Разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха "Концентрации вредных химических веществ" в кабине грузовог

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.
Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10
1 ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
2 ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 11
5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
5.1 Условия и порядок проведения экспертизы 13
5.2 Методы испытаний 14
5.3 Порядок проведения экспертизы 15
6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
7 ОТЧЕТНОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ А 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23

Работа содержит 1 файл

Разработка методики эргономической экспертиза концентрации вредных химических веществ в кабине г.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

5.1.2 В воздухе пассажирского помещения и кабины АТС определяют ЗВ при следующих условиях:

- окна, двери,  форточки, вентиляционные люки закрыты;

- система кондиционирования  выключена;

- система внутренней  рециркуляции выключена;

- принудительная  вентиляция включена;

- система отопления  выключена.

5.1.3 При наличии на испытуемом АТС независимой отопительной установки проводят дополнительное испытание с включенными отоплением и принудительной вентиляцией на двух режимах согласно 5.3.

5.1.4 При наличии на испытуемом АТС системы очистки воздуха (СОВ) проводят испытания с включенной СОВ на двух режимах согласно 5.3.

5.1.5 При наличии на испытуемом АТС люка в крыше кабины проводят дополнительное испытание с открытым люком при движении со скоростью 50 км/ч согласно 5.3.1.

5.1.6 Метеорологические условия при проведении испытаний приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Параметры и  значения метеорологических условий

Параметр  

Значение

Температура наружного  воздуха, °С  

От -20 до +30             

Относительная влажность воздуха, % 

Не более 90               

Скорость ветра, м/с                

Не более 5                

Атмосферное давление, кПа          

Фактическое при  испытаниях


 

5.2 Методы испытаний

Методы определения ЗВ воздуха:

1) При определении  оксида углерода (СО) применяют следующие  методы:

- газовую хроматографию  с использованием пламенно-ионизационного  детектора (ПИД) после конверсии в метан;

- оптико-акустическую  инфракрасную спектроскопию;

- электрохимическое  детектирование.

2) При определении  диоксида и оксида азота ( и ) применяют хемилюминесценцию, гетерогенную хемилюминесценцию.

3) При определении  формальдегида ( ) применяют:

- высокоэффективную  жидкостную хроматографию с ультрафиолетовым  детектором;

- газовую хроматографию  с ПИД и насадочными или  капиллярными колонками.

Допускается применять  другие методы анализа, обеспечивающие требуемые избирательность и  точность измерений нормируемых ЗВ [2].

 

5.3 Порядок  проведения экспертизы

5.3.1 Режимы испытаний

Испытание проводят в двух режимах работы АТС:

I - установившийся  режим движения со скоростью  (50 +/- 5) км/ч.

Для АТС с  механической коробкой передач выбирают высшую передачу, обеспечивающую устойчивое движение;

II - холостой  ход.

Для неподвижного АТС - режим при работе двигателя  с минимально устойчивой частотой вращения коленчатого вала двигателя, предписанной изготовителем.

5.3.2 Проведение испытаний

Подготовка  к испытаниям

- Проводят идентификацию представленного для испытания АТС, проверяют его соответствие техническому описанию;

- Проводят визуальную оценку состояния внутренних и внешних поверхностей кузова (кабины), уплотнений стекол, люков, дверей и выпускного тракта АТС;

- К испытаниям допускают АТС без выявленных отклонений от характеристик, заявленных в техническом описании;

- Заправляют топливный(е) бак(и) до 90% вместимости;

- Закрывают окна, двери, вентиляционные люки АТС. Выдерживают АТС не менее 6 ч в закрытом помещении при температуре воздуха, отличающейся от температуры воздуха во время испытаний не более чем на 5 °С.

 

Испытание в режиме I

Испытание АТС  проводят в дорожных условиях в следующей последовательности:

- Включают двигатель. АТС из закрытого помещения перемещают на дорогу. Останавливают АТС на стоянке, в стороне от проезжей части, выключают двигатель, открывают окна, двери, вентиляционные люки, проветривают пассажирское помещение и кабину. Через (5 +/- 1) мин закрывают окна, двери и вентиляционные люки;

- Включают двигатель, начинают движение по маршруту. Устанавливают скорость движения (50 +/- 5) км/ч, а режим работы систем вентиляции и отопления - в соответствии с требованиями;

- Через (20 +/- 5) мин от начала цикла, не прерывая движения, проводят экспресс-анализ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и (или) кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1;

- Отбирают пробы и проводят экспресс-анализ воздуха согласно Приложения А.

Испытание в режиме II

Испытание АТС проводят на открытой стоянке непосредственно после испытания в режиме I:

- Перед началом испытаний проводят экспресс-анализ ЗВ в атмосферном воздухе в зоне испытаний в радиусе 5 - 10 м от испытуемого АТС;

- Экспресс-анализ ЗВ проводят в соответствии с Приложения А;

- Испытания начинают, если концентрации ЗВ, измеренные в зоне проведения испытаний, не превышают 0,5 для атмосферного воздуха населенных мест;

- Устанавливают АТС таким образом, чтобы направление потока отработавших газов было ориентировано против ветра;

- Включают двигатель АТС, устанавливают режим его работы согласно 5.3.1, обеспечивают условия испытаний и режимы работы систем вентиляции и отопления в соответствии с требованиями;

- Через (20 +/- 5) мин после выхода на режим, не выключая двигатель, проводят экспресс-анализ ЗВ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1;

- Отбирают пробы и проводят экспресс-анализ;

- Заканчивают экспресс-анализ ЗВ и отбор проб воздуха, отключают электропитание ЭПУ и газоанализаторов;

- Передают в аналитическую лабораторию пробы воздуха, отобранные при испытаниях в режимах I и II, для их последующей обработки и количественного анализа ЗВ.

