обозначились группы политиков,
вход-ие в окружение вождя, употр. при хар-ке
людей, управ-щих гос-вом; 2. в средневековой
Европе возникали многочисл. вражд-ие
группы: партия гвельфов (сторонники Папы
Римского) и гибеллинов (сторонники короля),
складывались на основе религ. предпочтений
(пуритане, англикане) 3. 17-н. 18 века: становление
буржуазных гос-в, появление «3-го сословия»,
огран-ие абсол-ой монархии, в рез-те –
осложнение полит-ой системы. 4. 19 в. - введение
всеобщего избир-го права, повышение роли
представ-ой власти. Внутр.
структура: 1. высшее рук-во – лидеры
партии, наиб. авторитетные и опытные деят-ли,
идеологи, партийная элита, опред-щая общий
полит. курс, конкретные цели и средства
их достиж-ия, разрабат-щая программу партии.
2. Функционеры: партийные активисты, работ-щие
на всех уровнях, как в центр-ых, так и местных
органах партии, явл. организаторами работы
всех звеньев партии и проводниками ее
полит. линии. 3. Рядовые члены партии: действуют
в соответ. с полит. курсом партии, выполняют
задания руков-ва партии.
43.
Роль полит. партий
в процессе взаимодействия
между гражд. обществом
и гос-вом. Какие специфические
черты и функции партий
позволяют им играть
эту роль? Дайте аргументированный
ответ. Представители организаций
гражд. общ-ва входят в различные советы
и комиссии, работ-щие при парламентах
и правит-вах, в кот. они выступают как
эксперты и профессионалы, владеющие ценной
информацией, касающ. конкретных проблем
развития граж. общ-ва и состояния общ.
мнения. Полит. партии выявляют, обосновывают
и формулируют интересы разл. соц групп,
с этим связана их теоретическая фун-ия.
Не являясь классовыми, полит. партии распространяют
свое мировоззрение и нравственные ценности,
тем самым привлекают граждан на сторону
и в ряды партии и делают общ-во полит.
активным (идеологическая фун-ия). Полит.
партии включают личность в мир политики,
способствуют усвоению гражданами опред.
знаний, норм и ценностей, т.е. происходит
процесс социализации граждан (соц. фун-ия).
Процесс социализации структурно представлен
рядом элементов. Это: 1) усвоение населением
определенных полит. знаний и навыков
общественно-полит/ деят-ти; 2) превращение
полученных знаний в убеждения; 3) форм-yие
способности отстаивать эти знания; 4)
обретение гражданами полит-ой ориентации;
5) выработка поведения, адекватного складывающимся
полит-им усл-ям.
44.
Понятие “партийная
система”. Какие
характеристики лежат
в основе классификаций
партийных систем?
Партийная система - совокупность всех
полит. партий, действующих в данной стране,
их взаимоотношения друг с другом. Классификации
могут быть по качественным и количественным
характеристикам. 1: По качественным: по
типу политич. режима, в рамках которого
функционирует партийная сис-ма (демократич.,
авторитарные, тоталитарные). 2: По колич.:
по кол-ву партий (однопартийная, двухпартийная,
многопартийная). 3: степень внутр организованности
(централиз, децентрализ), 4: связь партии
с гос-вом, 5: отнош к сущ режиму (правящие,
оппозиция). Наиболее распространенным
критерием типологизации партийных систем
является количественный.
На его основе итальянский политолог Дж.
Сартори обосновывает семиступенчатую
классификацию партийных систем: -система
с одной партией (она монополизирует полит.
деятельность, превращается в руководящую
силу гос-ва. Главные полит. решения принимаются
партией. Партия срастается с гос-вом.
Другие партии запрещены. (Куба, КНДР));
- система с партией, осуществляющей гегемонию
( раньше ГДР, ЧССР; формально в стране
функционирует несколько партий, но лишь
одна из них находится у власти (сейчас
в Китае)); -система с преобладающей (доминирующей)
партией (возможности всех партий одинаковы,
однако фактически достаточно длительное
время у власти остается одна партия);
-двухпартийная система (две партии имеют
решающее значение и способны сменять
друг друга у власти (США)); -система ограниченного(умеренного)
плюрализма (вид многопартийной системы,
признак- ориентированность всех составляющих
ее партий на участие в правительстве
(Бельгия)); -система крайнего плюрализма
(данный тип многопартийной системы отличается
тем, что в нее входят партии, выступающие
против существующего в стране общественно-полит.
строя; тем, что оппозиционные партии располагаются
с двух сторон от правительства. Они критикуют
правит-во справа и слева, а также резко
критикуют друг друга. В такой системе
одна или группа партий занимает позицию
«центра»); -атомизированная система (Боливия,Малайзия)
45.
Раскройте взаимосвязь
партийной системы
с типом полит.
режима. Какова роль
многопартийности в
укреплении гражданского
общества, правового
государства, в развитии
демократии?
Партии и обществ.- политические движения
явл. важным звеном связи ГО с гос-ом. Именно
они способствуют превращению многочисл.
частных интересов граждан, заинтересованных
групп и слоев в единый политический интерес.
Пол-ая партия- это специал. обществ. организация,
объединяющая наиболее активных приверженцев
тех или иных целей и направленная на борьбу
за завоевание и использование политической
власти. Пол-ие партии взаимодействуют
друг с другом, образуя партийные системы.
Партийные системы:1)Однопартийная.
Монополизирует пол-ую деятельность, первращается
в руководящую силу гос-ва. Гл пол-ие решения
принимаются партией ( характерна
для тоталитарного режима) 2) Двухпартийная.
Независимо от кол-ва партий в стране лишь
2 имеют решающее зн-е и способны сменять
друг друга у власти.(США-демократический
режим) Роль многопартийности:
Довольно спорный вопрос.Некоторые считают(к
примеру, Дж. Сартори), что появление пяти
или более партий следует рассматривать
как «крайнюю многопартийность», опасную
для существования гос-ва. Если брать в
пример РФ, то, с одной стороны, многопартийность
дезориентирует народ, покольку он и так
не знает, за кого голосовать, с другой-
показывает отражение бол-ва интересов
этого же народа. Опыт ряда стран( США,Англия,Канада,
Австралия)свидетельствуют о несомненных
преимуществах двухпартийной системы,
дающей обществу- стабильность, прав-ву-
смену курса, гражданам- возможность выбора.
46.
Понятие “общественно-
47. Черты и функции партии,позвол.играть им. Существен роль в механизме формирования полит.власти.Какие законодат.измен.в законодат.и полит.жизни современ.России.
Полит.
партии выявляют, обосновывают и формулируют
интересы разл. соц групп, с этим связана
их теоретическая фун-ия. Не являясь
классовыми, полит. партии распространяют
свое мировоззрение и нравственные ценности,
тем самым привлекают граждан на сторону
и в ряды партии и делают общ-во полит.
активным (идеологическая
фун-ия). Полит. партии включают личность
в мир политики, способствуют усвоению
гражданами опред. знаний, норм и ценностей,
т.е. происходит процесс социализации
граждан (соц. фун-ия). Процесс социализации
структурно представлен рядом элементов.
Это: 1) усвоение населением определенных
полит. знаний и навыков общественно-полит/
деят-ти; 2) превращение полученных знаний
в убеждения; 3) форм-yие способности отстаивать
эти знания; 4) обретение гражданами полит-ой
ориента-ции; 5) выработка поведения, адекватного
склады-вающимся полит-им усл-ям.
48. Содержание новых тенденций в развит полит.сист.общественно-полит движен. И партийн.сист.
1.все
меньше становится
49. Развернутая хар-ка процесса становлен.партийн.сист.в современ.России,её нынешнего состояния и проблем.дальнейш.развития.
Процесс
становления партий начался с 80х
годов, он шел достаточно хаотично.
В 2000 стало понятно,что партии вождитские
либо столичные,.В 2001г.был принят закон,где
говорилось,что пратия прежде всего должна
представлять интересы граждан в органах
гос.власти. и органах местного самоуправ.+минимал.кол-во
людей в партии.Закон опр. Цели полит партии,
основ способы её создания, принципы деятельности,
огранич на созд.и деят.полит партий,маханизм
финансиров. В т.ч и гос-ого. В 2003г.указ
по итогам выборов дать сформировать партии
профессионал,эффектив правительство,опирающ
на парламентское большинство.но эта идея
так и не была реализован.
50.
Основные типы
избирательных систем.
Дайте их краткую
характеристику, приводя
примеры стран,
в которых они используются.
К какому типу относится
избирательная система
Российской Федерации?
