Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Политическая модернизация стран Западной Европы была связана с ликвидацией абсолютизма и переходом власти к новым социальным группам населения. Эти группы владели средствами индустриального производства. Этот переход происходил двумя путями. Первый – был связан с политическими реформами в политическом управлении и власти. Второй путь был обусловлен социальными революциями, благодаря которым политическая власть переходила от преобладающих групп к политическим элитам нового типа.
CОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38
Свобода, по Калиновскому не только своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, но и - своя религия, своя вера. Такой верой для белорусского мужика является униатство.
Свою страстную проповедь в защиту униатской церкви, которая составила содержание шестого номера «Мужицкой правды» католик Калиновский подписал так: «Этого от души вам желает ваш брат, такой же самый от дедов-прадедов мужик, как и вы, но еще униатской веры - Ясько-гаспадар из-под Вильно». К униатству Калиновский обращается и в следующем, седьмом и последнем, номере «Мужицкой правды.
В целом же Калиновский постоянно обращается к религии и вере, к имени Бога. Даже если сам Калиновский не был истинно верующим, что, впрочем, не обязательно, понятно, что простой крестьянин оставался в большинстве христианином, и именно на него ориентированы постоянное обращение к Богу,
Обращение
же и борьба именно за униатство
служила национальной идее, укреплению
самосознания именно белоруса. Обычной
в то время была политика записывать
православных в русские, а католиков
- в поляков, так что своя вера,
униатство, помогала доказать, что существует
и еще одна нация, белорусская, равноценная
остальным. К тому же своя вера объединяет
народ, сплачивает его и в данном
случае помогает самому народу вспомнить
или даже осознать свою индивидуальность.
3.3
Социальный идеал в
трудах К.Калиновского
Калиновский
не был националистом, но он был ярым
патриотом своей родины, о чем
свидетельствуют и его
- Каго любишь?
- Люблю Беларусь.
- Так взаимно!
Калиновский первый начал издавать газету на белорусском языке - «Мужицкую правду», он всегда заботился и ратовал за дело родины, отечества. Всегда отстаивал интересы Беларуси при обсуждениях и спорах в Комитетах повстанцев. Он мечтает о том времени, когда «мать-родина засияет более сильной, возродится более счастливой, чем была когда-нибудь».
По словам Я. Гейштара, «Он мог убежать из Вильно, но никогда не допускал мысли про это, потому что считал своей обязанностью, как был первым заговорщиком на Литве, так стать последней жертвой террору Муравьева».
Но не только революцией Калиновский служил Беларуси и народу. Во время периода подготовки восстания он ходил по деревням, лично распространял свою газету, разговаривал с крестьянами, склонял их к восстанию. Очевидно, что такой образованный и преданный Беларуси человек, как Калиновский, так долго живя среди крестьян, не мог не обратиться к собиранию и изучению белорусского фольклора. К сожалению, работ Калиновского не сохранилось, или они еще не найдены, но есть свидетельства современников, В. Брюхнальского и Б. Лимановского.
Органической частью социальной программы Калиновского являются его идеи о воспитании. Насколько большое внимание он уделял этому вопросу видно из высказывания Б. Лимановского, который в «Истории восстания народа польского 1863 и 1864» пишет: «Образование и организацию народа считал самым важным делом».
В
«письмах из-под виселицы» он дал
глубокую, заостренную критику
По его мнению, существующий социальный строй не может обеспечить детям правильное воспитание и образование. «Разве у нас есть справедливая наука в школах, - писал он, - которая учит жить без обиды для другого»?
Более того, К. Калиновский ясно видел, что господствующие классы закрывают крестьянам и их детям доступ к науке и культуре, совершенно не заботятся об образовании и воспитании крестьянских детей. В «Приказе к народу земли литовской и белорусской» он, обращаясь к крестьянам, писал, что царь, «господству над вами и, угнетая вас сам, да позволял угнетать вас каждому, не учил вас ни читать, ни писать». Поэтому и в будущем, если положение коренным образом не изменится, вряд ли можно будет «от него (царского правительства) надеяться на что-нибудь лучшее для нас или для детей наших».
Калиновский решительно выступал против реакционных утверждений, что только избранные способны к образованию, занятию и наукам и т.д. «Прошли уже те времена, когда казалось всем, что мужицкая рука годится только для сохи, - писал он в первом номере «Мужицкой правды» - теперь настало такое время, что мы сами сможем писать. Пусть узнают (паны), что мы можем не только кормить хлебом своим, но еще и учить своей мужицкой правде».
Широкое распространение просвещения, Калиновский связывал с коренным изменением социально-политических отношений. Он был убежден, что только революция откроет народу доступ к образованию и культуре. Пока нет свободы, говорил он, «у нас ничего не будет - ни справедливости, ни богатства, ни науки».
Заботу об образовании и воспитании в будущем обществе возьмет на себя государство: оно будет «устраивать школы», обучать «каждого», т.е. всех детей, и мальчиков и девочек, жить «по правде». Другими словами Калиновский высказывался за всеобщее образование и воспитание, за то, чтобы школа формировала у детей высокие гражданские качества, готовила их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказывался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Как видим, в области воспитания Калиновский выдвинул ряд таких замечательных идей, как идея всеобщего обучения, одинакового образования мужчин и женщин, преподавания на родном языке.
