Политические конфликты и кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - взаимоотношение двух или более разнонаправленных сил по поводу противоречия. В социологии это - открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами.
Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Т.о., конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.

Содержание

Конфликт как социальное явление, типы и виды политических конфликтов………………………………………………………………..3

Политические кризисы, сущность и виды…………………………….10

Пути предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов и кризисов…………………………………………………12

Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Конфликт как социальное явление.docx

— 37.34 Кб (Скачать)

 

    1. Политические  кризисы, сущность и  виды.

     Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в  углублении и обострении имеющихся  конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

       Можно выделить внешнеполитические  кризисы, обусловленные международными  конфликтами и противоречиями, и  внутриполитические кризисы (правительственный,  парламентский, конституционный  и др.).

       Правительственный кризис - особенно  частое явление, выражается в  потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений  исполнительными органами. Если  правительство не справляется  с ситуацией, то парламент может  отказать ему в поддержке и  отправить кабинет министров  в отставку. Правительственный кризис  может сопровождаться сменой  лидеров, форм правления и т.д. 

       Парламентский кризис - это изменение  соотношения сил в органах  законодательной власти, когда решения  парламента расходятся с волей  большинства граждан страны.

     Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны  по силе, и это мешает принятию решений  и парализует работу законодательной  власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

       Конституционный кризис связан  с фактическим прекращением действия  Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает  легитимность и требуется ее  качественный пересмотр. 

       Политический кризис характеризуется  делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

       В зависимости от особенностей  проявления и причин возникновения  политического кризиса в политологии  выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис  идентичности; 3) кризис политического  участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения. 

       Кризис легитимности возникает  в результате рассогласования  целей и ценностей правящего  режима с представлениями основной  части граждан о необходимых  средствах и формах политического  регулирования, нормах справедливого  правления и т.д. 

       Кризис идентичности возникает  тогда, когда этнические и социально-структурные  различия становятся преградой  на пути общенационального объединения  и идентификации с определенной  политической системой.

       Кризис политического участия  характеризуется созданием правящей  элитой искусственных препятствий  включению в активную политическую  жизнь групп, заявляющих о своих  претензиях на власть, а также  обострением проблемы сохранения  территориальной целостности, национального  единства и стабильности политической  системы в условиях быстрого  роста политического участия  групп с противоречивыми интересами.

       Кризис проникновения проявляется  в снижении способности государственного  управления проводить свои решения  в различных областях общественной  жизни. Его возникновение связано  с расхождением между реальной  политикой и провозглашенными  правительством целями.

       Кризис распределения означает  неспособность правящей элиты  обеспечить приемлемый для общества  рост материального благосостояния  и его распределение, позволяющих  избежать чрезмерной социальной  дифференциации и гарантирующих  доступность основных материальных  благ всем слоям населения. 

 

    1. Пути  предотвращения, регулирования  и разрешения политических конфликтов и кризисов.

     Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

       Под регулированием конфликта  (конфликтным контролем) понимается  разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

       Политической практикой и теорией  выработаны некоторые всеобщие  формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических  конфликтов. В их числе - компромисс  и консенсус. 

       Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

       Слово консенсус происходит от  латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

       Консенсус - это соглашение значительного  большинства людей любого сообщества  относительно наиболее важных  аспектов его социального порядка,  выраженное в действиях. В демократических  системах обычно различают три  объекта возможного соглашения:

      1) конечные цели (свобода, равенство  и т.д.), которые составляют структуру  системы представлений; 

      2) правила игры, или процедуры; 

      3) конкретные правительства и  правительственная политика.

     Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

      1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

      2) консенсус на уровне режима, или процедурный; 

      3) консенсус на уровне политики.

       Первый объект или уровень  консенсуса - основной - показывает, разделяет  ли данное общество одинаковые  ценностные представления и цели.

       Второй объект или уровень  консенсуса - процедурный - устанавливает  правила игры, фиксируемые в конституциях.

       Третий объект или уровень  консенсуса (в отношении политики  и правительства) выдвигает на  передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики  и оппозиция правительству обусловлено  отношением к членам правительства,  а не к форме управления.

       Консенсус универсальный принцип  демократии, позволяющий разрешать  и предупреждать противоречия  и конфликты, снимать напряженность  в обществе. Эффективность консенсуса  зависит от участия в распределении  вознаграждений, льгот, власти, благосостояния  общества, уровня политической культуры.

       Кризис консенсуса обычно связывают  с кризисом отношении церковь-государство,  традиционной политики и включением  в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

       Урегулирование конфликтов - довольно  широкое понятие. Оно подразумевает: 

      - предупреждение открытых форм  проявления конфликтов, сопровождающихся  насильственными действиями (войнами,  массовыми беспорядками и т.п.);

     - разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

       С учетом трех основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно  выделить три группы методов,  облегчающих поиск мирного выхода  из конфликта. 

       Первая группа методов направлена  на предотвращение развития насильственной  стадии развития конфликта. 

       Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.

       И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния  сторон, отказ каждого участника  от односторонних действий и  переход к поиску совместного  решения проблемы.

     Каждая  из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков  и ограничений. Обычно наиболее эффективным  является комплексное применение различных  методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

       К первой группе методов относятся  ранняя диагностика и выявление  причин конфликта с тем, чтобы  не допустить его дальнейшего  разрастания. Для этих целей  часто используются стандартизированные  процедуры, основанные на отслеживании  конфликтных отношений с помощью  ЭВМ. Однако основной акцент  делается на Развитие институтов  и механизмов предупреждения  насильственных форм развития  конфликтов. К их числу относится  создание широкой сети государственных  и негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

       Основоположником второй группы  методов, нацеленных на устранение  причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.

       Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.

       Третья группа методов включает  в себя ряд приемов, которые  предполагают перевод конфликта  в рациональный план. Лишь очень  немногие конфликты по своей  природе являются конфликтами  с нулевой суммой, т.е. когда  интересы конфликтующих сторон  полностью противоположны. И, даже  если конфликт близок к конфликту  с нулевой суммой, задача состоит  в том, чтобы его участники  через включение дополнительных  вопросов или, напротив, исключением  ряда спорных вопросов, придали  конфликтной ситуации ненулевой  характер. Иной вариант - диверсифицировать  ценности и цели, т.е. сделать  так, чтобы разные группы стремились  к разным, непересекающимся целям.  Стороны могут сформировать цели  более высокого порядка, позволяющие  объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт  становится конфликтом с ненулевой  суммой.

       Есть и другие методы снижения  напряженности, в том числе  и с использованием силового  давления. Так, в международных  отношениях к участникам конфликта  применяют санкции, чтобы побудить  их к поиску мирных средств  решения проблемы.

       В целом же, основная проблема  при использовании методов, ориентированных  на поиск взаимоприемлемого варианта  решения, заключается в том,  что конфликтующие стороны не  всегда ведут себя рационально  и не всегда готовы к компромиссам  ради достижения согласия. Несмотря  на указанные ограничения, в рамка> именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

       Существуют четыре способа разрешения  конфликтов:

      1) соглашение в результате совпадения  мнений всех сторон;

Информация о работе Политические конфликты и кризисы