Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:07, контрольная работа
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ (США, ИТАЛИЯ, ЯПОНИЯ, ФРГ, РФ)
Целью данной работы является изучение и описание разновидностей партийно-политических систем и анализ эффективности их функционирования на примере различных стран мира.
Задачами данной работы являются:
Рассмотрение и описание разновидностей демократических партийно-политических систем на примере различных стран мира.
2. Выявление особенностей становления и характеристика
партийно-политической системы Российской Федерации.
Проведение анализа эффективности различных типов
партийно-политических систем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТЬ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
2. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 10
2.1. Многопартийные системы (Италия и др.) 10
2.2. Двухпартийные системы (США и др.) 12
2.3. Многопартийные системы с доминантной партией (Япония и др.) 15
2.4. Система «двух с половиной партий» (ФРГ и др.) 17
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Полуторапартийные
системы сложились в Японии, при
правлении которой было достигнуто знаменитое
«японское экономическое чудо», Корее,
где после II мировой войны лидируют либерально-демократические
партии; в Швеции, где более семидесяти
лет господствует Социал-демократическая
рабочая партия; в Мексике (Институционально-
Следует отметить, что «полуторапартийная система» в перечисленных странах проявила себя как весьма результативная в социально-экономическом плане модель. Модель политического устройства с доминированием одной крупной общенациональной политической партии, характерна для стран, которые так же находятся или раньше находились в транзитном периоде, в т.ч. и для европейских стран с многолетней историей демократического устройства. Доминантные партии стали ключевыми субъектами модернизации своих стран, указав путь, ставший для целого ряда стран — Италии, Мексики, Японии и др. — путем выхода из тяжелого системного кризиса, и который в Индии и Швеции назвали «национальным путем к социализму». В целом полуторапартийная система рассматривается как переходная к демократической многопартийной системе.
Итак, можно выделить следующие характерные черты доминантной партии:
а) консолидирующая роль доминантной партии, соответственно, вся политическая инициатива изначально была сконцентрирована в руках правящей элиты;
Например, в Японии важнейшие реформы в деле модернизации общества в целом были проведены консервативно настроенной политической элитой ЛДПЯ, сумевшей сплотить для достижения этой цели различные социальные слои населения и основные политические силы государства.
б) доминантная партия является одним из важнейших центров принятия политических решений;
На протяжении всего своего правления партия ЛДПЯ в Японии определяла общую стратегию исполнительной власти.
в) обладает монополией на законотворческую деятельность;
г) является единственным каналом рекрутирования политической элиты;
Сами японские политологи характеризуют это черту как «демократию караоке» («исполнители меняются, а песня остается»)2;
д) обеспечивает механизм согласования интересов между различными группами властной элиты;
е) в организационном плане носит ярко выраженный фракционный характер.
Преимуществами данной партийной системы являются:
- обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность;
- за счет четких идеологических основ правящая политическая партия обладает значительными консолидирующими и мобилизационными ресурсами;
Недостатками данной системы принято считать:
- отсутствие оппозиции и серьезной критики;
-
благосостояние нации
- закрытость политической системы и игнорирование проблем.
Система
двух с половиной партий - по существу
разновидность двухпартийной
Ярким примером такой партийно-политической системы может служить ФРГ, где третья партия - Свободная демократическая партия (СДП) - обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести порой весьма существенные коррективы в привычную игру двух основных политических партий - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Христианско-демократический союза и Христианско-социальный союза (ХДС/ХСС). При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух “сильных” политическую партию, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более слабую третью.
Роль третьей политической партии - быть балансом между основными позволяет ей предопределять успех одной партии, тем самым обрисовав контуры правительственной коалиции. Поэтому значение этой политической партии несоизмеримо выше в определенных условиях, чем, возможно, двух основных. Несмотря на ее очевидную подчиненную роль, она может оказывать существенное влияние как на политику своего "старшего брата", так и на правительственные действия в целом.
Наличие
третьей партии (левого направления)
вызывает:
- увеличение социальной ответственности
двух остальных основных партий, в том
числе по инициализации и финансированию
различных социальных программ;
- более четкое разграничение программ
двух партий с целью их индивидуализации
и создания условий для привлечения новых
членов;
- создание условий для блокирования появления
партий по национальному или религиозному
признаку;
- увеличение ответственности при проведении
внешнеполитической деятельности;
- повышение интереса беспартийного населения
к политическим партиям.
Достоинства
и недостатки данной системы аналогичны
двухпартийной системе.
Становление партийно-политической системы современной Российской Федерации происходит в условиях полной трансформации как экономики, так и общества в целом.
Современная партийно-политическая система Российской Федерации берет свое начало с 1993 года, когда новая конституция Российской Федерации провозгласила становление новой российской государственности.
