Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:25, реферат
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
(в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Для осуществления
единой государственной политики в
области засекречивания сведений межведомственная
комиссия по защите государственной
тайны формирует по предложениям
органов государственной власти
и в соответствии с Перечнем сведений,
составляющих государственную тайну,
Перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне. В этом Перечне указываются
органы государственной власти, наделяемые
полномочиями по распоряжению данными
сведениями. Указанный Перечень утверждается
Президентом Российской Федерации,
подлежит открытому опубликованию
и пересматривается по мере необходимости.
(в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Органами
государственной власти, руководители
которых наделены полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне,
в соответствии с Перечнем сведений,
отнесенных к государственной тайне,
разрабатываются развернутые
(в ред. Федерального
закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Статья 10. Ограничение
прав собственности предприятий, учреждений,
организаций и граждан
Должностные
лица, наделенные в порядке, предусмотренном
статьей 9 настоящего Закона, полномочиями
по отнесению сведений к государственной
тайне, вправе принимать решения
о засекречивании информации, находящейся
в собственности предприятий, учреждений,
организаций и граждан (далее - собственник
информации), если эта информация включает
сведения, перечисленные в Перечне
сведений, отнесенных к государственной
тайне. Засекречивание указанной информации
осуществляется по представлению собственников
информации или соответствующих
органов государственной
Материальный
ущерб, наносимый собственнику информации
в связи с ее засекречиванием,
возмещается государством в размерах,
определяемых в договоре между органом
государственной власти, в распоряжение
которого переходит эта информация,
и ее собственником. В договоре также
предусматриваются
Собственник
информации вправе обжаловать в суд
действия должностных лиц, ущемляющие,
по мнению собственника информации, его
права. В случае признания судом
действий должностных лиц незаконными
порядок возмещения ущерба, нанесенного
собственнику информации, определяется
решением суда в соответствии с действующим
законодательством.
Не может
быть ограничено право собственности
на информацию иностранных организаций
и иностранных граждан, если эта
информация получена (разработана) ими
без нарушения законодательства
Российской Федерации.
Статья 11. Порядок
засекречивания сведений и их носителей
Основанием
для засекречивания сведений, полученных
(разработанных) в результате управленческой,
производственной, научной и иных
видов деятельности органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций,
является их соответствие действующим
в данных органах, на данных предприятиях,
в данных учреждениях и организациях
перечням сведений, подлежащих засекречиванию.
При засекречивании этих сведений их носителям
присваивается соответствующий гриф секретности.
При невозможности
идентификации полученных (разработанных)
сведений со сведениями, содержащимися
в действующем перечне, должностные
лица органов государственной
Должностные
лица, утвердившие действующий
Статья 12. Реквизиты
носителей сведений, составляющих государственную
тайну
На носители
сведений, составляющих государственную
тайну, наносятся реквизиты, включающие
следующие данные:
о степени
секретности содержащихся в носителе
сведений со ссылкой на соответствующий
пункт действующего в данном органе
государственной власти, на данном предприятии,
в данных учреждении и организации перечня
сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе
государственной власти, о предприятии,
об учреждении, организации, осуществивших
засекречивание носителя;
о регистрационном
номере;
о дате или
условии рассекречивания
При невозможности
нанесения таких реквизитов на носитель
сведений, составляющих государственную
тайну, эти данные указываются в
сопроводительной документации на этот
носитель.
Если носитель
содержит составные части с различными
степенями секретности, каждой из этих
составных частей присваивается
соответствующий гриф секретности,
а носителю в целом присваивается
гриф секретности, соответствующий
тому грифу секретности, который
присваивается его составной
части, имеющей высшую для данного
носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных
в настоящей статье реквизитов на
носителе и (или) в сопроводительной
документации к нему могут проставляться
дополнительные отметки, определяющие
полномочия должностных лиц по ознакомлению
с содержащимися в этом носителе
сведениями. Вид и порядок проставления
дополнительных отметок и других
реквизитов определяются нормативными
документами, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.
Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ
СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ
Статья 13. Порядок
рассекречивания сведений
Рассекречивание
сведений и их носителей - снятие ранее
введенных в предусмотренном
настоящим Законом порядке
Основаниями
для рассекречивания сведений являются:
взятие на
себя Российской Федерацией международных
обязательств по открытому обмену сведениями,
составляющими в Российской Федерации
государственную тайну;
изменение
объективных обстоятельств, вследствие
которого дальнейшая защита сведений,
составляющих государственную тайну,
является нецелесообразной.
Органы государственной
власти, руководители которых наделены
полномочиями по отнесению сведений
к государственной тайне, обязаны
периодически, но не реже чем через
каждые 5 лет, пересматривать содержание
действующих в органах
Срок засекречивания
сведений, составляющих государственную
тайну, не должен превышать 30 лет. В
исключительных случаях этот срок может
быть продлен по заключению межведомственной
комиссии по защите государственной
тайны.
Правом изменения
действующих в органах
Статья 14. Порядок
рассекречивания носителей
Носители
сведений, составляющих государственную
тайну, рассекречиваются не позднее
сроков, установленных при их засекречивании.
До истечения этих сроков носители
подлежат рассекречиванию, если изменены
положения действующего в данном
органе государственной власти, на
предприятии, в учреждении и организации
перечня, на основании которых они
были засекречены.
В исключительных
случаях право продления
Руководители
органов государственной
Руководители
государственных архивов
Статья 15. Исполнение
запросов граждан, предприятий, учреждений,
организаций и органов
Граждане, предприятия,
учреждения, организации и органы
государственной власти Российской
Федерации вправе обратиться в органы
государственной власти, на предприятия,
в учреждения, организации, в том
числе в государственные
Органы государственной
власти, предприятия, учреждения, организации,
в том числе государственные
архивы, получившие такой запрос, обязаны
в течение трех месяцев рассмотреть
его и дать мотивированный ответ
по существу запроса. Если они не правомочны
решить вопрос о рассекречивании
запрашиваемых сведений, то запрос
в месячный срок с момента его
поступления передается в орган
государственной власти, наделенный
такими полномочиями, либо в межведомственную
комиссию по защите государственной
тайны, о чем уведомляются граждане,
предприятия, учреждения, организации
и органы государственной власти
Российской Федерации, подавшие запрос.
Уклонение
должностных лиц от рассмотрения
запроса по существу влечет за собой
административную (дисциплинарную) ответственность
в соответствии с действующим
законодательством.
Обоснованность
отнесения сведений к государственной
тайне может быть обжалована в
суд. При признании судом