Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, контрольная работа
Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеоб¬разна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светс¬кий характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и полити¬ческий строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность госу¬дарства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государ¬ственной формой стала восточная деспотия. Большое распростра¬нение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, кото¬рые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Прави¬тель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.
В структуре политической системы выделяются такие ее подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.
Институциональная система состоит из политических институтов, каждый из которых также является государственной, партийной, общественно-политической системой. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением, под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие. С другой стороны, эти политические институты не имеют сугубо политического характера. В них переплетаются политические и неполитические задачи. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические социальные институты, как средства массовой информации и церковь. Средства массовой информации иногда называют «четвертой властью». Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации. Поскольку в демократических системах СМИ действуют достаточно самостоятельно, то создаваемая ими информация может иметь далеко не нейтральный характер. Политические возможности средств массовой информации умножаются и тем, что они имеют широкий доступ к населению, формируют сознание человека, а значит, и его отношение ко всей политической системе в целом.
Политическая система призвана выполнять определенные функции в обществе:
— Политическая социализация выражается в приобщении членов общества к политической деятельности. Уровень политической социализации может повышаться в переломные, кризисные периоды развития государства, например смена или частичное обновление политической системы, ее отдельных элементов. Политическая социализация — это процесс усвоения личностью политических знаний, ценностей и норм. Путем воспитания, самовоспитания человек становится личностью, последовательно проходя дошкольную, школьную, трудовую и послетрудовую стадии. Семья, школа, трудовые коллективы, формальные и неформальные общности, организации, государственные институты в той или иной мере осуществляют политическую социализацию личности, но каждый из них делает это сообразно собственным возможностям и способностям. При этом довольно часто нарушается функция преемственности в социализации, которая состоит в передаче политического опыта от поколения к поколению. Стихийность, иррационализм, отрыв слова отдела, поверхностное знание политики не могут способствовать сформированию политически культурного человека.
— Артикуляция интересов выражается в предъявлении требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами. При этом существует возможность прибегать как к официальным, так и к неофициальным каналам для предъявления требований. Требования, которые предъявляются политическим лидерам, государственным чиновникам, не всегда свидетельствуют о крайнем недовольстве граждан, скорее они характеризуют заинтересованность граждан, их желание участвовать в политическом процессе.
— Политическая коммуникация осуществляется в форме взаимодействий между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой. Дело в том, что политическая система представляет собой пространство, в котором взаимодействуют ее элементы. Политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, государство в целом и отдельно взятый гражданин постоянно обмениваются информацией. Политическая система способствует более быстрому их диалогу.
—Одной из важнейших функций политической системы является нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие поведение. Речь идет не только о законодательной власти, поскольку политические нормы не сводятся лишь к правовым. В рамках политической системы появляются законы, регламентирующие организацию и проведение выборов в различные органы государственной власти или яе допускающие выборность органов государственной власти вообще; соблюдаются или нарушаются права и свободы человека; взаимоотношения элементов политической системы могут учитывать нормы морали, координально изменять ее содержание или отвергать вообще.
— Среди функций политической системы можно выделить контроль за соблюдением правил и норм. Данная функция предполагает истолкование законов, урегулирование конфликтов, наложение наказаний — все это происходит внутри политической системы страны. Данная функция не сводится лишь к судебной власти, хотя находится в основном в ее ведении.
Учитывая все функции, которые осуществляет политическая система в обществе, можно сказать, что она обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, создает условия для безопасности, прямо или косвенно распределяет материальные и духовные ценности, мобилизует различные ресурсы для удовлетворения потребностей народа.
Политическая
система эффективна тогда, когда
она выполняет свои функции, если
не разделяет, не раскалывает общество.
Эффективность политической системы общества
выражается в способности формировать
гармоничные отношения с окружающей средой.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем:
1. Англо-американская политическая система. Для нее свойственны приоритетность прав и свобод личности в обществе, благосостояние и безопасность. Политическая культура здесь опирается на рациональный расчет. Данная система характеризуется наличием множества политических институтов и даже бюрократией.
2.Континентально-европейская политическая система характерна для Франции, Германии, Италии. В ней происходит смешение элементов англо-американской культуры с другими.
3.Тоталитарные
политические системы
4. Доиндустриальиые
и частично индустриальные
Кроме перечисленных типологий, любая политическая система является открытой или закрытой. Открытая политическая система раскрыта для взаимодействия с окружающей средой, как правило, характерна для различных демократических государств. Для открытой политической системы характерно наличие оппозиции и налаженный, здоровый диалог с ней. Закрытые политические системы сильно ограничивают свои контакты с внешней средой. Они характерны для тоталитарных и авторитарных государств, где невозможно существование политической оппозиции, проявление политической инициативы.
