Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:02, курсовая работа
Проблемам референдума в российской юридической литературе уделяется недостаточно внимания. Единственная специальная монография была издана в 1995 году1. За прошедшие с тех пор десять лет появилось лишь несколько диссертаций на эту тему2.
В то же время за последние годы выявилось множество острых вопросов, связанных с законодательным регулированием референдума в нашей стране. Неудачные попытки инициирования ряда референдумов в 1999–2002 годах, изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” в 2002 году и принятие нового закона в 2004 году требуют нового осмысления.
В данной работе анализируется история законодательного регулирования и проведения референдумов в Российской Федерации, и обсуждаются проблемы, связанные с реализацией основной функции референдума как института непосредственной демократии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Проблемам референдума в российской юридической литературе уделяется недостаточно внимания. Единственная специальная монография была издана в 1995 году1. За прошедшие с тех пор десять лет появилось лишь несколько диссертаций на эту тему2.
В
то же время за последние годы выявилось
множество острых вопросов, связанных
с законодательным
В данной работе анализируется история законодательного регулирования и проведения референдумов в Российской Федерации, и обсуждаются проблемы, связанные с реализацией основной функции референдума как института непосредственной демократии.
Советские
конституции предусматривали
С началом в 1989 – 1990 годах процесса демократизации вопрос о возможности проведения референдума, то есть непосредственного выяснения мнения народа по наиболее важным вопросам развития страны, встал в практическую плоскость. В 1990 году почти одновременно были приняты законы о референдуме СССР и РСФСР. Причем российские депутаты немного опередили союзных: Закон РСФСР «О референдуме РСФСР» был принят 16 октября 1990 г.,1 а Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» – только 27 декабря 1990 г., на Четвертом съезде народных депутатов СССР.2
На этом же съезде по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М.С. Горбачева были приняты два постановления о проведении референдума СССР. Первое постановление предусматривало проведение референдума о частной собственности на землю, второе – о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических республик.
Ни Президент СССР, по инициативе которого были приняты данные постановления, ни Съезд народных депутатов СССР не потрудились сформулировать вопросы референдума. Не было в постановлениях и поручения Верховному Совету СССР сформулировать вопросы.
Тем не менее, Верховному Совету пришлось определять не только дату проведения референдума, но и формулировку вопроса. Причем назначен был лишь референдум по вопросу сохранения СССР.
Формулировка вопроса референдума вызвала на сессии жаркие дебаты. В конечном итоге была поддержана формулировка, предложенная Комитетом по законодательству: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Было очевидно, что в таком вопросе в действительности содержится несколько вопросов, на которые могут быть даны разные ответы. Таким образом, результаты референдума не могли поддаваться однозначному толкованию.
Правомерность такого заключения вызывала большие сомнения. Дело в том, что статья 4 союзного закона о референдуме предусматривала четыре типа вопросов, выносимых на референдум. Первые два касались принятия, изменения или отмены Закона СССР, третий – принятия решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов. Очевидно, что вопрос, вынесенный на референдум 17 марта, нельзя было отнести к первым двум типам; но и к третьему типу относить его также неправомерно: непонятно, основное содержание каких законов предопределял результат голосования. Оставался четвертый тип – выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении СССР. А по поводу этого типа статья 29 давала несколько более расплывчатую формулировку, чем «обязательная сила»: итоги такого референдума «должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами».
Кроме того, вопросы сохранения и обновления Союза не находились в ведении СССР – заключение Союзного договора являлось прерогативой союзных республик. Таким образом, желание руководства СССР придать референдуму СССР обязательную силу имело очень шаткую юридическую основу. Как показали дальнейшие события, еще более шаткой была надежда на спасительную силу этого референдума.
Референдум СССР был проведен 17 марта 1991 г. лишь в 9 из 15 союзных республик. Во всех республиках, где он проводился, большинство высказалось за «сохранение обновленного союза» (в РСФСР «за» проголосовало 71,3%). Однако отказ шести республик (Армения, Грузия, Молдова, Латвия, Литва, Эстония) проводить союзный референдум по сути уже означал распад федерации. А в декабре 1991 г. Украина провела новый референдум, на котором ее население высказалось за независимость. После этого руководителям республик осталось лишь констатировать, что СССР больше не существует.
Одновременно с союзным референдумом в РСФСР 17 марта 1991 г. был проведен и республиканский референдум. Инициатива его проведения принадлежала Президиуму Верховного Совета РСФСР, который организовал сбор подписей депутатов. По Закону РСФСР «О референдуме РСФСР»3 для назначения референдума необходимо было собрать подписи не менее миллиона граждан РСФСР или не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР. Подписи более трети народных депутатов РСФСР были собраны под двумя вопросами:
17
марта 1991 г. в РСФСР был проведен
референдум о введении поста
Президента РСФСР. На вопрос
референдума положительно
В декабре 1992 г. в ходе Седьмого съезда народных депутатов Российской Федерации возник конфликт между Президентом Б.Н. Ельциным и большинством народных депутатов Российской Федерации. 10 декабря Ельцин выступил на Съезде с обращением, в котором, в частности, сказал: «Вижу выход из глубочайшего кризиса власти только в одном – во всенародном референдуме».
26
марта собрался Девятый (
1.
Доверяете ли Вы Президенту
Российской Федерации Б.Н.
2.
Одобряете ли Вы социально-
3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?
В результате голосования 25 апреля 1993 г. положительно на первый вопрос ответили 58,7% от числа принявших участие в голосовании, на второй – 53,0%, на третий – 49,5% (31,7% от числа граждан, включенных в списки), на четвертый – 67,2% (43,1% от числа граждан, включенных в списки)19. Таким образом, с юридической точки зрения результатом референдума стала «боевая ничья». Однако в политическом плане результат волеизъявления граждан России можно было интерпретировать как выражение доверия президенту и недоверия депутатскому корпусу. Такая интерпретация позволила в дальнейшем Б.Н. Ельцину в условиях продолжения конфликта двух ветвей власти принять решение о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Распустив депутатский корпус, Президент Российской Федерации назначил на 12 декабря 1993 г. выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Правда, официально голосование по проекту Конституции называлось не референдумом, а просто «всенародным голосованием». Это было, вероятно, обусловлено тем, что проводилось оно не по Закону РСФСР «О референдуме РСФСР», а по Положению «О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 1633 от 15 октября 1993 г.4
Данное Положение, в частности, предусматривало, что Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины от принявших участие в голосовании. Результатом всенародного волеизъявления стала поддержка проекта Конституции большинством в 57,1% голосов.5 Таким образом, конституционный кризис был преодолен.
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. референдум Российской Федерации не проводился ни разу. Однако несколько раз попытки инициировать всероссийский референдум предпринимались.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.6 предусматривал достаточно простую процедуру инициирования референдума. Необходимо было создать инициативную группу численностью не менее 100 граждан. Эта группа регистрировалась в избирательной комиссии субъекта Федерации, на территории которого проживало большинство членов группы. На сбор подписей отводилось 3 месяца, после чего группа должна была представить подписи в избирательные комиссии тех субъектов Федерации, где эти подписи собирались. Всего необходимо было собрать не менее 2 миллионов подписей. Подписи проверялись сначала комиссиями субъектов Федерации, а затем – Центризбиркомом Российской Федерации.
2 сентября 1999 г. Избирательная комиссия Кировской области зарегистрировала инициативную группу, лидером которой был депутат Государственной Думы Н.Н. Гончар. Группа предлагала вынести на референдум Российской Федерации вопрос: «Считаете ли Вы необходимым объединение Российской Федерации и Республики Беларусь в демократическое федеративное правовое государство?»
Группа с 3 сентября по 26 ноября собирала подписи и представила в избирательные комиссии 53 субъектов Федерации 2 414 350 подписей. Центризбирком признал недействительными 759 787 подписей; в результате подписей, признанных действительными, оказалось меньше двух миллионов. 14 января 2000 г. Центризбирком отказал в проведении референдума.7
29
сентября 1999 г. Избирательная комиссия
Самарской области
1.
Вы за то, чтобы были расширены
правовые и политические
2.
Вы за то, чтобы депутаты
3.
Вы за то, чтобы в боевых
действиях в локальных
4.
Вы за то, чтобы в Конституцию
России были внесены изменения,
Группа
с 29 сентября по 29 декабря собирала
подписи и представила в
26
июля 2000 г. Московская городская
избирательная комиссия
1.
Вы за запрет ввоза из других
государств на территорию
2.
Вы за то, чтобы в России
был федеральный
3.
Вы за то, чтобы в России
была юридически
Группа представила в избирательные комиссии 60 субъектов Федерации 2 490 042 подписи. Центризбирком признал недостоверными или недействительными 616 826 подписей; в результате подписей, признанных действительными, оказалось меньше двух миллионов. 29 ноября 2000 г. Центризбирком отказал в проведении референдума.9