Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеоб¬разна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светс¬кий характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и полити¬ческий строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность госу¬дарства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государ¬ственной формой стала восточная деспотия. Большое распростра¬нение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, кото¬рые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Прави¬тель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.

Работа содержит 1 файл

политология1.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Вопрос.5  Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и  Средних веков. 

Древний мир - это  пора зарождения государственности  и политических идей на почве религиозной  мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Политическая  мысль каждой древней цивилизации  своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистские представления о власти. Монарх  был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.

Большой вклад  в развитие политической мысли внесли страны Древнего Востока — Древняя Индия и Древний Китай.

Древняя Индия  дала нам буддизм, самую древнюю  мировую религию, проповедующую  цикл перерождений души человека через  страдания. Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы — мудрецы и философы, кшатрии - воины, вайшьи — земледельцы и ремесленники, шудры — слуги ). В Индии зародилось и учение йогов, достигшее небывалых высот в области человеческого духа и физического совершенствования (например, сомати — задержка дыхания, достигается путем упорных тренировок). В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды». « Дхарма» — это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» — принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать « дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при помощи закона, войны и дипломатии. Слабый царь стремится к миру, а сильный — к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг.

В Древнем Китае, который оставил миру множество  полезных изобретений и открытий, также активно разрабатывались политические концепции. Символом Китая на долгие века стало конфуцианство, там же возник и даосизм.

Конфуций ( Кун  Цзы ) жил в 551 — 479 годы до нашей эры, он оставил книги « Лунь-юй» ( «Суждения  и беседы»), «Книгу песен», летопись «Весна и осень» и другие. Его учение можно озаглавить одним словом — патернализм. Он считал, что государь должен быть отцом для подданных, править на основе моральных принципов, уважать людей. Каждый человек должен прежде всего, уважать самого себя, родителей и государство. Государство - это большая семья, основанная на доверии и добре. Государь обязан накормить народ, обучить, привить ему мораль, этические нормы и создать стабильное процветающее общество. Но Конфуций придерживался традиционных религиозных взглядов и говорил, что небо, божество диктует человеку его судьбу, все заранее предопределено. Человек от природы добр, но общество плохо влияет на него, надо не возмущаться несправедливостью, не питать ненависти к тому, кто тебя притесняет, а самому установить причины своих неудач и преодолеть их.

Биография Конфуция очень интересна. Свое имя он получил  от слова «киеу» - «холм», так как  его мать, будучи беременной, часто  приходила посидеть на холм. Отца Конфуций лишился в три года. В детстве он любил играть во взрослые игры, особенно в жертвоприношения, любил изображать чиновников, хорошо учился. После окончания торгового училища, стал торговым приставом. В 19 лет он женился, у него сразу же родился сын. К тому моменту он занимал высокую должность инспектора пахотных полей, лесов и стад. Но тут умерла его мать, и он по китайской традиции объявил трехгодичный траур. Именно в те годы произошло осмысление и осознание им нового учения. В 44 года Конфуций — правитель резиденции Ли, затем верховный судья. Уже 70-летним стариком он поднимается на гору Тай Шан. Спустя три года Конфуций умирает, семь недель перед этим он лежал без сознания. Больше всего его расстраивало то, что с его смертью будет забыто его учение. Но ученики основали у его могилы часовенку, стали продолжать его дело и поныне в Китае чтят житейскую мудрость конфуцианской философии. [27].

Против некоторых  положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель  Мо-цзы), призывавшие человека оказывать  помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви в мире без войн и насилия.

Другое направление  политической мысли — легисты  выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель  Шан Ян ( 400 —338 годы до нашей эры ) считал, что государство — это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ — простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства. В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе незнакомым людям) и его убили разбойники.

Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы — У1 —У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей — дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение — человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления — недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию.

История древнегреческой  политической мысли настолько своеобразна, Древняя Греция так много нам дала в этом плане, что невозможно описать все направления.

 Остановимся  на трех основных этапах :

1 период —  1Х — У1 века до нашей эры.  Это эпоха становления греческой  государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей — архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов.

Пифагору принадлежит  приоритет в разработке понятия  равенства, Гераклит первый сказал: «  Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды».

11 период - У —  У1 века до нашей эры —  это расцвет политической мысли  и демократии в Древней Греции. Это время дало миру славные  имена - Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл.

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания.  Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

Демокрит (460-370 гг до н.э.) - выдающийся представитель  атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

У Демокрита  мы находим ряд советов правителю, в частности: прежде чем властвовать  над другими, необходимо научиться  властвовать над собой. Он рекомендовал тщательно изучать искусство политики и допускать к руководству лишь тех, кто имеет для этого необходимые качества и знания.

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник  законности, которая  составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений. Нерушимость законов и повиновение им, Сократ связывает с единомыслием граждан, без чего, по его оценке, государство не может хорошо стоять, и без чего не может быть политической свободы.

Сократ  считал, что царство и тирания  есть власть, но власть разная. Власть, основанная на воле народа и на законах - это царство, а власть против народа, в основе которой не законы, а произвол правителя - тирания. Если власть находится в руках лиц, исполняющих законы, то такое устройство он назвал аристократией, если она находится в руках богатейшей части населения - плутократией (от греч плутос - деньги "кратос" - власть - власть денег ), в руках всех - демократией. 

Он негативно  относился к тирании, осуждал  ее за беззаконие и произвол.  Критиковал Сократ и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц  выбранных по жребию, следовательно - случайно.

Сократ  первый в истории европейской  политической мысли сформулировал  концепцию договорных отношений  между государством и гражданином. Согласно его версии Родина и Закон выше и дороже отца и мастери, т.к. они для гражданина являются высшими родителями, воспитателями и повелителями. Развивая учение о естественном праве, он считал, что существуют неписаные божественные законы, установленные не людьми, а богами и имеющие силу повсеместно, независимо от воли людей.

Многие  из положений Сократа: классификация  форм правления, роль законов, учение о  естественном праве оказали заметное влияние, а последующие учения о  формах государства. Его политическая этика послужила исходным пунктом для политической философии Платона и политической науки Аристотеля.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и  философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости.        Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы  идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.

Но наихудшей  формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над  всеми. Тирания, по его мнению, происходит из демократии. Тиран возникает из корня называемого представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Тиран, для сохранения своей власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется никого, кроме льстецов.

Идеальное государство, согласно Платону, правление  лучших и благородных - аристократическое государственное образование. Но  это не правление родовой аристократии, а аристократии знаний, где правителями могут быть не только лица, способные управлять, но и лица, к этому специально подготовленные - правители - философы. Самое совершеннейшее государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Платон  высоко ценил политическое знание и  политическое искусство, которое как  он полагал, состоит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Взгляды Платона в этом вопросе предвосхищают воззрения Аристотеля, который характеризовал человека как "животное политическое".

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад  в историю философии и политической мысли. Он является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Им написаны труды "Политика", "Афинская политика", "Этика". Его называют "отцом политологии".                               

Сущность  политики состоит в том, писал Аристотель, чтобы наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики - благо для всех. Метод политики как науки - это метод анализа. Государство Аристотель рассматривает как форму общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют в суде и  управлении, несут воинскую службу и служат богам. Оно возникает  как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи.  

Аристотель  делит политической устройство по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются  прежде всего тем, в чьих руках  власть - у одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Информация о работе Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.