Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

Содержание

Введение 3
Институционные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы политической системы 4
Структура и функции политической системы

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     ПРАВО И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. 

     Универсальным фактором, наиболее активно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, нормы морали и др.

     Нормативная основы – необходимая форма регулирования  политических и иных отношений, обеспечивающая общественную организованность, устойчивость и политических институтов, и всей политической системы. В литературе по правоведению и политологии высказаны разные суждения относительно содержания нормативной основы политической системы Российского общества. Одни авторы говорят о таких ее слагаемых, как право и нормы общественных организаций. Другие находят, что эта основа отличается большей сложностью и включает нормы права, нормы, вырабатываемые общественными организациями, политические традиции и обычаи, нормы морали, этику политической жизни.

     Несмотря  на несовпадение мнений, у авторов есть следующая общая позиция: социальные нормы – необходимые регуляторы, обеспечивающие организацию и взаимодействие субъектов – участников политической жизни современной России.

     Возникает вопрос: какие из названных выше социальных норм следует рассматривать в качестве основных элементов нормативной основы политической системы.

     В этой связи можно заключить, что  нормативная основа политической системы  общества представляет собой сложные  комплексное образование. Она включает следующие системные элементы:

     - правовые нормы, отличающиеся  политическим содержанием;

     -нормы,  предусмотренные программными документами  партий, общественно-политических движений  и организаций;

     - политические обычаи;

     - политические традиции;

     -нормы  морали (нравственности).

     Уделим  внимание особенностям названных социальных норм под углом зрения рассматриваемого вопроса. Предварительно отметим следующее: при всем их сходстве существует нечто  главное, что отличает социальные нормы  друг от друга и делает возможным  сам факт их существования. 

 

      ПРАВО КАК ФАКТОР, ОПОСРЕДСТВУЮЩИЙ  ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ. 

     Право- это исключительно результат  созидательной деятельности человека. Правовое развитие общества – поступательный культурно-исторический процесс, связанный с постоянным эволюционированием существующих правовых норм. В данной связи отметим, что каждый этап в развитии российского общества вносит что-то свое в качественное содержание правовых норм. Скажем, основная тенденция современного правового развития свидетельствует о все более возрастающей роли и значимости не императивных, а диспозитивных правовых норм, допускающих выбор из нескольких возможных вариантов (антоним – императивный).

     Предписание права в сравнении с нормами  морали, обычаев и т.д. в наибольшей степени оказывают влияние и опосредуют политическую деятельность людей. Назначение современного права – не ограничивать человека в созидательных действиях в политической сфере, а быть ориентиром и побудителем к политико-правовой активности личности, объединений граждан. При этом право в качестве важнейшего социального регулятора в развитом цивилизованном обществе призвано соответствовать общенациональным общечеловеческим интересам. Оно не выполнит этого назначения, если будет выражать волю определенных социальных групп, клана или слоя правящей элиты. В такой ситуации право неизбежно используется вопреки принципам справедливости и равноправия всех перед предписаниями закона.

     Названное предназначение права наиболее отчетливо  проявляется в демократической политической системе. Имеется в виду, в частности, право ее субъектов формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствуют право на свободу объединений, свободу слова и др. политические права личности.

     Ценность  права относительно Российского общества и политической системы проявляется в разных аспектах. Отметим, что порядок, образуемый в результате действия права, отражает сочетание интересов различных групп населения, организаций, религий, наций, государственно-территориальных образований. В рамках такого порядка должно обеспечиваться разрешение возможных противоречий и конфликтов между названными субъектами в основном путем использования правовых предписаний. Именно это способствует созданию условий для установления мира и согласия в обществе, оптимальной координации деятельности элементов политической системы.

     Очевидно, что предусмотренные в юридических  нормах различные варианты возможного поведения индивидов и организаций, способствует организованному взаимодействию субъектов права, различных элементов политической системы, формированию цивилизованных отношений между ними.

     Одной из важнейших задач права в  российском обществе на его переходной стадии является содействие формированию гражданского общества, правового государства, развитой демократии.

     Важнейшими  нормативно-правовыми актами, имеющими прямое отношение к правовым основам  российского общества и его политической системы, являются Конституция РФ и  соответственно федеральные законы, развивающие и конкретизирующие его положение. Как видно, в них закрепляются не только правовые основы рассматриваемого политико-правового образования, но также основы экономические, социальные и др. в этой связи обратим внимание на особенности содержания Конституции РФ в плане анализируемого вопроса.

