Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:12, реферат
Процесс перераспределения властных полномочий в пользу регионов привел к дезинтеграции конституционно-правовой системы России; параллельное и часто взаимоисключающее нормотворчество Федерации и субъектов перестало поддаваться контролю и систематизации, не говоря уже о том, что властные полномочия зачастую перераспределяются способами, которые нельзя рассматривать в рамках правового поля. Нормой стало принятие конституций и уставов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральной Конституции, вытеснение и подмена конституционных норм нормами договорного характера.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Принципы федеративной государственности…………………………………………………..4
Основные проблемы федерализма в России
Проблема противоречия Конституции Р.Ф. и федеративных договоров с республиками в составе Р.Ф……………………………………………13
Проблема взаимоотношения и равноправия субъектов Р.Ф………...…18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………………………………..26
С принятием
Конституции РФ дискуссии вокруг
«республиканизации» и «
Города федерального значения столкнулись и с другой проблемой: с одной стороны, властные органы федеральных городов как субъектов РФ имеют статус государственных; с другой стороны, Москва и Санкт-Петербург - городские поселения, жители которых, как и жители других городов, имеют право на местное самоуправление. Устав Москвы закрепляет двойной статус Городской Думы и Мэрии - как органов государственной власти и как органов местного самоуправления, что противоречит Конституции РФ, а потому вызывает законную негативную реакцию у представителей федеральных властей. Несмотря на то, что в отдельных случаях можно говорить о неверном понимании процесса выравнивания статусов (в частности, Свердловская, Калининградская области, Москва вслед за республиками заговорили об особой статусности), в целом края, области и города федерального значения в большей степени тяготеют к законопослушанию, нежели республики в составе РФ.
И еще необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на автономные округа и связанные с ними проблемы. «Парад суверенитетов» значительно сократил число российских автономий, но и те, что сохранились, по большому счету, уже не являются в традиционном для российской государственности понимании этого института. Если раньше автономные области и автономные округа создавались как составные части краев или областей, наделенными определенными правами самоуправления, то теперь их статус носит явно противоречивый характер. С одной стороны, Конституция РФ неоднократно (ст. ст. 5, 11, 16, 32, 65, 72, 73, 76, 77) упоминает автономии в числе полноправных субъектов Федерации; с другой стороны, в п. 4 ст. 66 сделана «оговорка» о том, что автономные округа входят в состав края или области (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ, непосредственно входящие в РФ и фактически имеющие статус, равнозначный статусу краев и областей).
Постановление
Конституционного Суда РФ от 11 марта 1993
года по делу о проверке конституционности
Закона РФ «О непосредственном вхождении
Чукотского автономного округа в
состав РФ» содержит крайне важные
положения, применимые и к другим
автономным округам РФ. В частности,
подтверждено право автономного
округа на непосредственное вхождение
в РФ, поскольку нахождение или
выход автономного округа из края
или области не влияет ни на его
правовой статус, ни на государственное
устройство и состав РФ. Постановление
определяет также, что автономный округ
имеет собственную территорию, которая
является частью территории России, и
потому его нахождение в составе
края или области не означает поглощения
его территории. Таким образом, автономным
округам было предоставлено право
выбора: входить в Федерацию
Конституция РФ (ст. 66) предлагает
3 альтернативных варианта регулирования
отношений в таких «
Принцип
федерализма жизненно важен для
интеграции Российского государства,
отличающегося не только своими масштабами,
но и многообразием регионов: экономическим,
национальным, историческим, социально-политическим,
идеологическим. Уже в процессе перехода
от прежней жестко централизованной
экономики к рыночным хозяйственным
отношениям быстро выявилась необходимость
многих специфических форм и методов
такого перехода. Федерализм призван
стать твердой гарантией
Федерализм
в его современном
C сожалением
приходится констатировать, что
российский федерализм в своем
развитии страдает, и страдал
множеством недостатков и
Однако
хочется заметить, что эта ситуация
со временем исправляется, и развитие
федеративных отношений в Р.Ф. приходит
в нормальное русло. С недавнего
времени наметилась тенденция укрепления
федеральной власти и установления
контроля за действиями региональных
властей, что дает надежду на улучшение.