Рассмотренные типологии свидетельствуют о сложности политики, многоаспектное политической сферы. Перечисленные типологии были выделены с учетом социально-экономического развития общества, особенностей характера политического режима, культурных особенностей общества.
Независимо от типа политической системы она может . быть более или менее оптимальной. Оптимальность политической системы общества определяется ее способностью гасить импульсы, которые ведут к нарушениям, кризисам. Об оптимальности политической системы общества можно судить по следующим критериям:
— устойчивость, т. е. продолжительность существования системы во времени;
—адаптивность,
т. е. способность системы
—продуктивность, т. е. способность системы умело реагировать на требования различных социальных групп, принимать политические решения, направленные на реализацию этих требований;
—эффективность, т. е. поддержка гражданами существующего политического режима;
— рентабельность, т. е. политическая система должна своевременно и точно определить цели и пути их достижения с наименьшими материальными издержками.
Политологи пристальное внимание уделяют изучению проблемы перегрузок политической системы. Выделяют количественную перегрузку, т. е. это ситуацию, когда политическая система не способна разрешать экономические требования. Качественная перегрузка — это перегрузка, возникающая при новых спорных проблемах. Вообще перегрузка вызвана ошибками в выборе социально-экономического курса развития страны, отсутствием согласованности между ветвями власти.
Оптимальность параметров политической системы в значительной степени предопределяется традициями, сложившимися в стране, образом жизни, стереотипами массовой психологии и идеологией. российской политической системы постсоветского периода в значительной степени объясняется тем, что псевдодемократы, пришедшие к власти, по сути дела сохранили авторитарную систему управления в ее худшем виде.
На деятельность политической системы влияют характер границ и масштабы территории государства, запасы природных ресурсов, количество населения и его качество, количество земли, пригодной для использования. Для России проблема границ существовала практически постоянно, и нередко эту проблему приходилось решать в военных столкновениях.
Существенным устоем достижения равновесия в политической системе считается принцип разделения властей. Ценность теории разделения властей в том, что устанавливаются мощные конституционные гарантии против полновластия одного из органов власти и его произвола. Однако разделение властей не является универсальным политическим принципом, так как в обществе с большими социальными различиями разделение властей, как правило, носит весьма относительный характер.
Западные политологи, в том числе и Д. Истон, особое внимание уделяет вопросу самосохранения, поддержания стабильности и выживания политической системы в условиях непрерывно меняющейся и далеко не всегда благоприятствующей ее укреплению и развитию окружающей среды. Для того чтобы справиться с возникающими в политической системе стрессовыми ситуациями, политическая система должна обладать способностью к ослаблению напряжений, исходящих из внешней среды.
Политическая система общества — сложная совокупность институтов государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства. В демократической политической системе ее основная функция состоит в поддержании стабильности и порядка, имеющихся в обществе и государстве связей, которые основываются на законах, высокой политической и правовой культуре людей.
Тоталитарная
политическая система отражала волю
административно-
Политическая
система общества отражает особый вид
целостной деятельности и отношений
субъектов. Элементы политической системы
должны быть внутренне организованы, упорядоченым.
Политический характер организации должен
выражать политические интересы социальной
общности людей. Она должна быть участником
политической жизни и носителем политических
отношений, иметь непосредственное или
опосредованное отношение к политической
власти и руководствоваться в повседневной
жизни политическими нормами и правилами.
Все эти требования естественно предъявляются
к элементам любой политической системы,
в том числе и российской. Поэтому хотелось
бы отметить, что большинство политических
партий современной российской политической
системы являются популистскими и не выполняют
в полной мере своих функций.
Вопрос 45: Природа
и особенности социально-политических
конфликтов.
История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства. Другие государства рассыпались в прах, когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти. Многие ученые мужи пытались найти объяснение подобным явлениям, объявляя причинами или порочность и глупость властей, или высшую справедливость угнетенных народных масс, сводя глобальное явление к какому-то кругу первопричин, к тому же редко созерцаемых глазами беспристрастного наблюдателя. Поэтому, опираясь на постулаты вездесущей философии можно последовательно и однозначно поставить под сомнение правильность всех известных теорий о причинах, порождающих государственные катаклизмы. Причина видится здесь простой. Пока общество находится в устойчивом состоянии без видимых тенденций к изменениям, внутри него все намерения к действиям уравновешены намерениями к противодействию или к бездействию. Но в силу неравномерности развития общества велика вероятность появления тенденций к общественным изменениям. Возникновение тенденции еще не означает неизбежности самого изменения.
Информация о работе Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.