Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:16, курсовая работа
Политическая модернизация стран Западной Европы была связана с ликвидацией абсолютизма и переходом власти к новым социальным группам населения. Эти группы владели средствами индустриального производства. Этот переход происходил двумя путями. Первый – был связан с политическими реформами в политическом управлении и власти. Второй путь был обусловлен социальными революциями, благодаря которым политическая власть переходила от преобладающих групп к политическим элитам нового типа.
CОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Кастусь Калиновский и его социальное окружение……………....5
1.1Становление революционно-демократического движения на
территории Беларуси…………………………………………………5
1.2 Жизненный путь К. Калиновского и восстание 1863-1864 гг……7
1.3 Арест, суд, казнь……………………………………………………...14
Глава 2 Печатная деятельность Кастуся Калиновского……………………17
Глава 3 Социальные и политические идеи Кастуся Калиновского 21
3.1 Государство в трудах К. Калиновского…………………….............21
3.2 Свобода в трудах К. Калиновского…………………………............26
3.3 Социальный идеал в трудах К. Калиновского…………..................31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………………....38
Восстание
1863 года по своим целям было буржуазно-демократической
революцией. Оно было направлено против
самодержавия, остатков крепостного
права, национального гнета и
сословного неравенства. Оно вынудило
царское правительство пойти
на более выгодные условия проведения
крестьянской реформы в Белоруссии
и Литве. Восстание оказало большое
влияние и на оживление революционного
движения в России и Западной Европе,
содействовало пробуждению
Оба печатных органа, выпускавшиеся Калиновским и его друзьями, по своему содержанию являлись революционно-демократическими, но между ними были и существенные различия. «Знамя свободы» предназначалось для польского населения в Белоруссии и Литве, и потому в этом органе большое место уделялось истории Польши, причинам ее падения, разъяснению путей возрождения. Газета подчеркивала, что свободная Польша может возникнуть только в союзе с революционной Россией, на основе равенства своих сынов. Газета призывала всех граждан, искренне любящих отечество и свободу, к согласованной деятельности, борьбе. В качестве знамени и программы восстания выдвигался принцип равноправия всех сословий и вероисповеданий без ущерба чьей бы то ни было собственности и свободы совести». Определяя пути реализации этой программы, газета указывала, что ее можно осуществить «не парламентарной политикой, не дипломатическими спекуляциями, а только действием». Под действием понималось восстание в союзе с революционными силами русского народа.
Особое значение в пропаганде идей революционного демократизма в Белоруссии имела «Мужицкая правда» Всего вышло 7 номеров, из них 6 в 1862г. и еще один в начале 1863г., когда и вспыхнуло восстание.
По существу это была первая белорусская газета, и сам факт обращения к крестьянству с вольным, правдивым словом на его родном языке — огромная заслуга Калиновского и его соратников. Это вместе с тем доказательство пробуждения национального самосознания белорусского народа.
«Мужицкая
правда» - написанная простым, образным
языком, разоблачала грабительский
характер царского самодержавия и призывала
белорусский народ к
Первые номера «Мужицкой правды» появились в Брестском повете в середине июля 1862г. Об этом известил гродненский губернатор министру внутренних дел 10 августа 1862г. Царский министр сразу же потребовал расследования с целью разузнать «кем и откуда распространяется и где именно печатаются листки «МП»». В своем докладе министру от 17 сентября 1862г. гродненский губернатор оповестил, что были проведены самые усердные поиски, которые так не к чему и не привели.
«МП» печаталась в подпольной типографии сначала в Белостоке, а потом в Вильне Автором и редактором большей части ее номеров был К. Калиновский. Вместе с ним принимали участие в издании и распространении газеты В. Врублевский, Б. Шварц, Ф. Рожанский, Ф. Томашевич, М. Петровский и другие участники восстания.
Интересные факты об издании и распространении «МП» приводит в своей книге «К. Калиноуски у паустанни 1863г.» А. П. Смирнов. На основании анализа богатого архивного материала автор убедительно показал, что «МП» была известна на территории почти всей Беларуси. Ее тираж составлял 3000-4000 экземпляров. Первые шесть номеров выходили периодичностью приблизительно один номер на месяц.
«МП» печаталась на белорусском языке латинским шрифтом на двух боках бумаги размером около печатного листа. Каждый номер начинался характерным обращением до читателей – «Дзяцюки!» - и подписывался популярным псевдонимом К. Калиновского – «Яська – гаспадар з-пад Вильни».
Каждый номер «МП» был посвящен преимущественно какому-либо одному с насущных вопросов того времени. Так первый номер газеты дает резкую критику реформе 1861г., показывает, что обещания царя дать землю и волю народу – это полная ложь, пустые слова.
