Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:20, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении особенности муниципального управления в муниципальном образовании и оценка ее эффективности на примере муниципального образования (МО) «Каргопольский муниципальный район».
Введение 3
1. Сущность и особенности муниципального управления. 4
2. Эффективность муниципального управления 8
3. Особенности и структура органов муниципального управления в МО «Каргопольский муниципальный район» 13
4. Повышение эффективности деятельности муниципальных органов управления в МО «Каргопольский муниципальный район» 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
СОДЕРЖАНИЕ
Современный этап развития местного самоуправления в России является принципиально новым явлением. Впервые поставлена и решается проблема формирования демократического общества в понятиях и параметрах, принятых большинством стран. А это требует исследования категории местного самоуправления в общественных науках, которые ориентировали бы практику местного самоуправления.
Определение наиболее приемлемой модели координации деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов в Российской Федерации является в настоящее время одной из актуальнейших проблем. Указанная проблема долгое время находилась за границами научного исследования.
Одна из главных проблем, с которыми сталкивается российское общество в настоящее время, - это дефицит доверия к власти, ее учреждениям. Доверие населения к работе властных структур зависит от эффективности управления.
В создании устойчиво развивающегося гражданского общества важную роль призваны играть органы местного самоуправления, поскольку именно к ним человек чаще всего обращается в повседневной жизни. Основная задача органов местного самоуправления - предоставлять населению качественные, экономически обоснованные услуги с неукоснительным соблюдением законодательства и принципа справедливости. Это, в свою очередь, требует от муниципальной власти умелого управления ресурсами и процессами, относящимися к ее компетенции.
Цель работы состоит в изучении особенности муниципального управления в муниципальном образовании и оценка ее эффективности на примере муниципального образования (МО) «Каргопольский муниципальный район».
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление – это одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления1.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в РФ существуют 5 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район; городской округ, городское поселение.
Муниципальные образования являются самостоятельными субъектами гражданского права, к которым применяются нормы, характеризующие их участие в экономических отношениях в качестве юридических ли. Наделение муниципальных образований территорией, собственность, бюджетом и выборными органами власти дает возможность рассматривать их в качестве самостоятельных экономических и политических субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях.
Муниципальное управление – это управление социальными общностями на основе территориального принципа.
Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.
Важным
атрибутом в системе
Нормативы, определяющие границы функционирования муниципалитета, следует разделить на следующие группы: по доходам (заработная плата, детские пособия, пенсии и т.д.), по обеспеченности жилой площадью, по соблюдению льгот, по профессиональной принадлежности и т.д. При этом соответствующие показатели могут быть разделены на два блока: материально-технический и функционально-материальный. Содержание первого блока определяется состоянием муниципального фонда: опись имущества, находящегося в собственности муниципалитета, а также контролируемого местными органами власти, жилой и нежилой фонды, торговые места, строения, производственные объекты и т.д. К содержанию другого блока следует отнести реализацию функций жизнеобеспечения территории, заключающихся в экономической и технологической поддержке объектов материально-технической сферы и претворению в жизнь мероприятий, составляющих стратегию развития муниципалитета.
Разнообразие целей, положенных в основу муниципального управления, унифицируется общностью проявляющихся в текущей деятельности функций, лежащих в исключительной компетенции местных органов власти и направленных на удовлетворение первоочередных интересов членов местных территориальных общностей. Критерием отбора определяющих муниципальное образование функций является муниципальный интерес, служащий способом оценки для управленческих действий по реализации целей и задач в развитии территориальной общности2.
Можно выделить следующие функции муниципального управления или менеджмента (это виды деятельности государственных и муниципальных служащих по поддержанию и развитию региональных социально-экономических систем), которые задаются порядком подготовки, принятия и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления: планирование, организация, принятие решения, прогнозирование, контроль, мотивация.
Цели муниципальной деятельности, определяющие муниципальную политику, вытекают из предусмотренных законодательством функций и полномочий местного самоуправления. Главным предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования в широком смысле этих слов, как устройство на благо человека, и оказание населению различных услуг на местном уровне или муниципальных услуг (более подробно термин «муниципальные услуги» будет раскрыт в следующем параграфе). Генеральная цель муниципальной деятельности и муниципальной политики состоит в повышении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг.
Качество
жизни — это система
Качество жизни человека зависит от многих факторов и условий: от самого человека, от политики государства, от местной власти (типичный пример — состояние здоровья). Роль местного самоуправления, о чем уже говорилось, — оказывать жителям ряд важнейших услуг, определяющих качество жизни. В этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни на местном уровне.
Достижение генеральной цели муниципальной политики разлагается на отдельные, более частные цели, каждая из которых обеспечивает какую-либо из составляющих качества жизни, например, экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин «частные муниципальные политики», которые являются составными частями целостной муниципальной политики. Каждая из частных политик реализуется органами местного самоуправления через какую-то конкретную муниципальную услугу.
Любая власть должна быть эффективной. С этим согласны все. Однако понятие «эффективность власти» многими воспринимается неоднозначно. Нередко программы повышения эффективности властных структур отождествляются исключительно с сокращением расходов, когда обращается внимание лишь на «знаменатель» эффективности - расходы на содержание власти и игнорируется «числитель» - результат работы органов управления.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в РФ» от 28 апреля 2008 года № 607 уровень эффективности органов власти следует оценивать по следующим направлениям (рис.1): экономический рост, доходы населения, здоровье, образование, доступность и качество жилья, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления, физическая культура и спорт.4
Совершенствование организации государственной службы и повышение эффективности работы госслужащих невозможны без использования современных технологий управления. В коммерческом секторе механизмы решения подобных проблем давно отработаны. Это, прежде всего, внедрение систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000, отражающих лучшую практику организации деятельности в производящих системах. В силу сходства бизнес-систем и органов власти как производителей» определенных видов продуктов (услуг), постановка в них систем менеджмента качества базируется на общих подходах. Международный стандарт ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» содержит минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к любым организациям, в том числе и органам местного управления.
Для более быстрого и последовательного внедрения органами местного самоуправления систем менеджмента качества техническим комитетом ИСО/ТК 176 разработан и опубликован документ IWA 4:2005 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ИСО 9001:2000 в местных органах управления». Рекомендации предназначены для применения во всех учреждениях муниципальной власти вне зависимости от их типа, размера или характера предоставляемых услуг (рис. 2).
Рис. 2. Инструменты
повышения качества государственных услуг6
С этой же целью в России разработан и введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52614.4–2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления», идентичный рекомендациям IWA 4:2005.
Система менеджмента качества является сегодня многократно апробированным и всемирно признанным способом, с помощью которого местные органы управления могут организовывать свою деятельность и управлять ею с целью удовлетворения потребностей и ожиданий местного населения. Показатели эффективности работы органов власти субъектов HA за 2008 год свидетельствуют, что наилучших результатов смогли достичь те муниципальные учреждения, которые уже имеют сертифицированную СМК или приступили к ее внедрению (табл. 1).
Таблица 1
Субъекты
РФ, достигшие наилучших
Субъект РФ | Балл | Наличие СМК |
Чувашская Республика | 0,717 | + |
Краснодарский край | 0,713 | в отдельных
регионах |
Самарская область | 0,689 | – |
Санкт-Петербург | 0,679 | разрабатывается |
Республика Татарстан | 0,659 | разрабатывается |
Пермский край | 0,645 | – |
Ханты-Мансийский автономный округ | 0,644 | - |
Калининградская область | 0,643 | – |
Информация о работе Муниципальное управление Архангельской области