Еще
одна особенность заключается в
том, что децентрализация государственной
власти, перенос центра политического,
экономического и культурного влияния
в горизонтальные структуры регионов
способствовало значительному возрастанию
роли региональных политических лидеров.
Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались
населением, поэтому старались завоевать
их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина
региональные политические лидеры ощущали
себя полновластными хозяевами «своих»
субъектов федерации. Как отмечает М.Урнов,
эффективное вмешательство федерального
центра «в дела регионов было практически
невозможным. Регионы спокойно издавали
законы, противоречащие Конституции РФ;
губернаторы устанавливали контроль над
«лакомыми кусками» региональной экономики…;
«душили» политическую оппозицию и независимые
региональные СМИ и пр.»9
Политические
реформы В.В.Путина способствовали
ослаблению негативного влияния
региональных политических лидеров
на экономическую и политическую
ситуацию в стране, поставили их в зависимость
от федерального центра.
Р.Т.Мухаев
отмечает следующие особенности
политического лидерства в современной
России: лидеры не выполняют свои обязанности,
т.к. не разработана стратегия развития,
не происходит интеграции масс вокруг
общих целей и ценностей, общество не защищено
от беззакония и самоуправства бюрократии;
политические лидеры посткоммунистического
типа приспосабливаются к новым условиям
деятельности, формируются «политические
мутанты», соединяющие в себе черты различных
стилей; политико-культурная ориентация
лидеров на власть характеризует их как
эгоцентричных политиков, что проявляется
в приоритетном удовлетворении личных
потребностей.10
Одной
из проблем российского общества
является выявление номинального и фактического политического
лидерства. Значительную роль и при демократических
режимах в формировании государственной
политики нередко играют неофициальные
советники высших должностных лиц, которых
часто называют «серыми кардиналами».
Среди них люди, не занимающие официальных
постов, но имеющие доступ к ключевым политическим
фигурам; а также действительные политические
лидеры, которые по своему влиянию могут
превосходить иных министров и других
официальных лиц. В российском обществе
в настоящее время складывается новая
политическая ситуация. С одной стороны,
продолжают существовать немало руководителей,
не обладающих качествами политических
лидеров. Часть из них была «рекрутирована»
еще в дореформенное время, часть позднее,
по старой технологии. Сосредоточив в
своих руках власть на разных уровнях,
эти люди не пользуются у граждан политическим
авторитетом. С другой стороны, в руководстве
на первые позиции выдвинулись люди, обладающие
качествами лидеров. Наконец, демократизация
общества привела к появлению новой плеяды
политических лидеров, вышедших на арену
политической борьбы иными методами (альтернативные
выборы, участие в массовых демократических
движениях, митингах). Особенность этого
процесса состоит в том, что он позволил
выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам,
а не аппаратчикам.
Исследователи,
основываясь на мировом опыте, полагают,
что в России возможны, по крайней
мере, три сценария дальнейшего развития
событий.
1.
Вследствие ряда причин социальная
база массовых демократических движений
разрушается, поле деятельности «новых
лидеров» существенно ограничивается
или же совсем пресекается. В итоге они
перестают выполнять роль альтернативной
демократической силы по отношению к традиционному
аппарату. В этом случае процесс становления
демократического института лидерства
в лучшем случае откладывается до неопределенного
времени.
2.
Массовые демократические движения
сохраняются, но их деятельность
постепенно формализуется, жестко
регламентируется и фактически огосударствляется.
Они становятся колесиками и винтиками
традиционной бюрократической машины.
Лидеры и активисты этих организаций врастают
в аппарат и на деле превращаются в чиновников.
«Новые лидеры», работающие в представительных
и исполнительных органах власти, столкнувшись
с трудностями реализации своих идей,
принимают традиционные правила игры
и фактически перестают выполнять свои
лидерские функции.
3.
Процесс демократизации общества
идет дальше, осуществляется коренная
реформа политической системы. Устанавливается
устойчивый, самовоспроизводящийся институт
политического лидерства: разветвленная
по вертикали и горизонтали своеобразная
сеть политических лидеров различных
уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая
друг с другом, они способствуют осуществлению
контроля за деятельностью всех элементов
власти (в том числе и высшего), включению
различных групп общества в политический
процесс.
Выводы
Для
современного российского государства
все острее встает проблема становления
квалифицированной, высокопрофессиональной
политической элиты, которой могло бы
доверять население. Такую элиту необходимо
российскому обществу создавать, прилагая
значительные усилия для того, чтобы с
помощью демократических и юридических
норм и механизмов проводить своеобразную
"селекцию" новых политиков, имеющих
государственное мышление и способных
взять персональную ответственность за
преобразования в стране.
Элита должна сыграть важную
роль в обеспечении курса инновационного
развития современной России.
Подлинно
национальная элита в идеале должна
стать элитой заслуг (меритократией), элитой
ответственности, а не элитой привилегий.
Ответственная
часть элиты России должна быть заинтересована
в стабильности общества и его поступательном
развитии, в преодолении зародившегося
еще в индустриальную эпоху «бюрократического
комплекса» веры в непогрешимость собственного
знания, пренебрежительного отношения
к «низам», ценностям национальной культуры.
Только такая элита будет добиваться взаимопонимания
политических сил, гражданского мира,
развития гражданского общества, местного
самоуправления, постоянно стремиться
к достижению новых практических результатов.
В противном случае нельзя исключить новые
социально-политические потрясения и
застой в развитии страны.
Таким
образом, важнейшими условиями эффективного
политического руководства обществом
является качество элиты, совершенствование
системы отбора лидеров и повышение политической
активности масс. А в целом эти факторы
являются залогом успешного функционирования
политической системы и общества в целом.
Использованная
литература:
- Галечян,
A.M. Современная российская
политическая элита как субъект
модернизации: объективные и субъективные
факторы // Вестник Московского университета.
- 2008. - N 3. - С. 87-89
- Гаман-Голутвина,
О.В. Политическая элита – определение
основных понятий. // Полис. 2000. - № 3. - С. 96–103.
- Заславская,
Т.И. Современное российское общество:
Социальный механизм трансформации: Учебное
пособие / Т.И. Заславская - М.: Дело,
2004. – 400с.
- Ирхин, Ю.
В. Политология : учебник / Ю. В. Ирхин. -
М.: Экзамен, 2006. -686 с.
- Исаев, Б.
А. Политические отношения и политический
процесс в современной России : / Б. А. Исаев,
Н. А. Баранов. - Санкт-Петербург: Питер;
Питер-Пресс, 2008. - 394 с.- (Учебное пособие)
- Коломийцев,
В. Ф. Элита и лидер в гражданском обществе
/ В. Ф. Коломийцев // Гражданин
и право. - 2009. - N 8. - С. 3-10
- Крыштановская, О. Анатомия российской элиты/О.
Крыштановская— М.: Захаров, 2005. - 384 с.
- Мухаев, Р.Т.
Теория политики / Р.Т. Мухаев - М.: Юнити-Дана,
2005. – 623 с.
- Нигматулин,
В. З. Политико-административная элита
в процессе формирования и реализации
национальной и региональных инновационных
систем / В. З. Нигматулин // Власть. - 2010.
- N 9. - С. 82-85
- Теория политики:
/ Баранов Н. А; под ред. Б. А. Исаева. - Санкт-Петербург:
Питер, 2008. - 460 с.- (Учебное пособие)
- Чирикова,
А. Е. Региональные элиты России : учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений / А. Е. Чирикова. - Москва: Аспект
Пресс, 2010. – 270 с.