Второй номер «МП» был полностью посвящен разъяснениям причин социальной неровности в самодержавном обществе и несправедливости сбора с крестьян налога и различных поборов. Газета призывала готовить силы для борьбы с царским правительством.
Третий номер «МП» посвящен борьбе за политическую свободу крестьян.
Четвертый номер «МП» посвящен разоблачению антинародной сущности самодержавной власти.
В пятом номере «МП» специально останавливается на разъяснении роли армии в крепостнической России, призывает срывать рекрутские наборы.
Шестой номер «МП» сильно отличается от всех предыдущих, как по содержанию, так и по форме толкований. Он посвящен защите униатской веры, и весь насыщен религиозно-мистическим духом. Авторы считали, что единственной справедливой верой надо считать униатскую, веру наших дедов и прадедов.
Седьмой и последний номер «МП» вышел в свет весной 1863г., после значительного перерыва. Газета подводит, будто бы заключение всем своим прежним размышлениям об антинародной сущности самодержавно-крепостнического строя и призывает белорусов поддержать восстание, которое началось в Польше.
Следует сказать о том, что «Мужицкая правда» пользовалась большой популярностью у читателей. Ее идеи находили живой отклик в сердцах широких масс крестьянства Беларуси, недовольных реформой 1861г. Причем, это вынуждены были признать даже русская реакционная пресса.
Оценивая роль и место «МП» К. Калиновского в белорусской истории, надо сказать, что на протяжении продолжительного времени она являлась объектом острых идейных споров. Представители разных лагерей общественного мнения, стремились дать каждый свою оценку деятельности группы Калиновского и его печатного органа.
Разноречивость
общественной действительности, в которой
разворачивалась деятельность Калиновского,
вызвала противоречивость, непоследовательность
и время от времени серьезные
ошибки в его взглядах и практической
деятельности. Об этом говорит то, что
на страницах «МП» мы находим
идеализацию прошлого белорусского
народа, неправильное объяснение причин
появления крепостнического права,
восхваления униатской веры. «МП»
допускало ошибку в оценке характера
польского восстания 1863г. Шляхетское
национально-освободительное
Тем
не менее, при всех слабостях и
узости мировоззрения, К. Калиновский
был и остается искренним и
самоотверженным борцом за счастье
белорусского народа, учеником и последователем
великих русских революционеров
демократов, а «Мужыцкая прауда», которую
он писал, редактировал и распространял
– примечательным документом героической
эпохи 60-х годов в Беларуси.
3.1
Государство в трудах
К.Калиновского
В публицистике Калиновского серьезное внимание обращено на государство. Хорошо понимая роль государства в современном ему крепостническом обществе, он связывал освобождение крестьянства, всех трудящихся с переходом государственной власти в руки народа. О назначении демократической власти в новом обществе он в четвертом номере «Мужицкой правде» писал так:
«Для того чтобы была справедливость и правда на свете, а злые люди не своевольничали и насилия другим не чинили, имеется правительство, которое собирает подати, устраивает школы, учит каждого жить по правде, устанавливает суд; а если что не помогает и делается несправедливость, то нанимает войско и таким образом оберегает каждого от беды и разорения. Вот для чего правительство надо. И как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше. И не удивительно, потому что не народ существует для правительства, а правительство для народа
Высшая цель демократического государства, указывал Калиновский в «Письмах из-под виселицы», - забота об интересах народа: «А правительство наше должно быть ко всему чутким, чтобы малейшую возможность использовать для народного блага.
Калиновский
постоянно критикует
В
«Листах из-под виселицы»
Калиновский не хотел возрождать прошлое, он знал, что и тогда все было, не так хорошо, не так, как ему хотелось бы. По словам Ратча, «Он хотел видеть Литву не с возобновленными на новый лад старыми шляхетными традициями, но Литву, которую он мог бы пересоздать с всеобщим уравнением прав и состояний, на новых началах коммунистических бредней, проповедуемых Герценом и К.» И сам Калиновский говорил: «Государство, которое строим, имеет связь с давними традициями, но принимает во внимание сегодняшнее состояние народа, принимает во внимание результаты его мысли».
Каким же хотел видеть новое государство Калиновский? Проанализировав критику московского порядка, можно сделать вывод, что правильное государство, это такое, где все граждане свободны и равны, нет крепостных и безземельных крестьян; вместо рекрутчины существует обязательная для всех воинская повинность с небольшой продолжительностью службы; невысокие налоги, идущие на благо народа и государства, а не содержание царя и верхушки общества; существует равноправие исповеданий и национальностей; есть правда и справедливость в суде; у человека есть уверенность в своей защищенности, в том, что его не обидят; справедливая наука в школе, которая учит жить без обиды другого; правительство в таком государстве думает о людях, чтобы они могли жить счастливее.
Реализацию
подобного государства