Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

Содержание

Введение 3
Институционные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы политической системы 4
Структура и функции политической системы

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     В юридической литературе к политическим правам также относят иные права, признанные мировым сообществом  и предусмотренные Конституцией РФ. Это:

     - право на свободу мысли и  слова (п.1 ст.29),

     - право на поиск, получение,  передачу, производство и распространение информации любым законным способом (п.4 ст.29),

     - право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для  защиты своих интересов (ст.30).

     За  нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность, в том числе уголовная. УКРФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан:

     - воспрепятствование осуществлению  гражданином избирательных прав  или работе избирательных комиссий  или комиссий по проведению референдума (ст. 141);

     - фальсификации избирательных документов, документов референдума, заведомо  неправильный подсчет голосов  (ст. 142);

     - воспрепятствование проведению  собрания, митинга, демонстрации, шествия,  пикетирования или участия в них (ст.149).

     Существенный  показатель демократизации в современной  России – предусмотренная ч.3 ст.46 Конституции РФ возможность граждан  в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

     Нормы права, имеющие непосредственное отношение  к политической системе общества, содержится не только в Основном законе страны, но и в законодательных  актах.

     В соответствии с Конституцией РФ 1993г. Приняты федеральные законы, которые  закрепляют правовой статус, правовые и политические возможности важнейших  институционных элементов политической системы, взаимоотношения между  ними. К законодательным актам  этого плана относятся:

     - «Об общественных объединениях»;

     - «О профессиональных союзах, их  правах и гарантиях деятельности»;

     - «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»;

     - «О свободе совести и религиозных  объединениях»;

     - «О политических партиях»;

     - «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации»;

     - «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации»;

     -«О  выборах Президента Российской Федерации», и др.

     Названные федеральные законы создают правовую основу деятельности общественных объединений, профсоюзов, органов местного самоуправления, религиозных организаций,

     Граждан, политических партий, а также различных  институтов, действующих в период выборов. 

     Политические  нормы и их регулятивное воздействие  на политические отношения 

     Нормативная основа российской политической системы  включает не только правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием. Право не может регулировать все политические отношения в обществе, например, внутрипартийные и им подобные. В этой связи механизм нормативного регулирования политической системы общества включает не только правовые, но и политические нормы, принимающие правовую форму, а также содержащиеся в актах партийных органов, общественно-политических движений и других общественных организаций.

     Эти нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя  дозволенное и недозволенное  поведение с позиции интересов  государства и других звеньев политической системы. Посредством политических норм получают официальное признание определенные социальные интересы, обеспечиваются политические устои, определенная стабильность политических отношений. Совокупность регуляторов, содержащихся в партийных документах - уставах и других актах организаций - условно подразделяется на нормы внутреннего воздействия и внешнего воздействия.

     Особенность первой разновидности в том, что  они распространяются на членов общественной организации, закрепляются в соответствующем документе (уставе, кодексе и др.), определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

     Второй  вид норм регулируют отношения между партиями и государством, партийными и иными общественными организациями. Эти нормы также содержатся в уставах, программах и иных актах партий. Результативность действия таких норм зависит от того, насколько содержащиеся в них идеи теоретически обоснованы, поддержаны общественным мнением.

     Нормы внутреннего и внешнего воздействия  представляют собой правила поведения  людей в политической сфере деятельности, регулируют политические отношения  граждан, различных политических институтов. 

     Мораль, политические обычаи и традиции как регуляторы политического поведения 

     В содержании механизма нормативного регулирования политической системы  общества входят также нормы морали (нравственности), т.е. установленные  и охраняемые силой общественного  мнения правила, образец поведения человека в той или иной типичной ситуации, определяемой нравственными ценностями общества.

     В большинстве публикаций отмечается, что нормы морали (нравственности)- это правила поведения общего характера, выражающие принятые в данной среде воззрения на добро, справедливость, долг и т.д. Они фиксируют в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Моральные оценки носят непреходящий характер.

