Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.
Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10
1 ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
2 ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 11
5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
5.1 Условия и порядок проведения экспертизы 13
5.2 Методы испытаний 14
5.3 Порядок проведения экспертизы 15
6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
7 ОТЧЕТНОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ А 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23
5.1.2 В воздухе пассажирского помещения и кабины АТС определяют ЗВ при следующих условиях:
- окна, двери, форточки, вентиляционные люки закрыты;
- система кондиционирования выключена;
- система внутренней рециркуляции выключена;
- принудительная вентиляция включена;
- система отопления выключена.
5.1.3 При наличии на испытуемом АТС независимой отопительной установки проводят дополнительное испытание с включенными отоплением и принудительной вентиляцией на двух режимах согласно 5.3.
5.1.4 При наличии на испытуемом АТС системы очистки воздуха (СОВ) проводят испытания с включенной СОВ на двух режимах согласно 5.3.
5.1.5 При наличии на испытуемом АТС люка в крыше кабины проводят дополнительное испытание с открытым люком при движении со скоростью 50 км/ч согласно 5.3.1.
5.1.6 Метеорологические условия при проведении испытаний приведены в таблице 2.
Таблица 2
Параметры и значения метеорологических условий
Параметр |
Значение |
Температура наружного воздуха, °С |
От -20 до +30 |
Относительная влажность воздуха, % |
Не более 90 |
Скорость ветра, м/с |
Не более 5 |
Атмосферное давление, кПа |
Фактическое при испытаниях |
5.2 Методы испытаний
Методы определения ЗВ воздуха:
1) При определении оксида углерода (СО) применяют следующие методы:
- газовую хроматографию
с использованием пламенно-
- оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию;
- электрохимическое детектирование.
2) При определении диоксида и оксида азота ( и ) применяют хемилюминесценцию, гетерогенную хемилюминесценцию.
3) При определении формальдегида ( ) применяют:
- высокоэффективную
жидкостную хроматографию с
- газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками.
Допускается применять другие методы анализа, обеспечивающие требуемые избирательность и точность измерений нормируемых ЗВ [2].
5.3 Порядок проведения экспертизы
5.3.1 Режимы испытаний
Испытание проводят в двух режимах работы АТС:
I - установившийся режим движения со скоростью (50 +/- 5) км/ч.
Для АТС с механической коробкой передач выбирают высшую передачу, обеспечивающую устойчивое движение;
II - холостой ход.
Для неподвижного АТС - режим при работе двигателя с минимально устойчивой частотой вращения коленчатого вала двигателя, предписанной изготовителем.
5.3.2 Проведение испытаний
Подготовка к испытаниям
- Проводят идентификацию представленного для испытания АТС, проверяют его соответствие техническому описанию;
- Проводят визуальную оценку состояния внутренних и внешних поверхностей кузова (кабины), уплотнений стекол, люков, дверей и выпускного тракта АТС;
- К испытаниям допускают АТС без выявленных отклонений от характеристик, заявленных в техническом описании;
- Заправляют топливный(е) бак(и) до 90% вместимости;
- Закрывают окна, двери, вентиляционные люки АТС. Выдерживают АТС не менее 6 ч в закрытом помещении при температуре воздуха, отличающейся от температуры воздуха во время испытаний не более чем на 5 °С.
Испытание в режиме I
Испытание АТС проводят в дорожных условиях в следующей последовательности:
- Включают двигатель. АТС из закрытого помещения перемещают на дорогу. Останавливают АТС на стоянке, в стороне от проезжей части, выключают двигатель, открывают окна, двери, вентиляционные люки, проветривают пассажирское помещение и кабину. Через (5 +/- 1) мин закрывают окна, двери и вентиляционные люки;
- Включают двигатель, начинают движение по маршруту. Устанавливают скорость движения (50 +/- 5) км/ч, а режим работы систем вентиляции и отопления - в соответствии с требованиями;
- Через (20 +/- 5) мин от начала цикла, не прерывая движения, проводят экспресс-анализ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и (или) кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1;
- Отбирают пробы и проводят экспресс-анализ воздуха согласно Приложения А.
Испытание в режиме II
Испытание АТС проводят на открытой стоянке непосредственно после испытания в режиме I:
- Перед началом испытаний проводят экспресс-анализ ЗВ в атмосферном воздухе в зоне испытаний в радиусе 5 - 10 м от испытуемого АТС;
- Экспресс-анализ ЗВ проводят в соответствии с Приложения А;
- Испытания начинают, если концентрации ЗВ, измеренные в зоне проведения испытаний, не превышают 0,5 для атмосферного воздуха населенных мест;
- Устанавливают АТС таким образом, чтобы направление потока отработавших газов было ориентировано против ветра;
- Включают двигатель АТС, устанавливают режим его работы согласно 5.3.1, обеспечивают условия испытаний и режимы работы систем вентиляции и отопления в соответствии с требованиями;
- Через (20 +/- 5) мин после выхода на режим, не выключая двигатель, проводят экспресс-анализ ЗВ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1;
- Отбирают пробы и проводят экспресс-анализ;
- Заканчивают экспресс-анализ ЗВ и отбор проб воздуха, отключают электропитание ЭПУ и газоанализаторов;
- Передают в аналитическую лабораторию пробы воздуха, отобранные при испытаниях в режимах I и II, для их последующей обработки и количественного анализа ЗВ.