Также Мы наблюдаем, упразднение
некоторых субъектов в составе
Р.Ф., в настоящее время их 86. Россия
взяла курс построения отношений
по принципам уравнительного подхода,
который определяет помощь «слабым»
и «сильным» субъектам
В тоже время десятилетний период развития российского федерализма при всех своих минусах имеет и ряд плюсов, чего нельзя не отрицать. Прежде всего, в 1991-1993 годах удалось избежать распада государства, установить более или менее стабильные и нормальные отношения Центра и регионов, а в последующем погасить региональный сепаратизм и худо-бедно разграничить предметы ведения и полномочия РФ и субъектов Р.Ф..
Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей!
Список используемой литературы
[1] См.: Конституция Российской
[2] Варламова Н. Конституционная
модель российского
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1999. - №4. –
С.113.
[3] Бадовский Д.В. Система
представителей президента РФ: современное состояние и проблемы развития //
http://www.niiss.ru/
[4] Карапетян Л. Международная практика федерализма и проблемы Российской
Федерации. // Федерализм. – 2001. - №1. – С. 67-90; Субъекты Федерации:
проблемы выравнивания конституционного статуса // Полис. – 2000. - №5. –
С.15-27.
[5] Мухаметшин Ф.Х. Проблемы
правовые аспекты) // Государство и право. – 1994. - №3. – С.53-67; Принципы
формирования Федерации нового типа. // Федерализм. – 2000. - №2. – С. 31-
52.
[6] Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. –
Казань: Изд-во Каз. университета, 1998.
[7] См.: Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое
самоуправляющееся общество. – М.: Арена, 1993. – С.75.
[8] Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995 - № 5. – С.
106.
[9] См.: Политологический словарь. - М., 1994. - С.175.
[10] См.: Elazar D. Exploring Federalism. – Tuscaloosa: The University of
Alabama Press, 1987. – P.84.
[11] См.: Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный
опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 1998. – С.73.
[12] См.: Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный
опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 1998. – С.74.
[13] См.: Карапетян Л. Международная
практика федерализма и
Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. - №1. – С. 69.
[14] См.: Федерализм в России. / Под ред. Р. Хакимова. – Казань, 2001. –
С.10-11.
[15] См.: Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей
организации государственного пространства России. // Полис. – 2000. - №5. –
С. 35
[16] См.: Федерализм в России. / Под ред. Р.Хакимова. – Казань, 2001. –
С.11.
[17] См.: Королев С.А. Генезис российского пространства и проблемы
федерализма. // Россия и современный мир. – 2001. - №33. – С. 136.
[18] См.: Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей
организации государственного пространства России. // Полис. – 2000. - №5. –
С. 35.
[19] См.: Королев С.А. Генезис
федерализма. // Россия и современный мир. – 2001. – №33. – С.135.
[20] См.: Конституция РФ. – М., -1993. – С. 6.
[21] Там же. – С.20.
[22] См.: Аналитический обзор
Российской Федерации. // Российская Федерация. - 1994. - № 21. – С. 18—27;
Федеральное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. - М.,
1995. - С.6—15 и др.
[23] См.: Карапетян Л. Субъекты
Федерации: проблемы
конституционного статуса // Полис. – 2000. - №5. – С.17.
[24] См.: Варламова Н. Конституционная
модель российского
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1999. - №4. – С.
115.
[25] См.: Мухаметшин Ф.Х. Проблемы формирования отношений нового типа
(политико-правовые аспекты) // Государство и право. – 1994. - № 3. - С. 56.
[26] См.: Конституция РФ. – М., -1993. – С. 7.
[27] См.: Независимая газета, 5 марта 1994 года.
[28] См.: Атономов А.С. Федеральные
округа и полномочные
президента РФ //
http://www.niiss.ru/
[29] См.: Карапетян Л. Субъекты
Федерации: проблемы
конституционного статуса // Полис. – 2000. - №5. – С.19.
[30] См.: Королев С.А. Генезис
федерализма. // Россия и современный мир. – 2001. - №33. – С. 141.
Информация о работе Проблемы федерализма в современной России