     Моральные принципы широко используются не только в производственно-трудовых, семейно-бытовых взаимоотношениях людей, но и в области общественно-политических отношений. Они определяют ценностные ориентации людей в сфере политики, влияют на поведение граждан, руководителей различных структур в период избирательных кампаний, избрание политическими субъектами методов политической борьбы на выборах и др. Под этим углом зрения в настоящее время возрастают требования к нравственным качествам людей, занимающих высокие государственные должности, возглавляющих различные партийные структуры. В рассматриваемом процессе правовые, политические и моральные нормы должны действовать в тесной взаимосвязи. По-видимому, для нормативной основы политической системы особенно важно то, чтобы политические нормы основывались на нормах и принципах общечеловеческой морали, которая пронизывала их содержание и определяла их черты.

     К специфическим нормативным элементам  политической системы России относят  политические обычаи и традиции, например, открытие первой сессии парламента старейшим по возрасту депутатом.

     Таковы  нормативные предпосылки политической системы современной России, которые  способствуют ее результативному функционированию, а также постоянному взаимодействию элементов этой системы. По-видимому, правовые и политические нормы исполняют  роль основных регулятивных элементов политической системы основных регулятивных элементов политической системы современной России. Они призваны упорядочить отношения между различными ее субъектами. Именно совокупностью правовых и политических норм обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики, поддерживается целостность и относительная устойчивость политической системы Российского общества. 

     Политическая  власть - существенный элемент политической системы 

     Понятие политической власти является одним  из центральных в политологии. Определение  понятия «политическая власть»  необходимо для понимания политики, политических отношений, политического  процесса, особенностей политической системы общества и т.д.

     Для выяснения того, что же представляет собой политическая власть, необходимо остановится на особенностях более  широкого понятия власти.

     В связи с этим отметим, что человек - существо социальное. Одним из условий  нормального существования индивида является наличие социальной общности (семья, коллектив и т.д.). Именно здесь человек развивает свои личностные качества ( сознание, способность к деятельности, общение с другими людьми и т.д.). в рамках любой социальной общности создается определенный механизм взаимодействия между ее субъектами, в основе которого тот или иной уровень властных отношений. Иными словами, власть свойственна любой организованной более или менее устойчивой общности людей.

     Применительно к таким общностям власть есть средство управления, обеспечения определенного порядка, достижения общих целей. Этот вывод наиболее глубоко был обоснован К.Марксом, утверждающим, что любое общество по природе своей « нуждается во власти, в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от его самодеятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

     Следовательно, власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в первобытном обществе, в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. По сути, власть - это системообразующий элемент, придающий целостность, организованность социальному объединению, обеспечивающий его социальную жизнеспособность. Значимость социальной власти предопределяется также разделением труда в коллективах, существующей иерархией во взаимоотношениях между людьми и др.

     Как видно, речь идет о социальной власти, власти в человеческом обществе, власти, связанной с управлением в  нем. Необходимость социальной власти в человеческих коллективах предопределена совместной, осознанной деятельностью  людей, предполагающей разделение труда, регулирование поведения, установление определенного порядка взаимоотношений в коллективе. Следовательно, с точки зрения происхождения, именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть.

     Понятие «власть» отличается сложностью и многогранностью. В греческом языке слово «власть» используется в значении «править». В латинском языке оно трактуется в смысле способности, возможности  обладать достаточной силой для  осуществления управленческой деятельности. В древней философии (Платон, Аристотель) понятие власти концентрировалось на аспекте «господство - подчинение», на исследовании природы государства.

     В настоящее время слово «власть» нередко используется в периодической  печати, в научной, учебной литературе, в обыденной речи, в выступлениях государственных деятелей, лидеров политических партий, общественно-политических движений и т.д., что свидетельствует о теоретической и практической значимости этого понятия.

     В общепринятом понимании власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается от него выполнения своих волевых установок. Речь о способности и возможности властвующего субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведения людей с помощью воли, авторитета, права, насилия и др.

     В современных публикациях власть определяется «как способность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью каких-либо средств».

     Социальная  власть - это присущее тому или иному  объединению людей определенная управляющая инстанция, способная  оказывать организационное воздействие  на осознание, поведение людей, направленное на достижение общезначимых целей.

     К важнейшим показателям социальной власти относятся: социальная природа; волевой характер; отношение властвующего и подвластного субъекта; властные ресурсы и др.

     1.Власть как явление социальное, т.е. общественное. Основной акцент сделан на том, что отношения власти присущи только общности людей. Власть в целом представляет собой системообразующий фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной общности. Власть придает объединениям людей управляемость, направленность на достижение определенных целей.

Информация о работе Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы