Государственная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Работа содержит 1 файл

Государственная тайна.docx

— 52.34 Кб (Скачать)

(в ред.  Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) 

Для осуществления  единой государственной политики в  области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной  тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной  тайне. В этом Перечне указываются  органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными  сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию  и пересматривается по мере необходимости. 

(в ред.  Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) 

Органами  государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни  сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается  степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и  модернизации образцов вооружения и  военной техники, опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ  по решению заказчиков указанных  образцов и работ могут разрабатываться  отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов  государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием. 

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) 

Статья 10. Ограничение  прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи  с ее засекречиванием 

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном  статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне, вправе принимать решения  о засекречивании информации, находящейся  в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник  информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне  сведений, отнесенных к государственной  тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников  информации или соответствующих  органов государственной власти. 

Материальный  ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом  государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также  предусматриваются обязательства  собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. 

Собственник информации вправе обжаловать в суд  действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его  права. В случае признания судом  действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. 

Не может  быть ограничено право собственности  на информацию иностранных организаций  и иностранных граждан, если эта  информация получена (разработана) ими  без нарушения законодательства Российской Федерации. 

Статья 11. Порядок  засекречивания сведений и их носителей 

Основанием  для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим  в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. 

При невозможности  идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися  в действующем перечне, должностные  лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций  обязаны обеспечить предварительное  засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению). 

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев  организовать экспертную оценку поступивших  предложений и принять решение  по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. 

Статья 12. Реквизиты  носителей сведений, составляющих государственную  тайну 

На носители сведений, составляющих государственную  тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: 

о степени  секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий  пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; 

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; 

о регистрационном  номере; 

о дате или  условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. 

При невозможности  нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную  тайну, эти данные указываются в  сопроводительной документации на этот носитель. 

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается  соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается  гриф секретности, соответствующий  тому грифу секретности, который  присваивается его составной  части, имеющей высшую для данного  носителя степень секретности сведений. 

Помимо перечисленных  в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться  дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 

Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ  СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ 

Статья 13. Порядок  рассекречивания сведений 

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее  введенных в предусмотренном  настоящим Законом порядке ограничений  на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. 

Основаниями для рассекречивания сведений являются: 

взятие на себя Российской Федерацией международных  обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации  государственную тайну; 

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. 

Органы государственной  власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны  периодически, но не реже чем через  каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части  обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной  ранее степени секретности. 

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную  тайну, не должен превышать 30 лет. В  исключительных случаях этот срок может  быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной  тайны. 

Правом изменения  действующих в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов  государственной власти, которые  несут персональную ответственность  за обоснованность принятых ими решений  по рассекречиванию сведений. Решения  указанных руководителей, связанные  с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией  по защите государственной тайны, которая  вправе приостанавливать и опротестовывать  эти решения. 

Статья 14. Порядок  рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну 

Носители  сведений, составляющих государственную  тайну, рассекречиваются не позднее  сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации  перечня, на основании которых они  были засекречены. 

В исключительных случаях право продления первоначально  установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную  тайну, предоставляется руководителям  государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих  сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной  ими в установленном порядке  экспертной комиссии. 

Руководители  органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций  наделяются полномочиями по рассекречиванию  носителей сведений, необоснованно  засекреченных подчиненными им должностными лицами. 

Руководители  государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования  им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны. 

Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной  власти Российской Федерации о рассекречивании  сведений 

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том  числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании  сведений, отнесенных к государственной  тайне. 

Органы государственной  власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные  архивы, получившие такой запрос, обязаны  в течение трех месяцев рассмотреть  его и дать мотивированный ответ  по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании  запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его  поступления передается в орган  государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной  тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации  и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос. 

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой  административную (дисциплинарную) ответственность  в соответствии с действующим  законодательством. 

Обоснованность  отнесения сведений к государственной  тайне может быть обжалована в  суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном  настоящим Законом порядке. 

Информация о работе Государственная тайна