Государственная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Работа содержит 1 файл

Государственная тайна.docx

— 52.34 Кб (Скачать)
justify">Министр Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

Министр иностранных  дел Российской Федерации

Министр обороны  Российской Федерации

Министр юстиции  Российской Федерации

Руководитель  Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации (исключен распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)

Министр здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

Министр образования  и науки Российской Федерации

Министр природных  ресурсов Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп —  Министр природных ресурсов и  экологии Российской Федерации

Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, в соответствии с распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Министр сельского  хозяйства Российской Федерации

Министр транспорта Российской Федерации

Министр информационных технологий и связи Российской Федерации, в соответствии с распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр связи  и массовых коммуникаций Российской Федерации

Министр финансов Российской Федерации (исключен распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)

Министр экономического развития и торговли Российской Федерации, в соответствии с распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп — Министр экономического развития Российской Федерации

Министр энергетики Российской Федерации (включен распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)

Министр регионального  развития Российской Федерации (включен  распоряжением Президента Российской Федерации от 26 июля 2008 г. № 436-рп)

Председатель  Банка России

Директор  ГФС России

Директор  СВР России

Директор  ФСБ России

Директор  ФСКН России

Директор  ФСО России

Начальник ГУСПа

Руководитель  Росгидромета (исключен распоряжением  Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)

Руководитель  Росатома (исключен распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 654-рп)

Руководитель  Роскосмоса

Директор  ФСТЭК России

Руководитель  ФТС России (включен распоряжением  Президента Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 570-рп)

Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 460)

Директор  ФСВТС России (включен распоряжением  Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. № 124-рп) 
 
 
 
 

Государственная тайна

Российское  законодательство дает определение  государственной тайны как защищаемым государственным сведениям, относящимся  к важным видам деятельности, разглашение  которых может быть опасно для  государства. К таким видам деятельности относится внешнеполитическая, военная, экономическая, контрразведывательная, разведывательная, оперативно-розыскная  и другие виды деятельности. 

Как защищается государственная тайна в Российской Федерации?

Государственная тайна отражена в таких документах, как Законы РФ "О государственной  тайне", "О безопасности" и  в Конституции РФ. 

Второй раздел федерального закона «О государственной  тайне» указывает перечень сведений, относящихся к государственной  тайне. На его основании межведомственной комиссией формируются сведения, которые будут причислены к государственной  тайне. 

На сведения, отнесенные таким образом к государственной  тайне, ограничения устанавливаются  с момента их появления или  заранее. Создается так называемая перечневая система засекречивания, то есть нормативные акты, упорядочивающие  обращение таких сведений. 

Государственными  органами, в лице их руководителей, имеющих полномочия причислять или  не причислять сведения к государственной  тайне, не выходя за рамки своей компетенции, составляются перечни секретных  сведений, на которые накладывается  государственная тайна. Данные перечни  служат руководством для исполнителей, использующих их для определения  степени секретности документов, с которыми им приходится работать и выполнять ограничительные  мероприятия.  

Закон "О  государственной тайне" предусматривает  запрет на засекречивание сведений и  причисление их к государственной  тайне. К таким сведениям относятся:

Катастрофы  и чрезвычайные происшествия, которые  являются угрозой безопасности и  могут причинить вред здоровью людей, сведения о последствиях, связанных  с этими катастрофами и происшествиями, а также информация о стихийных  бедствиях, их официальные прогнозы, более того, их вероятные последствия.

Сведения, касающиеся здравоохранения, экологии, санитарии, сельского хозяйства, демографии, культуры, образования и преступности.

Сведения  относительно привилегий, компенсаций  и социальных гарантий, которые полагаются гражданам, предприятиям, должностным  лицам, учреждениям и организациям от государства.

Нарушения прав и свобод граждан. Факты, свидетельствующие  об этом.

Размеры государственного валютного резерва и золотого запаса РФ.

Состояние здоровья важных должностных лиц  РФ.

Нарушение законов должностными лицами и органами государственной власти. Факты, свидетельствующие  об этом.

Определение степеней секретности

От того, какой ущерб может нанести  разглашение секретных сведений государству, от тяжести этого ущерба, определяется и степень их секретности. Она распределяется на три степени. Им соответствуют грифы секретности. Наивысшую степень секретности  имеет гриф "особой важности", следующая степень секретности  обозначается грифом "совершенно секретно" и последняя – грифом "секретно". Грифы секретности, относящиеся  к государственной тайне, не могут  использоваться для засекречивания других сведений.  

Секретность сведений, которые квалифицируются  как государственная тайна, определяются возможной степенью тяжести ущерба безопасности государства при разглашении  этой информации. 

Постановление N 870 "Об утверждении правил отнесения  сведений, составляющих государственную  тайну, к различным степеням секретности", принятое 4 сентября 1995 г. в Российской Федерации, подразделяет сведения, являющиеся государственной тайной, по степеням секретности:

Сведения  под грифом особой важности. К ним  относятся сведения, распространяющиеся на внешнеполитическую, научно-техническую, экономическую, военную, контрразведывательную, разведывательную, а также оперативно-розыскную деятельность, разглашение которых может стать причиной ущерба интересам государства в этих областях, в одной или в нескольких.

Сведения  под грифом «совершенно секретно». К ним относятся сведения из области  внешнеполитической, научно-технической, военной, экономической, контрразведывательной  и разведывательной, а также оперативно-розыскной  деятельности, которые могут стать  причиной нанесения ущерба ведомству  или экономической отрасли РФ в одной или сразу в нескольких перечисленных областях.

Сведения  под грифом «секретно». К этим сведениям  относятся все остальные сведения, попадающие под определение государственной  тайны. Здесь принимается во внимание ущерб, который в результате разглашения  может быть нанесен предприятиям, организациям и учреждениям в  тех же областях деятельности: во внешнеполитической, военной, экономической, контрразведывательной, разведывательной, научно-технической или оперативно-розыскной.

Использовать  грифы секретности с целью  засекречивания сведений, которые не относятся к государственной  тайне, запрещается.  

Для ограничения  распространения некоторых не секретных  документов в учреждениях государственной  власти в РФ так же, как и когда-то в СССР, используется гриф "для  служебного пользования", указывающий  на конфиденциальность документов. Данные ограничения связаны со служебной  необходимостью.

Обстоятельства, при которых сведения рассекречиваются

Государственная тайна перестает быть тайной, когда  сведения рассекречиваются, в связи  со следующими основаниями:

В связи  с международными обязательствами, взятыми Российской Федерацией по открытому  обмену сведениями, которые в РФ относятся к государственной  тайне.

Объективные обстоятельства складываются таким  образом, что засекречивание сведений становится нецелесообразным.

Засекречивание  сведений, которые содержит государственная  тайна, не должно превышать срок более 30 лет. Продлить срок защиты государственной  тайны может заключение, которое  будет принято по решению межведомственной комиссии.

Ограничение конституционных прав

Может быть ограничение конституционных прав лиц, которые допущены к сведениям, несущим грифы «совершенно секретно» и «особой важности». Ограничения устанавливаются органами безопасности индивидуально по имеющемуся заключению, в котором говорится о том, что данное лицо имеет доступ к сведениям, являющимся государственной тайной.

Информация о работе Государственная тайна