Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:25, реферат
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Сроки, обстоятельства
и порядок переоформления допуска
граждан к государственной
Порядок допуска
должностных лиц и граждан
к государственной тайне в
условиях объявленного чрезвычайного
положения может быть изменен
Президентом Российской Федерации.
Статья 21.1.
Особый порядок допуска к
(введена Федеральным
законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Члены Совета
Федерации, депутаты Государственной
Думы, судьи на период исполнения ими
своих полномочий, а также адвокаты,
участвующие в качестве защитников
в уголовном судопроизводстве по
делам, связанным со сведениями, составляющими
государственную тайну, допускаются
к сведениям, составляющим государственную
тайну, без проведения проверочных
мероприятий, предусмотренных статьей
21 настоящего Закона.
Указанные
лица предупреждаются о
Сохранность
государственной тайны в таких
случаях гарантируется путем
установления ответственности указанных
лиц федеральным законом.
Статья 22. Основания
для отказа должностному лицу или
гражданину в допуске к государственной
тайне
Основаниями
для отказа должностному лицу или
гражданину в допуске к государственной
тайне могут являться:
признание
его судом недееспособным, ограниченно
дееспособным или рецидивистом, нахождение
его под судом или следствием
за государственные и иные тяжкие
преступления, наличие у него неснятой
судимости за эти преступления;
(в ред.
Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
наличие у
него медицинских противопоказаний
для работы с использованием сведений,
составляющих государственную тайну,
согласно перечню, утверждаемому федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
в области здравоохранения и
социального развития;
(в ред.
Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
постоянное
проживание его самого и (или) его
близких родственников за границей
и (или) оформление указанными лицами документов
для выезда на постоянное жительство
в другие государства;
выявление
в результате проверочных мероприятий
действий оформляемого лица, создающих
угрозу безопасности Российской Федерации;
уклонение
его от проверочных мероприятий
и (или) сообщение им заведомо ложных
анкетных данных.
Решение об
отказе должностному лицу или гражданину
в допуске к государственной
тайне принимается
Статья 23. Условия
прекращения допуска
Допуск должностного
лица или гражданина к государственной
тайне может быть прекращен по
решению руководителя органа государственной
власти, предприятия, учреждения или
организации в случаях:
расторжения
с ним трудового договора (контракта)
в связи с проведением
однократного
нарушения им взятых на себя предусмотренных
трудовым договором (контрактом) обязательств,
связанных с защитой
возникновения
обстоятельств, являющихся согласно статье
22 настоящего Закона основанием для
отказа должностному лицу или гражданину
в допуске к государственной
тайне.
Прекращение
допуска должностного лица или гражданина
к государственной тайне
Прекращение
допуска к государственной
Решение администрации
о прекращении допуска
Статья 24. Ограничения
прав должностного лица или гражданина,
допущенных или ранее допускавшихся
к государственной тайне
Должностное
лицо или гражданин, допущенные или
ранее допускавшиеся к государственной
тайне, могут быть временно ограничены
в своих правах. Ограничения могут касаться:
права выезда
за границу на срок, оговоренный
в трудовом договоре (контракте) при
оформлении допуска гражданина к
государственной тайне;
права на распространение
сведений, составляющих государственную
тайну, и на использование открытий
и изобретений, содержащих такие
сведения;
права на неприкосновенность
частной жизни при проведении
проверочных мероприятий в
Статья 25. Организация
доступа должностного лица или гражданина
к сведениям, составляющим государственную
тайну
Организация
доступа должностного лица или гражданина
к сведениям, составляющим государственную
тайну, возлагается на руководителя
соответствующего органа государственной
власти, предприятия, учреждения или
организации, а также на их структурные
подразделения по защите государственной
тайны. Порядок доступа должностного
лица или гражданина к сведениям,
составляющим государственную тайну,
устанавливается нормативными документами,
утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
Руководители
органов государственной
Статья 26. Ответственность
за нарушение законодательства Российской
Федерации о государственной
тайне
Должностные
лица и граждане, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации
о государственной тайне, несут
уголовную, административную, гражданско-правовую
или дисциплинарную ответственность
в соответствии с действующим
законодательством.
Соответствующие
органы государственной власти и
их должностные лица основываются на
подготовленных в установленном
порядке экспертных заключениях
об отнесении незаконно
(часть 2
введена Федеральным законом
от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Защита прав
и законных интересов граждан, органов
государственной власти, предприятий,
учреждений и организаций в сфере
действия настоящего Закона осуществляется
в судебном или ином порядке, предусмотренном
настоящим Законом.
Статья 27. Допуск
предприятий, учреждений и организаций
к проведению работ, связанных с
использованием сведений, составляющих
государственную тайну
Допуск предприятий,
учреждений и организаций к проведению
работ, связанных с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну, созданием средств защиты
информации, а также с осуществлением
мероприятий и (или) оказанием услуг
по защите государственной тайны, осуществляется
путем получения ими в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, лицензий на проведение работ
со сведениями соответствующей степени
секретности.
Лицензия
на проведение указанных работ выдается
на основании результатов
Лицензия
на проведение работ с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну, выдается предприятию, учреждению,
организации при выполнении ими
следующих условий:
выполнение
требований нормативных документов,
утверждаемых Правительством Российской
Федерации, по обеспечению защиты сведений,
составляющих государственную тайну,
в процессе выполнения работ, связанных
с использованием указанных сведений;
наличие в
их структуре подразделений по защите
государственной тайны и
наличие у
них сертифицированных средств
защиты информации.
Статья 28. Порядок
сертификации средств защиты информации
Средства
защиты информации должны иметь сертификат,
удостоверяющий их соответствие требованиям
по защите сведений соответствующей
степени секретности.
Организация
сертификации средств защиты информации
возлагается на федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области противодействия
(в ред.
Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Координация
работ по организации сертификации
средств защиты информации возлагается
на межведомственную комиссию по защите
государственной тайны.
Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЫ
Статья 29. Финансирование
мероприятий по защите государственной
тайны
Финансирование
деятельности органов государственной
власти, бюджетных предприятий, учреждений
и организаций и их структурных
подразделений по защите государственной
тайны, а также социальных гарантий,
предусмотренных настоящим
(в ред.
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Средства
на финансирование государственных
программ в области защиты государственной
тайны предусматриваются в
Контроль
за расходованием финансовых средств,
выделяемых на проведение мероприятий
по защите государственной тайны, осуществляется
руководителями органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций,
заказчиками работ, а также специально
уполномоченными на то представителями
Министерства финансов Российской Федерации.
Если осуществление этого контроля связано
с доступом к сведениям, составляющим
государственную тайну, то перечисленные
лица должны иметь допуск к сведениям
соответствующей степени секретности.