Гражданство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации” имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Содержание

Введение_______________________________________________1 стр.
1. Общие положения по гражданству_______________________2 стр.
1.1 Основные принципы гражданства____________________2 стр.
1.2 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет__________________________________________________5 стр.
2. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ__________________________________________________6 стр.
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц__________________________________10 стр.
4. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве РФ_________________________________________________11 стр.
5. Особый институт двойного гражданства_________________14 стр.
5.1 Статья 62 Конституции РФ_______________________17 стр.
5.2 Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде_______________________________________23 стр.
6. Действие уголовного закона в пространстве______________24 стр.
6.1 Статья 61 Конституции РФ_______________________30 стр.
6.2 Статья 13 УК РФ_______________________________32 стр.
Заключение_________________________________________35 стр.
Список использованной литературы____________________36 стр.
Приложение___________________________________________37 ст

Работа содержит 2 файла

Институт гражданства.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые предусмотрены законодательством этого государства. Это, в частности, подтверждается правилом ч. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства от 7 сентября 1995 г., согласно которому лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. Отсюда следует, что российский гражданин, имеющий гражданство Таджикистана, постоянно проживающий на территории России, пользуется в полном объеме правами и свободами и несет обязанности гражданина Российской Федерации.
Некоторые негативные последствия двойного гражданства, касающиеся дипломатической защиты лиц с двойным гражданством, прохождения ими воинской службы, могут быть устранены посредством двусторонних соглашений.
 

Согласно ст. 6 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан лица, имеющие гражданство обеих государств, вправе пользоваться защитой и покровительством любой стороны. Защита и покровительство для таких лиц в третьем государстве предоставляется либо Россией, либо Таджикистаном в зависимости от места их постоянного проживания. Наряду с этим лицо с двойным гражданством, имеющее, например, постоянное местожительство в Таджикистане, может обратиться с просьбой о предоставлении защиты и покровительства к властям России.
 

Указанным договором урегулированы и вопросы выполнения воинского долга лицами с двойным гражданством. Стороны согласились в том, что такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают на момент призыва.
 

Лица, прошедшие службу в соответствии с законодательством России, не подлежат призыву на военную службу в Таджикистане, и наоборот. Такие лица считаются выполнившими свой долг в отношении обоих государств. Это же правило распространяется и на выполнение обязанностей военнослужащего запаса.
Представляется, что заключение международных договоров с иностранными государствами, о которых упоминается в ч. 2 ст. 62 Конституции, может служить эффективным инструментом устранения негативных последствий двойного гражданства.
 

В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей.

Положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.
 

Документальным подтверждением гражданства иностранного государства может служить согласно ст. 24 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г. действительный заграничный паспорт или заменяющий его документ.
Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, может служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел (ч. 1 ст. 5 названного закона).
К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств, принадлежности к гражданству другого государства.
 

Определяя права и обязанности иностранных граждан, российское законодательство исходит из того, что они равны перед законом независимо от происхождения, официального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.
 

Объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит от того, проживают ли они в Российской Федерации или находятся здесь временно, согласно Закону “О правовом положении иностранных граждан в СССР (с изменениями на 17 февраля 1998 года).
 

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими нормативными актами. При этом ни Конституция, ни действующее законодательство не проводят различия между иностранными гражданами и лицами без гражданства. Объем их прав и обязанностей одинаков.
 

Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации. В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права участвовать в управлении делами государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе, участвовать в осуществлении правосудия.
 

Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.
 

На граждан иностранного государства согласно ст. 59 Конституции не распространяется обязанность несения воинской службы, а также положение ст. 60 Конституции о достижении совершеннолетия. На них не распространяются нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения двойного гражданства.
 

Для Российской Федерации, продолжающей перестройку своей экономической системы, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий.
 

Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др., регулируется нормами российского законодательства с учетом обязательств по международным договорам.
 

Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.
 

Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином "постоянный житель". Появление этой категории лиц связано с поисками Российской Федерации правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ.
 

Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, за исключением прав избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти стороны проживания; участвовать во всенародном референдуме, проводимом стороной проживания; занимать должности руководителей в системе органов государственной власти, должности на дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних дел, а также должности судьи и прокурора.
 

Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан.


Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты федерации нарушают установленный Конституцией баланс полномочий по регулированию прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, по ст. 23 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. с изменениями на 30 марта 1995 г. Республика зарезервировала за собой право регулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства своими законами и международными договорами.
 

Республика Северная Осетия-Алания устанавливает равенство прав и обязанностей иностранных граждан с правами и обязанностями граждан Республики, кроме случаев, установленных Конституцией и республиканскими законами (Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г., ст. 60).
 

Согласно ч. 5 ст. 15 Конституции Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г. Республика предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства статус гражданина, кроме случаев, установленных законами и международными договорами Российской Федерации.
 

Приведенные положения республиканских конституций не соответствуют ч. 3 ст. 62 Конституции, которая приравнивает статус иностранных граждан к статусу именно гражданина Российской Федерации, а не гражданина субъекта федерации.

 

Определение статуса иностранных граждан нормативными актами субъектов федерации может создать серьезные трудности для этой категории лиц, поскольку их правовое положение в разных субъектах может оказаться неодинаковым.

 

Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде

 

До 1977 г. любой канадец автоматически лишался канадского гражданства в том случае, если он становился гражданином другой страны. Это положение изменилось 15 февраля 1977 г., когда был принят новый закон о гражданстве, согласно которому лишение канадского гражданства в подобных случаях производится только после того, как сам гражданин обращается с заявлением, где излагается его просьба. Кроме того, необходимо получить согласие судьи, занимающегося вопросами гражданства. Таким образом, действующий в настоящее время закон позволяет иметь двойное и даже множественное гражданство, в зависимости от того, сколько стран признают вас своим гражданином. Канада, как и ряд других стран, признает двойное гражданство. Это означает, что вы одновременно можете быть как гражданином Канады, так и гражданином другой страны. В частности, Советский Союз не признавал двойного гражданства. Поэтому все, кто получал гражданство другой страны (например, Израиля), автоматически лишались советского гражданства. После развала Советского Союза многие страны, входившие ранее в состав СССР в качестве республик, приняли законы, разрешающие иметь двойное гражданство. В частности, Россия стала признавать право за своими гражданами иметь гражданство другой страны.                                                                                                                                                                                           

 

Следовательно, на лицо распространяются все права и обязанности, существующие для граждан этих стран. Во время пребывания в стране, гражданином которой является лицо, лицо обязано подчиняться принятым именно в этой стране законам несмотря на двойное или множественное гражданство.                                                                                                               

 

Можно быть одновременно гражданином нескольких стран. Например, человек родился не в Канаде, но был в Канаде натурализован, а после этого был натурализован еще и в третьей стране — в этом случае он может быть гражданином этих трех стран. Все же более распространенными являются случаи двойного гражданства.

 

Возникновение двойного гражданства в Канаде

Если лицо родилось в Канаде, то данное лицо имеет канадское гражданство. Но если лицо родилось в Канаде, а кто-то из родителей или супруг (супруга) родился в другой стране, то лицо может быть гражданином этой страны, являющейся родиной для родителей или  супруга (супруги). Двойное гражданство может возникнуть из-за того, что существует не один, а несколько путей получения гражданства: по месту рождения, через натурализацию, через родителей, через бабушек и дедушек, через брак (в редких случаях).

 

Из-за множества различий, существующих в законах о гражданстве в разных странах, вопрос о гражданстве является довольно сложным. Если одни страны признают двойное гражданство, то в других человека, ставшего гражданином иной страны, лишают статуса гражданина, а некоторые страны попросту не признают второго гражданства. Поэтому при рассмотрении вопроса о гражданском статусе будут иметь силу те законы, которые действовали в стране в означенный период времени. Поэтому определение гражданского статуса на настоящий момент может быть достаточно трудным и продолжительным процессом.

 

До 15 февраля 1977 г., когда в силу вступил новый закон о гражданстве, двойное гражданство в Канаде ограничивалось старым законом. По старому законодательству существовало также больше возможностей, как получения, так и лишения статуса гражданина, нежели в действующем сейчас законе.

 

Начиная с 15 февраля 1977 г. законы Канады, как и законы некоторых других стран, официально признают двойное гражданство.

 

Проблема двойного гражданства

Хотя двойное гражданство имеет определенные преимущества, оно также может принести и неожиданные затруднения — юридические процедуры, проблемы с уплатой налогов и финансовой ответственностью, служба в армии, отказ в эмиграции, даже тюремное заключение за невыполнение каких-либо обязательств, которые на вас накладывает статус гражданина этой страны.

 

Риски, связанные с двойным гражданством

Прежде чем подавать заявление с просьбой о предоставлении канадского гражданства, нужно выяснить, сохранится ли нынешний гражданский статус, и если да, то не возникнет ли из-за этого проблем.

 

От гражданства нельзя отказаться, просто объявив об этом. Нужно подать заявление в соответствующую службу той страны, которой лицо является гражданином, и получить официальное согласие.

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Гражданство