Институт гражданства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, а так же достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность 6
2. Принципы российского гражданства 8
3. Основания и порядок приобретения российского гражданства 10
4. Основания и порядок прекращения российского гражданства 19
5. Производство по делам, связанным с установлением и пересмотром отношений гражданства 21
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по КПР.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Указом  Президента РФ от 10.04.1992 № 386 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.10

      Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение гражданства должно иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.

      Если  заявитель не может подписать  заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации.

      Оформление  заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации  производится органом внутренних дел  Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами Российской Федерации - соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

      При наличии надлежащим образом оформленных  документов, удостоверяющих невозможность  личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.

      При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации  уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается  законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.

      Орган внутренних дел Российской Федерации  либо дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской Федерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.

      Заключения  и представления по вопросам гражданства  Российской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

      Срок  рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать  шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

      Срок  подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

      Гражданство Российской Федерации считается  приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации.

Исполнение  и обжалование  решений по делам  о гражданстве  Российской Федерации.

        Глава 6 закона «О гражданстве»11 определяет органы, исполняющие решения по делам о гражданстве Российской Федерации:

●       Министерство внутренних дел Российской Федерации и его соответствующие органы,

● Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации.

      Лицам, которые приобрели в установленном  порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел  Российской Федерации выдаются удостоверения  личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации - паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.

      Проживающим на территории Российской Федерации  лицам, у которых гражданство  Российской Федерации прекращено и  которые при этом не состоят в  гражданстве другого государства, органами, внутренних дел Российской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

      Контроль  за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации  осуществляется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией.

      Решения полномочного органа об отказе в регистрации  приобретения или прекращения гражданства  Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации  могут быть обжалованы в месячный срок в суд.

      Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц,, полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, либо в суд. 12 
 

                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Заключение

      Институт  гражданства является очень важной частью российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.

              Действующая Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации» являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

            Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее историко-политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящим.

            Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно - правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

            

       Стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:

1. нарушения  прав лиц, имеющих право на  гражданство по рождению; данные  нарушения заключаются в том, что лицам не предоставляют гражданство, поскольку они находились в течение конкретного времени за пределами страны, хотя они имеют на него право в силу рождения;

2. нарушения при выдаче паспортов граждан России и в практике изъятия последних;

3. нарушения из-за неспособности сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, оперативно реагировать на изменяющее законодательство в сфере гражданства.

         В ходе создания данной работы и рассмотрения поставленных вопросов я пришла к выводу, что гражданство является одним из основных показателей «здоровья» всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Использованная ЛИТЕРАТУРА: 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

3.Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"

4. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве

Российской Федерации».

5. Федеральный закон Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

6. Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждено Указом Президента РФ от 10.04.1992 N 386.

7.  Инструкция по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждена Приказом Министра МВД РФ  30.06.1994 N 330.

8.   Декреты Советской власти. — М.: Гос. издательство политической литературы, 1957. — Том 1. 

9. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России” М.: Юристъ, 1995.

10.   Конституционный статус гражданина, Москва, 1989.

11. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации” М. : ИНФРА-М, 1996.

12. М.Ю. Яковлева, А.А. Рождествина. - М.:Юрайт-Издат, 2007.

13.  Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996.

14.Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности.»

Российская  газета . - 2008 г. - 16 апреля.(Поправка к перечню опубликована 1 августа 2008 г.)

15. Федеральный список экстремистских материалов. Российская газета. -  28 августа 2009 г.

Информация о работе Институт гражданства в Российской Федерации