6 Оформление результатов испытаний:
- По результатам проведенных испытаний оформляют протокол в соответствии с Приложением В.
- Результаты испытаний признают положительными, если зарегистрированные значения измерений каждого из нормируемых ЗВ не превышают установленных значений согласно 4.1 во всех точках измерений.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы был проведен анализ литературных источников по разработке методик проведения эргономической экспертизы различных технических средств и промышленных изделий.
Разработана методика проведения эргономической экспертизы состава воздуха на концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
Задачи поставленные в теме курсовой работы, выполнены полностью.
Примененная в настоящей работе методика может быть принята в качестве типовой для последующего использования при оценке концентрации вредных химических веществ в составе воздуха в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
Список использованной литературы:
Приложение А
ПРОЦЕДУРА ОТБОРА ПРОБ И ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ЗВ
1 Отбор проб воздуха
1.1 Устройства для отбора проб воздуха
Пробы воздуха отбирают аспирационным способом. Система отбора проб включает в себя электрические пробоотборные устройства (ЭПУ), пипетки или поглотительные емкости, концентраторы, гибкие трубки (шланги).
1.2 В качестве ЭПУ используют переносные одно- и многоканальные приборы (электроаспираторы) по ГОСТ 17.2.6.02 со скоростями отбора проб воздуха от 0,1 до 2,0 дм3/мин.
1.3 Пробы воздуха отбирают в поглотительные емкости (далее - емкости) вместимостью от 0,2 до 0,6 дм3, изготовленные из инертных материалов (стекло, фторопласт, полиамид), или концентраторы - металлические или стеклянные патроны, наполненные адсорбирующими материалами (активированный уголь, силикагель, оксид алюминия и др.).
1.4 Гибкие шланги должны быть изготовлены из эластичных инертных материалов (силиконовая резина и др.), не имеющих трещин и разрывов.
2 Измерение ЗВ в пробах воздуха
2.1 Измерение ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС проводят с помощью переносных или стационарных газоанализаторов, работающих на основе методов, указанных в 4.2, прошедших метрологическую аттестацию и внесенных в Государственный Реестр РФ в качестве типа средств измерений.
2.1.1 Количественное измерение ЗВ проводят согласно методикам выполнения измерений (МВИ), утвержденных Госстандартом РФ в установленном порядке.
2.1.2 Средства измерений и МВИ должны обеспечивать избирательное измерение ЗВ в присутствии сопутствующих компонентов на уровне не менее 0,5 .
3 Процедура отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ
3.1 Места отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ
3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий и N отбирают на высоте (1,0 +/- 0,1) м от пола (точка 1, рисунок 1).
1 - точка отбора проб для АТС категорий М, N;
1, 2, 4 - точки
отбора проб для АТС категорий
3 - точка отбора
проб для АТС категории
Рисунок 1. Точки отбора проб воздуха и экспресс-анализа ЗВ
на месте водителя и пассажирских местах АТС
3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий , отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,0 +/- 0,1) м от пола (точки 1,2,4 на рисунке 1).
3.1.3 При испытании двухэтажных АТС категорий , пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на первом этаже отбирают на втором этаже - во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу его движения.
3.1.4 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине сочлененных АТС категории отбирают в местах, указанных в 3.1.2, и дополнительно - в месте сочленения в вертикальной плоскости симметрии, на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня пола (точка 3 на рисунке 1).
3.1.5 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении АТС категории типа "кабриолет" отбирают в соответствии с 3.1.1 при установленном(й) мягком(й) верхе(крыше).
3.2 Последовательность отбора проб
3.2.1 Включают ЭПУ.
3.2.2 Пропускают через поглотительную емкость или концентратор воздуха объемом, равным их 10 - 15-кратной вместимости.
3.2.2.1 В каждой точке измерения последовательно отбирают не менее трех проб воздуха.
3.2.3 По завершении отбора проб воздуха выключают ЭПУ, герметично закрывают зажимными устройствами вход и выход емкостей или концентраторов и маркируют отобранные пробы.
3.3 Последовательность выполнения экспресс-анализа ЗВ
3.3.1 Включают газоанализаторы перед началом испытания.
3.3.2 Прогревают газоанализаторы и выводят их на рабочий режим в течение 15 - 20 мин. Режим прогрева газоанализаторов может совпадать с началом выполнения режимов испытаний.
3.3.3 Переводят газоанализаторы в режим измерения и регистрируют результаты содержания ЗВ во время выполнения режимов испытаний согласно Б.4.2.3 и Б.4.3.4.
3.3.4 В течение 5 - 7 мин регистрируют не менее пяти показаний газоанализаторов по каждому из определяемых ЗВ.
3.3.5 За окончательный результат измерения по каждому из определяемых ЗВ принимают наибольшее, по абсолютной величине, значение.
Приложение Б
ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ АТС