К
сожалению, Калиновский не сумел
на практике воплотить свои идеи об
образовании, но даже в теории они
демонстрируют его высокий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После
написания курсовой работы на тему
«Революционно демократическое
движение в Беларуси 1860 г. К.Калиновский»
можно сделать следующие
Восстание 1863-1864 г. Было смелым ответом на притеснение белорусского народа со стороны царских властей. Последней каплей стала несправедливая аграрная реформа, Крестьянство волновалось, отказывалось подписывать уставные грамоты, поднималось на открытую борьбу с помещиками. В этих условиях в Белоруссии, Литве и Польше начинает разворачиваться национально-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права человека и гражданина.
Патриотический лагерь разделялся на демократов, которые выступали за восстание, и либералов сторонников мирных средств борьбы.
Начало восстания было неожиданным для царских властей, которые сконцентрировали войска в некоторых крупных польских городах. Несмотря на выгодные для революционеров условия они не использовали их для восстания и вооружения своих отрядов. Ошибочная оборонительная тактика, нехватка оружия и военной выучки, разногласия между руководством не позволили повстанцам овладеть значимыми городами и победить противника.
Кастусь Калиновский – вероятно, самая значимая фигура в белорусской истории. И не только потому, что он возглавил восстание 1863-64 года в Белоруссии, не только потому, что принял мучительную смерть за Родину. Самое главное в этой личности – это то, что он стал историческим мостом между древней идеей государственности Великого Княжества Литовского и идеями белорусского национализма 20 века, которые вылились в образование БНР в 1918 году, а их логическим завершением стало образование суверенной белорусской республики в 1991 году.
К сожалению, Константин Калиновский оставил очень небольшое по объему литературно-публицистическое наследие, не известно ни одного теоретического труда, в котором бы белорусский лидер восстания 1863-1864 гг. прямо высказал свои социально-политические взгляды. О них можно судить по семи номерам газеты «Мужицкая правда», трех «Письмах из-под виселицы», отзывах и приказах, его организационно-практической деятельности, а также по воспоминаниям современников.
Если
характеризовать взгляды
К.Калиновский смог организовать наиболее активную и продуктивную деятельность повстанцев, но за свои деяния был арестован и повешен, как и большинство его ближайших товарищей.
В 1943 г. в честь Кастуся Калиновского была названа советская партизанская бригада, являвшаяся одним из наиболее активных соединений в окрестностях Гродно и Белостока. В 1960-е в столице Беларуси городе Минске именем Константина Калиновского названа улица в микрорайоне Восток. В 1995 году в систему государственных белорусских наград введен орден Кастуся Калиновского, описание которого было утверждено президентом страны 15 января 1996 г.
Среди негативных последствий восстания можно выделить то, что белорусский народ, как и раньше не признавался самостоятельным этносам, наш язык и культура считались составными частями русской. До конца 60-х край оставался на военном положении. Была закрыта единственная высшая школа в Белоруссии – Горы-Горацкий сельскохозяйственный институт, и дальнейшие рекомендации об образовании на нашей земле высших учебных заведений отклонялись российским правительством. Кроме того, даже количество гимназий на белорусских землях казалось Муравьеву большим. В учебных и иных учреждениях разрешался только русский язык. Полякам запрещалось в Беларуси и в Литве приобретать имения. В Беларусь направлялись русские чиновники и помещики. Местные власти осуществляли меры, по ограничению влияния в Беларуси католической церкви. Большая часть денег, полученных в Литве и Беларуси в виде штрафов и контрибуций, шла на строительство церквей и содержание православного духовенства.
Но
вместе с тем в результатах
восстания было много положительного.
Под угрозой народной революции
царское правительство было вынуждено
пойти на многие уступки белорусско-литовскому
крестьянству и смягчить для него условия
январской реформы 1861 года. Для восстания
1863-1864 года характерно то, что в нем рядом
польским национально-освободительным
движением образовалось и белорусское,
представителем идей которого был К. Калиновский.
Восстание вызвало большой гражданский
резонанс в России и меж тем привлекло
внимание к белорусскому народу и его
историческим корням, открыло «белорусский
вопрос» и сделало его одной из важнейших
тем исследований и публикаций в 1860-1870
года и стало основным фактором развития
белорусской историографии этого периода.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гронский, А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя / А.Д. Гронский//Беларуская думка.– 2008. - № 2.- С. 82-87.
2 Калиновский, К. Из печатного и рукописного наследия.// Минск.- 1998.
3 Киселева, Я. Новое о Калиновском./Я. Киселева // Неман.- 1975. -№ 4.- С. 34-40.
4 Кiсялеу, Г.В. Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад, прадм., паслясл., і камент./Г. Кісялёу - Минск.-1999. - 459 с.
5 Киштымов, А.Л. Униатство и белорусская национальная идея от Кастуся Калиновского до наших дней/А.Л. Киштымов //Адкрытае грамадства: Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь. – 2002. -№ 2(13).- 18 с.
6 Коялович, М. О. Чтения по истории Западной России/М.О. Каялович. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2006.- 480 с.
7 Кузнецов, И.Н. История Беларуси в документах и материалах / И. Н. Кузнецов [и др.]; под общ. ред. И.Н.Кузнецова. - Минск: Амалфея, 2000.- 272 с.
8
Кузнецов, Н.В. Политическая деятельность
К.Калиновского/Н.В.Кузнецов//
9 Лушчыцкi, I. М. Сацыяльна-палiтычныя погляды К. Калiноускага/ I. М. Лушчыцкi // Полымя.- 1949.- № 8.- С. 78-84.
10 Майхровiч, С. Кастусь Калiноускi i сяслнскае паустанне 1863 г. /С. Майхровiч // Работнiца i сялянка.-1963. - № 1.- С. 22 – 34.
11 Паноу, С. В. Матэрыялы па гісторыі Беларусі/С.В. Паноу - Минск: Аверсэв, 2003.- 168 с.