1) мажоритарная и.с.: избранным в тот
или иной выборный орган считается кандидат,
набравший предусмотренное законом бол-во
голосов. Бол-во бывает разным. Абсолютное
бол-во (50% + 1, Австралия).мажоритарная система
относительного бол-ва означает, что побеждает
на выборах тот, кто набирает голосов больше,
чем каждый из его соперников (США, Канада,
Великобритания). Иногда используются
обе разновидности (Франция, по турам).Очевидно,
что при мажоритарной и.с. побеждают представители
более сильного полит течения в стране.
Она способствует возникновению и укреплению
тенденции к становлению в странах, где
она используется. 2ух, 3ех партийных сис.
2) пропорциональная
и. с.: мандаты распределяются четко
пропорционально числу поданных голосов.
Распространена более (Бельгия, Швеция,
Израиль). Преследуется цель обеспечения
широкого и пропорционального представ-ва
в органах власти полит партий, а также
соц. и нац групп. 2 вида: 1) на общегос. уровне.
Голосуют в масштабах всей страны. Избир
округа не выделяются. 2)основывающаяся
на многомандатных округах. В этом случае
депутатские мандаты распределяются на
основе влияния полит партий в избир округах.
3) смешанная и.с.: определенная часть
депутатских мандатов распределяется
в соотв. с принципами мажоритарной системы.
Это способствует формированию устойчивого
правительства. Другая часть мандатов
распределяется в соотв. с принципами
пропорциональной и. с. Преимущества: выявляются
не только наиб. авторитетные силы, но
и их программы. Избирательная система
в России относятся к смешанному типу.
Напр., выборы в ГосДуму осуществляются
по смешанной модели: половина депутатов
избирается по мажоритарной избир сис,
другая по пропорциональной (225 по одномандатным
округам (по одному от каждого), другие
225 избираются по федеральному округу
пропорционально количетсву голосов,
поданных за фед списки кандидатов в депутаты,
выдвинутые избир, объединениями и т.д.).
статья 97 Депутатом ГосДумы может быть
избран гражданин РФ, достигший 21 года
и имеющий право участвовать в выборах.
Депутаты ГосДумы работают на постоянной
професс основе. Депутаты ГосДумы не могут
находиться на госслужбе, заниматься др
оплачиваемой деят, кроме преподавательской,
научной и иной творческой.
51.
Содержание и принципы
мажоритарной избирательной
системы, ее разновидности,
достоинства и
недостатки. Приведите
примеры стран, в которых
она используется.
В итоге почти трехвекового развития представительная
демократия выработала две основные формы
избирательных систем: мажоритарную и
пропорциональную. На их основе в современных
условиях применяются и смешанные формы.
МАЖОРИТАРНАЯ избират. сис-ма – та, при
которой представительные органы власти
формируются на основе непосредственного
представительства от избирательных округов,
в которых выборы проводятся по принципу
большинства. Большинство
бывает разным: Простое (абсолютное)
большинство (это 50% +1 голос и более)– Австралия
(может исчисляться как от числа жителей
округа, так и от числа пришедших на выборы)
Относительное большинство – побеждает
на выборах тот, кто набирает голосов больше,
чем каждый из его соперников – США, Канада,
Великобритания, Нов. Зеландия. Квалифицированное
большинство –установленное законодательством
(2/3 или ¾) Достоинства
ее: 1. Возникновение и упрочнение непосредственной
связи между кандидатом (депутатом) и избирателем.
2. На выборах побеждают представители
более сильного полит-го течения в стране.
Это способствует вытеснению из парламента
и др. органов власти представителей мелких
и средних по своему значению партий (тенденция
к становлению двух- или трехпартийных
систем). 3. В ней заложены возможности
формирования эффективно работающего
и стабильного правит-ва: позволяет создавать
однопартийные правит-ва, которые, как
показывает практика (США, Англии), явл.устойчивыми
и способными проводить твердую гос. политику.
Недостатки ее: Значительная часть избирателей
остается не представленной в органах
власти. Партия, получившая на выборах
меньше голосов, чем ее соперники, может
оказаться представленной в парламент
болшинством депутатских мест. Две партии,
набравшие близкие (одинаковое) кол-во
голосов, проводят в органы власти неодинаковое
число кандидатов, манипуляция нарезкой
избирательных округов.