Референдум
не должен использоваться и для вторжения
в полномочия административно–территориальных
образований нижнего уровня. Так, на референдуме
Российской Федерации не должен решаться
вопрос об изменении границ, слиянии или
разделении субъектов Федерации, равно
как и на референдуме субъекта Федерации
не должен решаться вопрос об изменении
границ муниципальных образований.
Другая
опасность заключается в проведении
референдума по вопросу, который
допускает возможность множественного
толкования. Такой референдум не только
не способствует решению поставленной
задачи, но, напротив, часто усиливает
в обществе конфронтацию, поскольку каждая
сторона может считать, что народ высказался
в ее пользу. Так, до сих пор некоторые
политики апеллируют к результатам референдума
СССР 17 марта 1991 г., на который был вынесен
некорректный вопрос.
Анализ
вопросов, которые разные инициативные
группы пытались вынести на всероссийский
референдум в 1999 – 2002 годах (см. выше), показывает,
что многие из них допускают множественное
толкование или неопределенность правовых
последствий принятого на референдуме
решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные
источники:
- Конституция
РФ (с изм. от 14. 10. 2005 г.) // Российская
газета № 237, 25. 12. 1993
- Федеральный
конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской
Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
- Федеральный
конституционный закон от 10.101995 N 5-ФКЗ
«О референдуме Российской Федерации»
// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base
- Федеральный
закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/online/base
- Закон РСФСР
от 16.10.1990 N 241-1(утратил силу) «О референдуме
РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №
21, ст. 230.
- Закон СССР
от 27.12.1990 N 1869-1(утратил силу) «О всенародном
голосовании (референдуме СССР)» http://www.consultant.ru/online/base/
- Указ Президента
РФ от 15.10.1993 N 1633 «О проведении всенародного
голосования по проекту Конституции Российской
Федерации» // Собрание актов Президента
и Правительства РФ, 1993, № 42, ст. 3995.
- Вестник Центральной
избирательной комиссии РФ, 2000, № 3, с. 110–111.
- Вестник Центральной
избирательной комиссии РФ, 2000, № 10, с.
13–14.
- Вестник
Центральной избирательной комиссии РФ,
2000, № 23, с. 12–13
- Вестник
Центральной избирательной комиссии,
2000, № 21, с. 47–90.
- Бюллетень
Центральной избирательной комиссии РФ,
1994 № 1 (12), с. 34–38.
- Стенограмма
заседания Государственной думы 2 июня
2004 г. // http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe).
Специальная
и иная литература
- Анисимов,
Л. Н. Конституционное право России
/ Л. Н. Анисимов - М.: Юстицинформ, 2006. —
168 с.
- Баглай,
М. В. Конституционное право Российской
Федерации / М. В. Баглай - М.: Норма, 2007. —
784 с.
- Енгибарян
Р. В. Конституционное право / Р. В. Енгибарян,
Э. В. Тадевосян - М.: Юристъ, 2000. — 492 с.
- Козлова,
Е.И. Конституционное право России / Е .И.
Козлова, О. Е. Кутафин - М.: Юристъ, 2003. —
585 с.
- Любарев,
А. Е. Референдум в Российской Федерации:
история и проблемы законодательного
регулирования / А. Е. Любарев - Политика
и общество – 2005. - № 2. - 70-82 с.