Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:12, реферат
Процесс перераспределения властных полномочий в пользу регионов привел к дезинтеграции конституционно-правовой системы России; параллельное и часто взаимоисключающее нормотворчество Федерации и субъектов перестало поддаваться контролю и систематизации, не говоря уже о том, что властные полномочия зачастую перераспределяются способами, которые нельзя рассматривать в рамках правового поля. Нормой стало принятие конституций и уставов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральной Конституции, вытеснение и подмена конституционных норм нормами договорного характера.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Принципы федеративной государственности…………………………………………………..4
Основные проблемы федерализма в России
Проблема противоречия Конституции Р.Ф. и федеративных договоров с республиками в составе Р.Ф……………………………………………13
Проблема взаимоотношения и равноправия субъектов Р.Ф………...…18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………………………………..26
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Что касается
права наций на самоопределение,
то оно закреплено в современном
международном праве, в официальных
актах Российской Федерации. Самоопределение
наций может осуществляться в
различных национально-
Право наций
на самоопределение не предполагает,
что во всех случаях оно произойдет
в виде независимого государства. Современное
международное право, признавая
право наций на самоопределение,
требует, однако, соблюдения территориальной
целостности независимых
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — эти субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы,
народности, проживающие в России,
в том числе самый большой
по численности — русский народ,
исторически самоопределились в
одном крупном
– равноправие
субъектов Российской Федерации
— принцип федеративного
1. В равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
2. В конституционно
установленных равных пределах
компетенции субъектов всех
3. В равном
представительстве всех
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же
время имеются различия в государственной
организации субъектов
Федеративный
Договор 1992 года, Конституция РФ 1993
года и внутрифедеральные договоры
РФ и отдельных субъектов РФ породили
множество проблем, вопросов и неясностей.
С одной стороны, причиной этому
стали объективные факторы (большое
число субъектов Федерации, многонациональность
нашего государства), но немалое значение
оказал и ряд субъективных факторов
(желание отдельных
Распад
СССР продемонстрировал эфемерность
национально-государственного устройства
как механизма решения
Настоящим камнем преткновения стали Конституции республик (Татарстана, Башкортостана, Якутии, Тувы и некоторых других), содержащие положения, существенно противоречащие федеральному Основному Закону.
Так, в ст. 50 Конституции Республики Татарстан указывается, что она «самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства». Из ст. 61 Конституции Татарстана следует, что республика рассматривает себя как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ - Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. Данное положение противоречит ст. 65 Конституции РФ, в соответствии с которой Республика Татарстан, как и другие республики, находится в составе РФ.
«Республика
Саха (Якутия) часть принадлежащих
ей суверенных прав добровольно и
на основе Федеративного Договора передает
на определенный срок в ведение федеральных
органов государственной власти
РФ» - гласит ст. 39 Конституции Республики
Саха (Якутии). Подобная двусмысленная
формулировка может подразумевать
и возможность отделения от России.
В Конституциях Татарстана (ст. 89), Башкортостана
(ст. 93), Ингушетии (ст. 54) и пр. закреплено
право республик самостоятельно
определять и осуществлять внешнюю
и внутреннюю политику (хотя по Конституции
РФ это является прерогативой федеральных
властей). В ряде республиканских
Основных Законов (Татарстана, Башкортостана,
Якутии, Тувы, Бурятии) содержатся положения
о делегировании органами государственной
власти республик части своих
полномочий федеральным органам
государственной власти. При этом,
как правило, следует ссылка на Федеративный
Договор. Данные положения исходят
из неправильного понимания
Высказывалось мнение, что субъекты РФ, обладая на своей территории всей полнотой государственной власти, передают на основе договоров о разграничении полномочий органам государственной власти РФ функции, определенные договорами. Реформирование федеративных отношений трактовалось как преобразование Федерации в «добровольное объединение» на договорной основе. Таким образом, провозглашалось, что будущее России - договорная Федерация, где республикам-суверенам предоставляется право выхода из нее. На самом деле предметы ведения и полномочия Р.Ф. определяются ее суверенитетом и не являются производными от полномочий субъектов. Федеративный Договор, как уже упоминалось, не является учредительным договором, Конституция Р.Ф. не носит договорного характера, поскольку субъекты федерации не создавали Федерацию, они не могут ни упразднить ее, ни изменить ее статус.
Главная
причина возникновения
Республики
в составе РФ самостоятельно формируют
систему своих органов
Важно отметить, что республиканские власти, хотя и смирились с принятием новой Конституции РФ, всеми силами сопротивляются ее реализации. Особое неприятие вызывает норма о равноправии субъектов Федерации (п. 4 ст. 5 Конституции РФ). Руководители республик, указывая на национальную специфику своих регионов, пытаются доказать ее теоретическую несостоятельность и практическую нежизнеспособность.
Теперь
отдельно остановимся на группе субъектов
РФ, составляющих большинство, не имеющих
по сути никаких особых прав и тем
самым оказывающихся в
Это произошло
в основном в связи с реализацией
ст. 77 Конституции РФ, согласно которой
субъекты РФ наделены правом самостоятельно
устанавливать систему органов
государственной власти. Единственное
условие по Конституции - осуществление
этого права в соответствии с
основами конституционного строя России
и общими принципами организации
представительных и исполнительных
органов государственной
Откровенная дискриминация проявляется при распределении финансовых ресурсов (доходило до того, что края, области и федеральные города отчисляли в федеральный бюджет до 50% налогов от прибыли, в то время как республики отчисляли всего 10%), разделении государственной собственности, установлении порядка природопользования и т. д. В 1991-1993 годах проблему выравнивания статусов субъектов РФ пытались разрешить весьма радикальными методами. Края и области предлагалось либо укрупнить, учитывая при этом природные условия, экономические связи и этническую близость населения, и легализовать как республики (Уральская Республика, Сибирская Республика, Приморская Республика, Санкт-Петербургская Республика), либо преобразовать в губернии с правами республик (Владимирская губерния, Вологодская губерния).
Считалось, что в результате РФ приобретет одномерный характер, и парадоксальная ситуация, при которой русское население, составляющее большинство, не имеет своего государственного образования, будет с успехом разрешена. Федеральный Центр всеми возможными путями противодействовал реализации этих инициатив, поскольку было очевидно, что появление новых республик не только не снимет вопроса о несовершенстве федеративного устройства, но и способно спровоцировать появление еще более серьезных проблем вплоть до угрозы распада Российского государства.
Информация о работе Проблемы федерализма в современной России