Институт гражданства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, а так же достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность 6
2. Принципы российского гражданства 8
3. Основания и порядок приобретения российского гражданства 10
4. Основания и порядок прекращения российского гражданства 19
5. Производство по делам, связанным с установлением и пересмотром отношений гражданства 21
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по КПР.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агенство морского и  речного и речного  транспорта

ФГОУ  ВПО ВГАВТ

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин 

                                                  

                                                 

                                                    Курсовая работа

По  дисциплине Конституционное государственное право Российской Федерации

На  тему: Институт гражданства  в Российской Федерации 
 
 
 
 

                                                     Выполнила студентка 2 курса, группы ДЮ-21

                                                                                                Печенкина Альбина

                                                                                 (зачетная книжка № 097615) 
 

                                               Научный руководитель: Старший преподаватель

                                                 Кафедры государственно-правовых  дисциплин

                                                                                        Гусева Оксана Юрьевна 
 

                                             Нижний Новгород, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение   3
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность 6
2. Принципы российского гражданства 8
3. Основания и  порядок приобретения российского  гражданства 10
4. Основания и  порядок прекращения российского  гражданства 19
5. Производство  по делам, связанным с установлением  и пересмотром отношений гражданства 21
  Заключение   25
Литература   27
 

 

Введение.

      До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин  России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

      1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,

      2. инородцев (евреи и восточные  народы), финляндских обывателей.

      Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два  сословия - лица податного состояния  и лица неподатного состояния. С  принадлежностью к той или  иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

      Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал  и не основывалось на юридическом  равенстве граждан,  как уже  было в значительном количестве развитых европейских стран.

      Крушение  царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 года1 не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

      Декрет  ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным  Советам. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

      Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность  к гражданству иностранного государства. Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года  закрепил ряд новых положений. Теперь  гражданами  СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

      В дальнейшем, изменения в положении  СССР (например, присоединение к  Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и так далее.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

      Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип  гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

      Принятый  на основе новой Конституции Закон  о гражданстве СССР 19782 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом,  по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах  гражданства.

      Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон «О гражданстве» СССР от 23 мая 1990 года.

      Гражданство является одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

              Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

На сегодняшний  день институт гражданства имеет  большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано  с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству существенно возрос в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.

                Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

        Данная курсовая работа состоит из введения, в котором раскрыта предыстория и  сама история становления российского гражданства. В основной части так же раскрыто понятие термина «гражданство», исследована сущность института гражданства, изложены его основные принципы. Рассмотрены такие вопросы, как: порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, исследована система государственных органов, ведающих делами о гражданстве.

        В конце работы представлено  заключение о рассмотренном институте  гражданства и о проделанной  работе в целом. 

      Целью работы является исследование института  гражданства как одного из главных  факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, а так же достижений российской юриспруденции  современного научного представления о юридической природе гражданства. 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность.

      Объем прав и свобод, которыми человек  может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых  на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости  от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность.

          В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют.   

 Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"3 определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся  в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Из  этого определения исходят главные  черты, характеризующие гражданство.

      Гражданство является правовым состоянием, ибо  совокупность лиц, проживающих на территории государства  образует демографическую  категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении. Личность, являясь первичным носителем гражданства, является в то же время частью целого, то есть общества, составляющего государство, проецирующее на себя все свойства гражданства. Но и сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, так как если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы, но объединенных общими стремлениями к совместной жизни отношений гражданства.

Гражданство является звеном между народным суверенитетом  и свободой личности. Это непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.

Информация о работе Институт гражданства в Российской Федерации