Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, статья

Описание работы

политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов;

Работа содержит 1 файл

полит.мини.docx

— 112.68 Кб (Скачать)

23. Понятие “властвующая  элита”, ее сущность, структура, характерные  черты. “Властвующая элита” - различные группы людей, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в полит. управлении, но занимающая главные посты в своей профессиональной сфере, благодаря чему имеет ключевые позиции в своих сферах. Сюда входят полит., эконом., военная, идеологическая и др. Эконом. Соц. слой, включающий в себя представителей крупного капитала, крупных собственников. Сюда входят члены советов директоров крупных пром. корпораций, банков, торговых фирм. Это та часть властвующей элиты, кот осуществляет своё эконом. господство и эконом. власть, определяя решение таких важных вопросов, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения. Идеолог., информ. Представители идеолог. фронта - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей. Военная. Важнейший слой властвующей элиты. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь зависит от степени милитаризации страны, характера полит. режима. Культурная. Наиб. авторитетные и влиятельные деятели искусства, просвещения, литературы, представители творческой интеллигенции. Её роль определяется характером и степенью воздействия на развитие образования, литературы, искусства, духовной жизни общества, его нравственного потенциала. Научная. Наиболее одарённая часть интеллектуальной элиты. Её роль определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический прогресс. Полит. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос. власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделённые властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общ-венного развития. 
 

24. Понятие “полит. элита“. Раскройте ее характерные черты, структуру и основные функции в обществе. Полит. элита – соц. общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в полит. деятельности. Полит. элита — это небольшой соц. слой; обладающий инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных структурных звеньев полит. элиты объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, административную элиту. Высшая полит. элита включает в себя ведущих полит. руководителей и тех занимает высокие посты в законодат., исполнит. и судебной ветвях власти. Это численно достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества полит. решения. Средний слой полити. элиты формируется из огромного числа выборных должностных лиц парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных полит. партий. Административная элита — это высший слой гос. служащих (чиновничества), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах гос. управления. Функции политической элиты: стратегическая, коммуникативная, организаторская и интегративная. На первом месте среди названных функций стоит стратегическая. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит. программы действий. Стратег. функция может быть реализована лишь на высшем уровне полит. элиты — парламентариями, членами кабинета министров, советниками, помощниками президента. Коммуникативная предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит. программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение полит. решений в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25. Взаимодействие полит. и эконом. власти.. Полит. сис. явл ведущей, и ее решения обязательны для всех. Полит власть принимает эконом. программы развития гос-в, налоговые планы, эк. законодательные проекты. Тем самым влияет на эк. развитие страны. Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеят-ти общ-ва полит. власть опирается на эконом-ие ресурсы, а значит, и на эконом-ую власть. Эконом-кая власть не есть нечто формализованное, представленное соответ-ми институтами. Это власть богатства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые полит решения, на гос. политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами воздействуют на правительство, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования и т.д. в странах со свободной рыночной эк-кой одним из весьма распространенных путей реализации эк власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избир кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Как правило, эк сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков, а они делают немало для процветания капитала. Приход ко власти того или иного политического блока определяется программой эконом. мероприятий, которые они обязуются провести в случае прихода к власти. Таким образом, полит. власть опирается на возможности экономической системы. В зависимости от проводимых экономических мероприятий решается вопрос о легитимности политической власти. На экономическую сферу приходится большая часть проводимых властными структурами реформ. Также все крупномасштабные политические решения требуют надежного экономического обеспечения. С другой стороны, уровень и состояние развития экономики инициируют полит. процессы и мероприятия. 
 
 

26. Объясните, что  такое “номенклатурный  отбор” политической  элиты. В чем  проявляется действие  механизма “антиселекции”? Каковы последствия использования этих механизмов для развития общества? Номенклатурный отбор – это система формирования руководства, политической элиты, в которой селекторат (круг лиц, осуществляющий набор) ограничен и, как правило, состоит из уже устоявшихся членов политической элиты в данном обществе. Приток новых политических деятелей происходит в основном их числа преданных руководству страны единомышленников. Социальная база формирования п.э. при этом очень узкая. Обычно отбор осуществляет руководство лидирующей партии. Таким образом такая политическая элита является замкнутой, но она способна сохранить своё господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом. Такой номенклатурный путь формирования п.э. был в бывшем СССР. По существу это был процесс «антиселекции». Последствия такого механизма формирования п.э. ощущаются в настоящее время в уже демократической России. Многие политические деятели сегодня некомпетентны, потому что ранее принадлежали к элите, формирующейся по номенклатурному принципу антиселекции Антисилекция(образоват.уровень,особенности управлен.людьми.,стиль мышления,)где нет конкур.умов на посты. 
 

27. Назовите основные  теории элит. Какое  фундаментальное  положение их объединяет  и обосновывает  существование элиты  в обществе? Родиной элитистских концепций можно считать Италию, где независимо друг от друга Г. Моска и В. Парето положили начало разработке концепции элитарности общества. Такой подход был назван психологическим. Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы, утверждающей следующее. 1) Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит фактор естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. 2) Элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. 3) Массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность. 4) Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно никто не уступает.  Теории демократ. элитизма. Для теорий элитной демократии общими являются следующие положения. 1) Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Речь идет о новом способе рекрутирования политических элит и об изменении самосознания  элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан 2) Элита рассматривается как поборница либерально-демократ. ценностей – свободы, равенства, права в отличие от масс, радикально настроенных в борьбе за свои права на труд, соц. обеспечение и т.д. 3) Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов. Ценностные теории. Для ценностных теорий  характерны следующие положения. 1) Элита – это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. 2) Положение элиты как высшего слоя оправданно, так как отвечает интересам общества в целом. 3) Элита есть результат в большей степени естественного  отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. 4) Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Соц. равенство людей должно пониматься как равенство возможностей. Концепции плюрализма элит (или функциональная теория элит). Для концепций множественности, плюрализма элит характерны следующие утверждения. 1) Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. 2) В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. 3) Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления. 4) Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны общества.5) Границы между элитой и обществом условны. Леволиберальные концепции элит. Представители данных концепций исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. 1) В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны. 2) Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает власть, богатство и известность. 3) Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно 
 

28. Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чем сходство и различие данных определений? Какие признаки государства в них отражены? Гос-во – полит. общность, имеющая определенную структуру, организацию полит. власти и управления соц. процессами на определенной территории. Гос-во – основной институт полит. системы общ-ва, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью гос-венной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Первое определение дает лишь общее представление о гос-ве как о политич. общности. Очень важной характеристикой гос-ва в первом определении выступают: суверенитет: означает наличие верховной полит. власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества; наличие специальной системы органов и учреждений гос-ва, его пространственная сущность; гос-венная территория — это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства; население, то есть народ, проживающий на территории данного гос-ва и подчиняющийся его власти Здесь проблема заключается в том, что гос-ва могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп; гос-венная власть, осуществляемая соответств. органами на определенной территории. Однако это определение нуждается в дополнит.  характеристиках  для того, чтобы иметь полное представление о сущности гос-ва. Для определения гос-ва как полит. института необходимо рассмотреть задачи гос-ва, как полит. института 1. задача обеспечения полит. стабильности общ-ва, выявление и предотвращение столкновений различных соц. групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. 2. защита прав и свобод граждан, их безопасности 3. обеспечение правопорядка 
 

29.Общая  структура гос-ва.Содержание основ. Ф-ий Опр.государственной экономич.политики.

Государство-в широком смысле это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти, и управления соц.процесами на опр территории.Гос-во явл основ интситутом полит.сист.общества,создан для организации и управления жизнью опр населения на опр территор с помощью гос.власти, имеющ обязат.хар-ка для всех граждан.Основ.порядок организац жизни гос-ва.закреплен в конституции.Структурно гос-во складывается из высших законодат органов власти, исполнит,судеб,административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения(армия, суд,полиция.)Функции гос-ва: внутрен:1.охрана существующ полит.строя,социально0полит. Структуры общества, порядка и законности, защита прав граждан.2. хозяйственно-организаторская и общественно-эконом.3.соц.ф-я(выполнение различ программ.)4.культурно.воспитат.Внешние:1,защита интересов страны на международ арене и оборона страны. Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику 
 
 
 

30. Понятие “форма  правления”. Какие  основные формы  правления существуют  в современном  мире? Назовите их  признаки. Форма гос. правления — это элемент формы гос-ва, характеризующий организацию верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Верховной гос. властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правит-во. В зависимости от положения главы гос-ва формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия— это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Признаки монархии: — власть передается по наследству; — осуществляется бессрочно; — не зависит от воли населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.). Республика — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа. Признаки республики: — выборность власти; — срочность; — зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент

Понятие “республиканская форма  правления”. Проведите  сравнительный анализ президентской и  парламентской республики. Приведите примеры стран с указанными формами правления. Презид – США, Аргентина, Бразилия. Азии и Африке Парл –ФРГ, Италия, Греция.  Республика – это форма правления, при которой высшим носителем власти хотя бы и формально явл. народ, осуществляющий свою власть непосредственно (через референдум) или через сис-му представительных органов власти. Основная разница между парлам.и презид.республикой: кто формирует правит-во и перед кем оно ответственно. В презид.рес-ке президент и парламент (конгресс) избираются на отдельных выборах, что усиливает независимость каждой из этих двух ветвей власти. Конгресс не имеет права распускать правит-во или смещать президента. Он может возбудить дело об импичменте в отношении президента в исключительных случаях – нарушения им конституции, совершения преступления и т.п. В свою очередь, президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Члены правит-ва не могут быть одновременно депутатами конгресса. Президенту принадлежат большие властные полномочия –  он одновременно явл. и главой гос-ва, и главой правит-ва. В условиях парл. формы правления население избирает парламент, который назначает правит-во и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правит-ва и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе правит-ва – премьер-министру или канцлеру. Президент имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы Понятие “республиканская форма правления”. Проведите сравнительный анализ президентской и полупрезидентской республик. Приведите примеры стран с указанными формами правления. Совр. мир отличается многообразием форм гос-го устройства. По формам правления гос-ва делятся на монархии и республики. Республика- форма правления, где органы власти выбираются народом. Бывает президентская (в ней выделяют еще полупрезидентскую) или парламентская рес-ки. Президентская рес-ка (США):президент и парламент избираются на отдельных выборах, что усиливает независимость каждой из этих 2 ветвей. Конгресс не имеет право распускать правительство или смещать президента. Может  возбудить дело об импичменте в отношении президента лишь в случае нарушения конституции, совершения преступления и т.п. Президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Члены прав-ва не могут быть одновременно депутатами конгресса. Высшая инстанция- судебная власть. Президент одновременно явл. и главой гос-ва, и главой прав-ва. През. республика в основном характерна для стран Лат. Америки. В Европе наиболее распространена парламентская рес-ка. Во Франции, Португалии, Финляндии есть свои ос-ти, связанные с прямыми выборами президента населением, поэтому пол- ое устройство этих гос-в относят к смешанным формам правления, сочетающим эл- ты президентских и парламентских форм => Полупрезидентские республики (правит-во отвечает и перед президентом, и перед парламентом; есть помимо этого должность премьера + президент имеет право распускать парламент) . 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"