Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Целью работы является исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, а так же достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
Введение 3
1. Понятие гражданства. Гражданство как общественная ценность 6
2. Принципы российского гражданства 8
3. Основания и порядок приобретения российского гражданства 10
4. Основания и порядок прекращения российского гражданства 19
5. Производство по делам, связанным с установлением и пересмотром отношений гражданства 21
Заключение
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической Родиной.
Третьим основанием приобретения гражданства является восстановление в гражданстве. Оно, согласно статье 15 закона «О гражданстве», касается лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Восстановление в гражданстве является одним из оснований его приобретения.
Для восстановления в гражданстве требуется:
1. достижение совершеннолетия (18 лет);
2. дееспособность;
3. непрерывное
проживание на территории
4. обязательство
соблюдать Конституцию и
5. отказ от
иностранного гражданства (за
исключением случаев, когда
6. владение русским языком, достаточное для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.
Закон « О гражданстве» года предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (статья 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации, то есть экстремисты и террористы; согласно Федеральному закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности»6 экстремистской деятельностью признается:
деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
– насильственное
изменение основ
– подрыв безопасности РФ;
– создание независимых вооруженных формирований;
– осуществление террористической деятельности;
– возбуждение расовой, национальной и социальной розни, связанной с насилием и призывами к насилию;
– унижение национального достоинства;
– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
– публичные
призывы к осуществлению
– финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонных, факсимильных и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных выше лиц через государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законами РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из России.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам по решению судьи, а за совершение правонарушений при въезде в РФ – соответствующими должностными лицами.
в) использовали
подложные документы или
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются
в уголовном порядке
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Одним из традиционных способов приобретения гражданства является оптация, то есть выбор гражданства при изменении государственной границы государства. Оптация может быть как основанием приобретения, так и утраты гражданства. Если какая-либо часть государства согласно международному договору переходит к другому государству, или наоборот, присоединяется к нему, всем гражданам, населяющим соответствующую территорию, будет предоставлено право решить вопрос, остаются ли они гражданами данного государства или нет. Решение вопроса о приобретении или утрате гражданства в том числе решается не в отношении каждого индивидуально, а сразу в отношении всех проживающих на данной территории.
Подобные случаи имели место в нашей истории. Учитывая, что Российская Федерация имеет открытый характер, теоретически можно предположить, что какое-либо государство пожелает войти в состав Российской Федерации. Подобный процесс урегулирован Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации»7
Согласно международному правовому договору будет решаться вопрос о гражданстве лиц, которые пожелают сохранить прежнее или получить новое гражданство.
Необходимо отметить,
что с оптацией нельзя смешивать
своеобразный выбор гражданства, который
имеет место при
Разумеется, и оптация может быть
связана с принципом
4. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
В ст.22 Закона8 определены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:
а) вследствие выхода из гражданства;
б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;
в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Далее, в статьях 23, 24 Закона раскрывается порядок применения выше указанных оснований прекращения гражданства Российской Федерации:
Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:
а)
по ходатайству гражданина в порядке,
установленном настоящим
б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке - при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи.
Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации.
При этом выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
а)
после получения повестки о призыве
на срочную военную или
б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Согласно статье 24 Закона решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.
Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Отмена
решения о приеме в гражданство
Российской Федерации возможна в
течение пяти лет после приема.
5. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
В соответствии со статьей 32 Закона9 заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Информация о работе Институт гражданства в Российской Федерации