Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.
Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10
1 ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
2 ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 11
5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
5.1 Условия и порядок проведения экспертизы 13
5.2 Методы испытаний 14
5.3 Порядок проведения экспертизы 15
6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
7 ОТЧЕТНОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ А 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образование учреждение
высшего профессионального
“МАТИ” – РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Эргономика
и информационно-измерительные
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
“Эргономическая экспертиза технических систем, производств и промышленных изделий”
по теме:
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СОСТАВА ВОЗДУХА «КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» В КАБИНЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Выполнила студентка
Группы 3ЭРГ-5ДС-144
Казакова Юлия
Преподаватель: Найченко М.В.
Москва 2011г.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 24с., 4 табл., 5 источников, 2 приложения
ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, МЕТОДИКА ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЗАГРЯЗНЯЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО, ПРЕДЕЛ ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА.
Объектом исследования является – кабина грузового автомобиля с дизельным двигателем.
Цель работы - разработка методики проведения эргономической экспертизы состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем.
В данной работе использовались ГОСТы и нормы по определению загрязняющих веществ в воздухе в кабине грузового автомобиля.
Полученные данные могут использоваться в учебном процессе.
Содержание
Определения, обозначения и сокращения
В настоящей курсовой работе использованы ниже следующие определения.
Эргономическая экспертиза – оценка и контроль степени соответствия промышленных изделий эргономическим требованиям (нормативам, рекомендациям) и выработке предложений, направленных на обеспечение полноты и правильности выполнения указанных требований (нормативов, рекомендаций) на всех стадиях создания промышленных изделий и при их эксплуатации.
Эргономическое требование – нормативное по отношению к образцу техники (по элементам), к качеству и напряженности деятельности значения показателя эргономических свойств, процессов, средств и условий деятельности, а также методов и средств формирования и поддержания необходимой работоспособности оператора.
Загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ) - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений [2].
Ориентировочный
безопасный уровень воздействия
ЗВ в атмосферном воздухе
Предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ ( ) - концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни [2].
Фоновое загрязнение - содержание ЗВ в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС [2].
Классы опасности ЗВ [4]:
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высоко опасные,
3 - умеренно опасные,
4 - малоопасные.
Углеводороды алифатические предельные ( ) - углеводороды, относящиеся к классу опасности 4.
Оксид углерода (СО) - газ, относящийся к классу опасности 4.
Оксид азота (NO) - продукт, относящийся к классу опасности 3.
Диоксид азота ( ) - продукт, относящийся к классу опасности 2 по ГН 2.1.6.1338.
Формальдегид ( ) - альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2.
Экспресс-анализ - анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ ЗВ с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02 [2].
Тип АТС в
отношении нормируемого настоящим
стандартом содержания ЗВ в кабине
АТС с конструктивными
Снаряженная масса АТС - масса АТС, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного запасным колесом, инструментом и т.п., с водителем, но без груза и/или пассажиров [2].
Полная масса АТС - масса снаряженного АТС, масса груза по грузоподъемности и пассажиров (по числу мест) [2].
Отбор проб - отбор проб воздуха аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях.
Концентрация ЗВ - массовая концентрация ЗВ, выраженная в миллиграммах на метр в кубе (мг/м3) [2].
Введение
Методики эргономической экспертизы (ЭЭ) разрабатывают на основании нормативно-технических документов (НТД) с учетом эргономических требований, установленных в техническом задании (ТЗ) на ОКР и конструкторской документации.
По методикам эргономической экспертизы проводят проверку промышленного изделия на соответствие одному или группе эргономических требований.
Для взаимосвязанных проверок следует разработать единую методику эргономической экспертизы.
В методиках ЭЭ определяют:
- порядок выполнения
операций по проверке
- методы принятия решений по результатам эргономической экспертизы;
- вид и форму отчетных документов.
Методики эргономической экспертизы следует оформлять как приложения к программе эргономической экспертизы. При оформлении методик эргономической экспертизы следует руководствоваться правилами оформления методик приемочных испытаний, изложенных в НТД.
В целях повышения качества подготовки и проведения проверок на соответствие эргономическим требованиям, одинаковым для определенного типа промышленных изделий, следует разрабатывать типовые методики.
Типовые методики эргономической экспертизы, проводимой разработчиком при выполнении технического предложения и на этапах ОКР, составляет головной разработчик однотипных промышленных изделий.
Типовые методики эргономической экспертизы, проводимой заказчиком при выполнении технического предложения и на этапах ОКР, составляет организация заказчика, осуществляющая эргономическое обеспечение создания данного образца, и согласовывает с головным разработчиком однотипных промышленных изделий.
Методики эргономической экспертизы должны содержать следующие разделы: объект экспертизы; цель экспертизы; общие положения; оцениваемые показатели и расчетные соотношения; условия и порядок проведения экспертизы; обработка, анализ и оценка результатов экспертизы; отчетность.
Аналогичный порядок сохраняется и при разработке методик эргономической экспертизы технических систем и производств с присущими им особенностями.
По методикам ЭЭ проводят проверку промышленного изделия соответствие одному или группе эргономических требований. Для взаимосвязанных проверок следует разрабатывать единую методику ЭЭ [1].
Основная часть
1 Объект экспертизы
Объектом экспертизы является исследование кабины грузового автомобиля с дизельным двигателем на содержание вредных химических веществ в составе воздуха в рабочей зоне, которые образуются при работе грузового автомобиля.
2 Цель экспертизы
Цель экспертизы – эргономическая экспертиза состава воздуха концентрации вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным топливом.
3 Общие положения
Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51206-2004. Данный метод исследования разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП НИЦИАМТ) Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации.
Настоящая методика по проведению эргономической экспертизы состава воздуха на содержание вредных химических веществ в кабине грузового автомобиля с дизельным двигателем разработана с учетом следующих стандартов и требований:
- ГОСТ Р 51206-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»
- ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
- ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества»;
- ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»;
В паспортах на автомобили указывается класс топлива, на котором должна эксплуатироваться техника, и следует строго придерживаться этих рекомендаций.
В основном для грузовых автомобилей используются дизельные двигатели экологического класса Евро-2, Евро-3.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 06.08.2002 № 604-ПП (в ред. ППМ от 25.09.2007 № 834-ПП) «Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети» сертификат системы является документом, подтверждающим соответствие экологических характеристик грузового автомобиля требованиям не ниже экологического класса 2 (Евро-2), который представляется в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы для получения пропуска для въезда и передвижения в центральной части города Москвы, ограниченной Третьим транспортным кольцом.
Методика разработана для проведения эргономической экспертизы на содержание загрязняющих (вредных) веществ в воздухе кабины грузового автомобиля, образующихся при сгорании топлива в дизельном двигателе и испарении топлива и смазок из систем автомобиля.
4 Общие требования
Содержание
ЗВ в воздухе пассажирского
Перечень ЗВ, подлежащих определению, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Номенклатура и предельно допустимое содержание ЗВ
в кабине АТС
Загрязняющее вещество |
Гигиенический норматив, мг/м3 |
Оксид углерода СО |
5,000 |
Диоксид азота NO2 |
0,085 |
Оксид азота NO |
0,400 |
Метан СН4 |
50,000 |
Предельные алифатические углеводороды С2-С10 |
50,000 |
Формальдегид СН2О |
0,035 |
Номенклатура ЗВ для АТС с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели и газодизели): , , , ;
5 Условия и порядок проведения экспертизы
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания АТС проводят на дорогах с твердым покрытием и уклоном, не превышающим (2,0 +/- 0,5)%.