Всего выделяют три основных этапа становления партийной системы современной России:
1) этап формирования предпосылок с 1988 по 1993 г.;
В данный период происходит ликвидация однопартийной системы путем раскола коммунистической партии, а также формирование и усиление демократической партии, что ознаменовывало переход от авторитарной к демократической партийно-политической системе и от однопартийной к двухпартийной.
2)этап формирования партийно-политической системы соревновательного (конкурентного) типа с 1993 по 2000 г.;
В РФ зародилась и активно стала участвовать в общественной жизни многопартийная система, в данный период в стране было зарегистрировано максимальное число политических партий - 139.
3) этап формирования и функционирования партийной системы доминантного типа с 2000 г.
Начиная с декабря 1999 и по текущий момент, в РФ прослеживается четкий курс на многопартийную систему с доминантной партией. В данный период произошло принятие закона «о политических партиях» (2001г.), что способствовало установлению нового порядка образования и функционирования политических партий в Российской Федерации.
Закон был направлен на структурирование политического пространства и преодоление чрезмерной фрагментации ППС. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис, - 14, а на текущий момент их количество равно 73.
Этап формирования партийно-политической системы доминантного типа ознаменовался сменой президента, к власти пришел волевой, сильный человек, которому для закрепления своей власти необходимо было создать устойчивый и успешный механизм преемственности своего правления. В качестве этого механизма подразумевалась созданная накануне выборов партия «Единство». Данная партия, впоследствии, обеспечив господство в парламенте, стала крайне полезной на электоральной арене. Таким образом, выбор этого инструмента отчасти носил тактический характер – он давал монополизацию административного контроля над политической повесткой дня и пресекал возможность альтернативной координации элит, не допуская каких-то других политических группировок
Причем данные обстоятельства помимо изменения режима предопределили некоторые долгосрочные выгоды правящей элите, а именно:
- Первое, увеличение легитимности режима за счет патронажа лояльных групп и подавления нелояльных групп, сужая, тем самым поле для альтернатив действующему режиму.
- Второе, это гораздо более простой и эффективный механизм реализации политического курса, приведения в жизнь повестки дня.
Это
не значит, что сам политический
курс властей оказывается
Это был очень хороший замысел с точки зрения стратегов, тех, кто планирует деятельность правящей группы. Если сравнивать процесс создания авторитарного режима с некоторым предприятием, то для создания персоналистского режима не требуется практически никаких инвестиций. Но в то же время он несет за собой очень серьезные риски, и те лидеры постсоветских стран, которые лишились власти в ходе «цветных революций», эти риски ощутили на себе в полной мере. Напротив, создание режима с доминирующей партией требует очень существенных инвестиций, и надо сказать, что российский режим эти инвестиции сделал в полной мере.4
В соответствии со стратегией по формированию режима с доминирующей партией, в последующие годы правящей элитой РФ были приложены усилия для создания доминирования «Единой России» на трех уровнях. Это парламентский уровень, региональный и электоральный, для этого было сделано следующее:
В результате проведенных реформ и предпринятых мер правящей элитой, партийно-политическая система Российской Федерации присущи следующие черты:
а) Наличие многопартийной системы с доминантной партией;
Доминантной партией является «Единая Россия», в качестве типичных примеров остальных партий можно выделить Либерально-Демократическую партию России (ЛДПР) или партию Справедливая Россия.
б) Присутствие высокого барьера для прохождения партий в Государственную думу;
С 2003 года заградительный барьер для прохождения партий в Государственную Думу был поднят до 7%, по мировым меркам высокий барьер.
в) Запрет на предвыборные блоки;
Этот момент довольно сильно способствует достижению электорального доминирования.
г) Наличие «партии власти»;
Присутствие «партии власти» в партийно-политической системе дает возможность политической элите сохранить власть вне зависимости от предпочтения электората.
д) Отсутствие спроса на политическую идеологию;
Стоит отдельно отметить, что сформировавшаяся в 2000 году система с доминирующей партией, слабо представляет многообразие общественных интересов, а выражает в первую очередь интересы политической и экономической элиты России. Такие процессы вполне закономерны, так как происходят в рамках партийно-политической системы, главным актером которой является Кремль, не только определяющий общие правила игры, но и принимающий конкретные решения (или стимулирующий их принятие) в данной сфере5.
Практика оценки эффективности партийно-политической системы современными политологами показывает, что не существует единого стандарта и подхода в оценках эффективности тех или иных партийных систем. Однако важнейшим основанием при анализе являются следующие немаловажные и общепринятые политологами факторы:
а) обеспечение политической системой чуткости к социальным запросам и нуждам населения;
б) возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан;