Гражданство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации” имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

Содержание

Введение_______________________________________________1 стр.
1. Общие положения по гражданству_______________________2 стр.
1.1 Основные принципы гражданства____________________2 стр.
1.2 Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет__________________________________________________5 стр.
2. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ__________________________________________________6 стр.
3. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц__________________________________10 стр.
4. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве РФ_________________________________________________11 стр.
5. Особый институт двойного гражданства_________________14 стр.
5.1 Статья 62 Конституции РФ_______________________17 стр.
5.2 Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде_______________________________________23 стр.
6. Действие уголовного закона в пространстве______________24 стр.
6.1 Статья 61 Конституции РФ_______________________30 стр.
6.2 Статья 13 УК РФ_______________________________32 стр.
Заключение_________________________________________35 стр.
Список использованной литературы____________________36 стр.
Приложение___________________________________________37 ст

Работа содержит 2 файла

Институт гражданства.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства" [10]. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства [22].

Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством [11] иностранного государства.

Лица без гражданства - это такие лица, которые не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.

В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в “Законе о правовом положении иностранных граждан” от 24 июня 1981 года, в частности, в отношении их трудовой деятельности (ст.7), социального обеспечения (ст.10), пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной ответственности (ст. 28-31).

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит и российские граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев, то есть носит дискриминационный характер, правительством России могут быть установлены, в соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, реторсии [12].

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

Принцип почетного гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации" [13]. За заслуги в области науки и техники, охране здоровья населения, в области экономики, финансовой деятельности, искусства, в области культуры и других, почетное гражданство Российской Федерации предоставляется Президентом. Кроме того, по Положению о почетном гражданстве Российской Федерации, почетные граждане пользуются правами граждан Российской Федерации.

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.[23]

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.

В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется такими документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, каковыми являются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица

В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством. Они исходят из признания общечеловеческих ценностей, означают признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

 

 

 

Статья 62 Конституции РФ

Статья 62

”1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации”
 

1. Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств.
Закрепленное Конституцией право на двойное гражданство может быть реализовано в порядке, определяемом федеральным законом или международным договором Российской Федерации. На данный момент в Российской Федерации не принят федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому впредь до принятия такого закона вопросы двойного гражданства будут решаться посредством заключения международных соглашений.
Вместе с тем сохраняет силу ст. 3 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. в редакции от 18 января 1995 г.


Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона за лицами, состоящими в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривается международным договором Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации может по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор.
 

Таким образом, ст. 3 Закона о гражданстве не устанавливает дополнительных законодательных оснований для получения двойного гражданства, а только отсылает к положениям международных договоров, которые действуют или будут заключены по данному вопросу Российской Федерацией.
 

Статья 3 Закона о гражданстве различает две категории международных договоров Российской Федерации: международные договоры, предусматривающие иные правила по сравнению с ее ч. 1, и "соответствующий международный договор" (ч. 2 ст. 3).
К первой группе договоров могут быть отнесены те из них, которые иным по сравнению с ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве способом регулируют отношения по вопросам приобретения двойного гражданства. Это означает, что если названное положение Закона не признает за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, принадлежность к гражданству другого государства, то международный договор может содержать условия об обратном, т.е. признавать право российского гражданина на двойное гражданство и определять порядок его приобретения.
 

Такой международный договор должен устанавливать для Российской Федерации обязательство обеспечивать своим гражданам право приобретать гражданство другой стороны договора (или сторон, если договор многосторонний). Для граждан России такие договоры создают правовое основание для приобретения гражданства только тех государств, с которым Российская Федерация их заключила.
 

Приобретение гражданином гражданства другого государства не должно влечь утраты гражданства России

 

Ко второй группе международных договоров Российской Федерации следует отнести "соответствующие международные договоры", как они именуются в ч. 2 ст. 3 Закона “О гражданстве РФ”.
 

В соответствии с условиями таких договоров гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона о гражданстве воспроизводит нормы международных договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими государствами с целью сокращения случаев возникновения двойного гражданства, которые сохраняют силу для Российской Федерации.
 

По Конвенции между СССР и НРБ о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства от 6 июля 1966 г. стороны не принимают в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов каждой из сторон. Действующее российское законодательство не содержит требований, препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о предоставлении ему гражданства государства, с которым заключен договор.
 

Вместе с тем ст. 5 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Польши от 31 марта 1965 г. запрещает сторонам принимать ходатайства о вступлении в свое гражданство от лиц, состоящих в гражданстве другой стороны, без предварительного предоставления заинтересованным лицам документа, выданного компетентным органом той стороны, в гражданстве которой оно состоит, подтверждающих отсутствие препятствий к изменению гражданства.
 

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп. При осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного гражданства.
 

Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранных государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.
 

Возможность возникновения двойного гражданства вытекает и из международных договоров Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Договора России и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.
 

Вопросы приобретения двойного гражданства могут определяться и регламентироваться другими правилами, если они предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона о гражданстве).

Согласно ч. 2 статьи 62 Конституции РФ приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской Федерации и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей.
Конституция говорит о том, что наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать права и свободы гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять эти права и свободы внутри России. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод гражданина с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.
 

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Гражданство