Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Целью работы является исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, а так же достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
Введение 3
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность 6
2. Принципы российского гражданства 8
3. Основания и порядок приобретения российского гражданства 10
4. Основания и порядок прекращения российского гражданства 19
5. Производство по делам, связанным с установлением и пересмотром отношений гражданства 21
Заключение
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агенство морского и речного и речного транспорта
ФГОУ ВПО ВГАВТ
Юридический факультет
Кафедра
государственно-правовых
дисциплин
По дисциплине Конституционное государственное право Российской Федерации
На
тему: Институт гражданства
в Российской Федерации
Выполнила студентка 2 курса, группы ДЮ-21
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 | |
1. | Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность | 6 |
2. | Принципы российского гражданства | 8 |
3. | Основания и порядок приобретения российского гражданства | 10 |
4. | Основания и
порядок прекращения |
19 |
5. | Производство
по делам, связанным с установлением
и пересмотром отношений |
21 |
Заключение | 25 | |
Литература | 27 |
Введение.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:
1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,
2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 года1 не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.
В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и так далее.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 19782 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон «О гражданстве» СССР от 23 мая 1990 года.
Гражданство является одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
На сегодняшний
день институт гражданства имеет
большое значение для повседневной
государственно-правовой деятельности.
В первую очередь это связано
с провозглашением в Российской
Федерации человека, его прав и свобод
высшей ценностью, формированием новой
концепции «личность-государство-
Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Данная курсовая работа состоит из введения, в котором раскрыта предыстория и сама история становления российского гражданства. В основной части так же раскрыто понятие термина «гражданство», исследована сущность института гражданства, изложены его основные принципы. Рассмотрены такие вопросы, как: порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, исследована система государственных органов, ведающих делами о гражданстве.
В конце работы представлено
заключение о рассмотренном
Целью
работы является исследование института
гражданства как одного из главных
факторов взаимоотношений государства
и личности; формулирование на основе
положений действующего законодательства
РФ, а так же достижений российской юриспруденции
современного научного представления
о юридической природе гражданства.
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность.
Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность.
В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют.
Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"3 определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Из
этого определения исходят
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении. Личность, являясь первичным носителем гражданства, является в то же время частью целого, то есть общества, составляющего государство, проецирующее на себя все свойства гражданства. Но и сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, так как если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы, но объединенных общими стремлениями к совместной жизни отношений гражданства.
Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Это непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.
Информация о работе Институт гражданства в Российской Федерации