     Существует  целый ряд определений конституции. Согласно справочным изданиям, Конституция  – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция – основа всего текущего законодательства. Или: Конституция, это закон законов, Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, выражающуюся, в том числе, в необходимости достижения режима конституционной законности, при котором обеспечивается соблюдение ее требований всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, соответствие конституционным нормам всех правовых и правоприменительных актов.

     Можно сказать, что «основа» Конституции  заключена в ее универсальности. В содержательном плане она, помимо непосредственного регулирования общественных отношений, воздействует на все отрасли национального права, соответственно, на отраслевое законодательство.

     Как видно Конституция РФ 1993г. включает преамбулу -небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально- идеологическое , политическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ обеспечения ее суверенной государственности и др.,

     В статье 1 устанавливается конституционный  статус Российской Федерации как  демократического федеративного правового  государства с республиканской  формой правления.

     Из  содержания главы явствует, что она  включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества :

     а) признание человека, его прав и  свобод высшей ценностью;

     б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как  обязанность государства (ст.2);

     в) народовластие - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч.2 ст.3);

     г) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст.3).

     Последнее положение принципиально значимо  с учетом доперестроечной ситуации в стране, в условиях которой такого многообразия не было. В наши дни это означает, что никакая идеология в российском обществе не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающее воздействие на сознание членов общества, к тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается, прежде всего, в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др. Как видно, речь идет об одном из постоянно значимых факторов конституционного развития России, имеющем прямое отношение к деятельности различных элементов политической системы.

     Ключевое  значение для выполнения структурными образованиями политической системы (партиями, общественно-политическими  движениями и др.) политических функций  имеет то, что все институционные структуры равны перед законом (п.4 ст.13). При таком подходе снова отметим, что любые проявления свободы в цивилизованном демократическом обществе сопряжены с определенными пределами, предусмотренными правовыми и иными социальными нормами. Это отчетливо выражено в следующем конституционном положении: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной ,расовой ,национальной и религиозной розни (п.5 ст. 13)

     Следовательно, конституционные нормы. Как и  иные нормы права, будучи едиными  эталонами (масштабом) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные ставятся под юрисдикцию государства, что способствует относительной статике и динамике политической системы. Речь идет об интегральных качествах конституционных и иных юридических норм, что исключительно значимо для политической системы Российского общества – сложного и многогранного явления.

     Особо следует подчеркнуть то, что в  условиях развитой цивилизованной политической системы, право признано ограничить государственную власть в целом, ее всесилие по отношению к общественным формированиям, обществу, личности. Эта  задача, исходя из содержания Конституции РФ, должна решаться несколькими путями: установление строгих пределов компетенции органов государственной власти, введением и упрочением системы разделения властей (ст.10), закреплением за личностью, общественными организациями, обществом определенной сферы, в которую государство вторгаться не может (конституционный институт прав и свобод).

     На  страницах печати в качестве критики  действующей Конституции иногда ставят абстрактность многих конституционных  предписаний, сложность приложения последних к конкретным жизненным ситуациям, в том числе к отдельным элементам политической системы.

     Специфика Конституции также в том, что  она не только закрепляет права, свободы, обязанности, компетенцию социальных субъектов, но и создает определенный простор для стимулирования совершенствования конституционного и иного отраслевого законодательства, с учетом существующей политико-правовой практики.

     По  существу, Конституция создает необходимую  правовую основу для совершенствования  организации и деятельности институциональных образований политической системы: государственных структур, общественно-политических организаций, партий и др.

     Основной  закон России тяготеет к закреплению  современной модели, общественно-государственного устройства, в центре которого обращенность к человеку, личности, что отражает гуманистические завоевания цивилизации, является ориентиром для совершенствования федерального и иного законодательства.

     В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы  определяются в качестве высшей социальной ценности. Права и свободы личности – показатель возможности ее свободного развития. Конституция России, предусматривающая курс демократизации общества, закрепляет широкий спектр прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина.

     Анализ главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» позволяет заключить, политическим правам в основном посвящены ст.31-33, имеющие непосредственное отношение к сути бытия политической системы российского общества. В контексте правовой оценки названных статей следует назвать ряд неотъемлемых прав человека. Как видно, граждане РФ имеют право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32), избирать и быть избранным (ч.72 ст.32), на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32), обращаться лично, а также лично направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Информация о работе Особенности эволюции российской политической системы, её индустриальные, нормативные и информационно-коммуникативные элементы