 

6 Оформление результатов испытаний:

- По результатам проведенных испытаний оформляют протокол в соответствии с Приложением В.

- Результаты испытаний признают положительными, если зарегистрированные значения измерений каждого из нормируемых ЗВ не превышают установленных значений согласно 4.1 во всех точках измерений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате выполнения курсовой работы был проведен анализ литературных источников по разработке методик проведения эргономической экспертизы различных технических  средств и промышленных изделий.

Разработана методика проведения эргономической экспертизы состава воздуха на концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.

Задачи поставленные в теме курсовой работы, выполнены  полностью.

Примененная в настоящей  работе методика может быть принята  в качестве типовой для последующего использования при оценке концентрации вредных химических веществ в составе воздуха в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. И.Г Городецкий, П.С Турзин, М.В. Найченко, М.В. Поляков, под ред. А.П. Петрова “Практикум по основам эргономики”, 2001;
  2. ГОСТ Р 51206-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»;
  3. ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
  4. ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества»;
  5. ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

ПРОЦЕДУРА ОТБОРА ПРОБ И ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ЗВ

1 Отбор проб воздуха

1.1 Устройства для отбора проб воздуха

Пробы воздуха  отбирают аспирационным способом. Система  отбора проб включает в себя электрические  пробоотборные устройства (ЭПУ), пипетки  или поглотительные емкости, концентраторы, гибкие трубки (шланги).

1.2 В качестве ЭПУ используют переносные одно- и многоканальные приборы (электроаспираторы) по ГОСТ 17.2.6.02 со скоростями отбора проб воздуха от 0,1 до 2,0 дм3/мин.

1.3 Пробы воздуха отбирают в поглотительные емкости (далее - емкости) вместимостью от 0,2 до 0,6 дм3, изготовленные из инертных материалов (стекло, фторопласт, полиамид), или концентраторы - металлические или стеклянные патроны, наполненные адсорбирующими материалами (активированный уголь, силикагель, оксид алюминия и др.).

1.4 Гибкие шланги должны быть изготовлены из эластичных инертных материалов (силиконовая резина и др.), не имеющих трещин и разрывов.

 

2 Измерение ЗВ в пробах воздуха

2.1 Измерение ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС проводят с помощью переносных или стационарных газоанализаторов, работающих на основе методов, указанных в 4.2, прошедших метрологическую аттестацию и внесенных в Государственный Реестр РФ в качестве типа средств измерений.

2.1.1 Количественное измерение ЗВ проводят согласно методикам выполнения измерений (МВИ), утвержденных Госстандартом РФ в установленном порядке.

2.1.2 Средства измерений и МВИ должны обеспечивать избирательное измерение ЗВ в присутствии сопутствующих компонентов на уровне не менее 0,5 .

 

3 Процедура отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ

3.1 Места отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ

3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий и N отбирают на высоте (1,0 +/- 0,1) м от пола (точка 1, рисунок 1).

 

 

1 - точка отбора  проб для АТС категорий М, N;

1, 2, 4 - точки  отбора проб для АТС категорий 

,
;

3 - точка отбора  проб для АТС категории 

(сочлененный)

 

Рисунок 1. Точки  отбора проб воздуха и экспресс-анализа ЗВ

на месте  водителя и пассажирских местах АТС

 

3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий , отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,0 +/- 0,1) м от пола (точки 1,2,4 на рисунке 1).

3.1.3 При испытании двухэтажных АТС категорий , пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на первом этаже отбирают на втором этаже - во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу его движения.

3.1.4 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине сочлененных АТС категории отбирают в местах, указанных в 3.1.2, и дополнительно - в месте сочленения в вертикальной плоскости симметрии, на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня пола (точка 3 на рисунке 1).

3.1.5 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении АТС категории типа "кабриолет" отбирают в соответствии с 3.1.1 при установленном(й) мягком(й) верхе(крыше).

3.2 Последовательность отбора проб

3.2.1 Включают ЭПУ.

3.2.2 Пропускают через поглотительную емкость или концентратор воздуха объемом, равным их 10 - 15-кратной вместимости.

3.2.2.1 В каждой точке измерения последовательно отбирают не менее трех проб воздуха.

3.2.3 По завершении отбора проб воздуха выключают ЭПУ, герметично закрывают зажимными устройствами вход и выход емкостей или концентраторов и маркируют отобранные пробы.

3.3 Последовательность выполнения экспресс-анализа ЗВ

3.3.1 Включают газоанализаторы перед началом испытания.

3.3.2 Прогревают газоанализаторы и выводят их на рабочий режим в течение 15 - 20 мин. Режим прогрева газоанализаторов может совпадать с началом выполнения режимов испытаний.

3.3.3 Переводят газоанализаторы в режим измерения и регистрируют результаты содержания ЗВ во время выполнения режимов испытаний согласно Б.4.2.3 и Б.4.3.4.

3.3.4 В течение 5 - 7 мин регистрируют не менее пяти показаний газоанализаторов по каждому из определяемых ЗВ.

3.3.5 За окончательный результат измерения по каждому из определяемых ЗВ принимают наибольшее, по абсолютной величине, значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение  Б

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ АТС

 

                                Наименование испытательного центра

Информация о работе Разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха "Концентрации вредных химических веществ" в кабине грузовог