Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, контрольная работа
Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеоб¬разна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светс¬кий характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и полити¬ческий строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность госу¬дарства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государ¬ственной формой стала восточная деспотия. Большое распростра¬нение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, кото¬рые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Прави¬тель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.
Выяснение природы социального конфликта и его сущности во многом является исследовательской задачей. Это связано с тем, что конфликт относится к сложным явлениям, отличающимся многообразием форм проявления и уровней состояния. Он имеет место между конкретными личностями. В этом случае, определяя конфликт, чтобы показать его существенные признаки, мы будем вынуждены формулировать содержание понятия в контексте межличностных связей. Но полученное таким образом определение понятия "конфликт" не будет отражать все богатство содержания исследуемого нами явления. То же самое можно сказать и тогда, когда объектом нашего внимания являются конфликты между микрогруппами, большими социальными группами, социальными системами.
Социальный конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и
потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,
что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,
которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой
проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных
момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его
дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной
ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти
на риск ради их
осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга,
способность учитывать
интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены
следующим образом:
1. Исходное
положение дел; интересы
степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая
сторона - причины и характер
ее действий.
3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу;
возможность нормального
исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов
противоположной стороны.
5. Мобилизация
ресурсов в отстаивании своих
интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе
отстаивания своих интересов;
жертвы насилия.
7. Мобилизация контр ресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей
справедливости и создания
все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании
сторон над всеми иными
8. Тупиковая
ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров
конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом
опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей
стороны.
11. Новый
этап социального
Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее
острыми и опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в
сферах власти,
социально-экономических и
политический конфликт -- это осознанное столкновение общественных субъектов с противоположными интересами. Он возникает и развива-ется по поводу политической власти и ее функциониро-вания в данном обществе.
В политическом конфликте его субъекты апеллируют к общим интересам. Каждый конкурирующий субъект стре-мится утвердить в качестве общих, обязательных инте-ресы тех социальных групп, на представление которых он претендует. Реализует же свое стремление лишь гос-подствующий субъект, т. е. тот, кто обладает политичес-кой властью, кто фактически управляет. Интересы же под-властных ущемляются, а соответственно -- защищающих их политических сил. Именно в этом заложена реальная возможность полярности позиций и действий сторон.
Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов (агентов) с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления. Понятие «политический конфликт» обозначает борьбу одних общественных сил с противостоящими им другими за влияние в институтах государственной власти; за доступ к принятию общезначимых решений; за участие в распоряжении ресурсами: за признание монополии своих интересов и ценностей и их организованное оформление (осуществление): наконец, за приоритетность своих взглядов и идей. Господствующие в обществе мысли -- всегда мысли господствующих, властных сил.
Полнота политического конфликта характеризуется как организационной идентичностью его субъектов, так и идеологической, являющейся элементом предмета борь-бы. Каким бы ни был политический конфликт, он открыто или завуалированно мотивируется идеологически. Хотя идеологический фактор не играет определяющей роли в политической конфронтации, он выполняет важную организующую и мобилизующую функцию. Идеологическая мотивированность политического конфликта -- существенная причина его продолжительности и широкого распространения в обществе, а также его влияния на социальную активность граждан. Политическая активность масс, если она не управляема, оборачивается разрушительными последствиями, ибо сотрясает основы общества, бьет по его опорам. Негативные последствия политического конфликта множатся в случае самоидентификации противостоящих субъектов по религиозным верованиям. Это вносит в атмосферу противоборства крайний радикализм, нетерпимость к чужим ценностям, порождает неумолимую жестокость борьбы, соединенную с ненавистью к противнику.
Политический конфликт -- сложное образование; в нем аккумулируется ряд противоречий, что обусловливает многие конфликтные линии. Последние выражают противоречивые специфические интересы противоборствующих сторон, порождаемые как социальными расколами, так и перераспределением власти. Конфликтные линии в любом политическом противоборстве разделяют сторонников спорных позиций и решений'. В отдельной ситуации партии, стоящие за различными конфликтными линиями, вступают в коалиции. Ориентация на ту или иную линию лежит в основе политического поведения.
Конфликт может быть завершен или прекращен на любой из его фаз, включая вооруженную. При этом процесс завершения (прекращения) может включать четыре подсистемы:
1.Процесс решения
означает осознание сторонами,
участвующими в конфликте,
2. Коммуникационный
процесс включает подачу
3. Переговоры
и процесс предполагает
4.Процесс осуществления состоит в воплощении в жизнь достигнутого соглашения.
Для западной политологии
ключевым моментом при принятии решения
является определение его
Наиболее опасной
стадией конфликта является кризис.
Можно выделить следующие модели
кризисного поведения: балансирование
на грани войны; создание кризисов для
оправдания задуманной акции; демонстрация
силы. Антиподом подталкивания
Социально-политические конфликты.
Можно проследить
три аспекта проблем
- конфликты в самой власти, противоборство между различными поли-
тическими силами за обладание властью;
- роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, кото-
рые как то влияют на основы существования самой власти;
- роль государственной власти во многих случаях как посредника.
Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступа-
ют как:
- конфликты между ветвями власти ( законодательной, исполнитель-
ной, судебной) ;
- конфликты внутри парламента, между Государственной Думой и Со-
ветом Федерации, конфликты внутри них самих;
- конфликты между
политическими партиями и
- конфликты между
звеньями управленческого
Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажен-
но, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным
источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные
группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни,
на обладание
материальными благами и
В 1993 году победила исполнительная власть, в руках которой сей-
час сосредоточена вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила
верхушечный, элитарный
характер и разрешилась не компромиссом,
а силовым методом с
Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - не-
контролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс,который невозможно будет исправить.
Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Официальные теоретики называют политический режим как "контролируемая демократия", "президентская демократия" и т.д.
Информация о работе Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.