Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:13, реферат
ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления
муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом
муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и
целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения
могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для
финансирования вопросов местного значения.
Несомненно, что реализация этих и иных полномочий, связанных с осуществлением
рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения
муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.
Это обеспечивается прежде всего деятельностью представительных органов
местного самоуправления, избираемых населением. Статья 15 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к исключительному ведению
представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению
местного бюджета и отчета о его исполнении; установлению местных налогов и
сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью. Кроме того, порядок и условия приватизации муниципальной
собственности должны определяться населением непосредственно или
представительным органом местного самоуправления самостоятельно. Доходы от
приватизации объектов
муниципальной собственности
Закона поступают в полном объеме в местный бюджет.
Население муниципального образования должно получать необходимую информацию
об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми
ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной
муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют
соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и
должностных лиц местного самоуправления.
§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития
муниципального образования
Статья 6 Федерального
закона «Об общих принципах
самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к
ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического
развития муниципального образования.
Муниципальные образования — города, поселки, станицы, районы (уезды),
сельские округа и другие — представляют собой своеобразные территориально-
производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие
муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности
местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а
также рациональное использование трудовых, природных и других местных
ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального
образования осуществляется прежде всего посредством планирования.
Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы
развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию,
утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не
должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной
инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы
развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение
оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального
использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы
местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории
субъекта Российской федерации в целом.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального
образования тесно
связано с его бюджетно-
на материальное
обеспечение муниципальных
сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно
распоряжаются средствами местных бюджетов. Они вправе образовывать целевые
внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по
их уплате.
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных
образований во многом связаны с деятельностью предприятий, учреждений и
организаций, не находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со
статьей 32 Федерального
закона «Об общих принципах
самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. органы местного
самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и
организаций в
комплексном социально-
муниципального образования.
Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность
объединить усилия расположенных на их территории предприятий,
учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности.
Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный
заказ, а также такие организационные формы координационной работы, как советы
директоров, советы предпринимателей и др.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных
образований предполагает
сбор, обработку и обобщение
Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная
информационная
служба. Федеральная программа
местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 1995 г. предусматривает, в частности, разработку
унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое
развитие города, района, сельского поселения, для получения прогнозов
развития этих населенных пунктов; внедрение единой системы классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации в систему сбора и
обработки информации органов местного самоуправления. Статья 37 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает, что показатели финансовой и
хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных
предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики.
Таким образом, в
сфере информационного
экономического развития муниципальных образований органы местного
самоуправления
тесно взаимодействуют с
органами.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории
муниципального
образования — необходимое
местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
§ 5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных образований
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни
граждан, создание
благоприятной среды
муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет
деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных
жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной
инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах,
органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают
соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.
Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и
организаций закрепляет статья 30 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа
1995 г. Статья 6 данного
Закона обязывает органы
заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных
учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации
снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов;
транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и
социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности
учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных
мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают
санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие
занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном
образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к
данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного
самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной
жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере
контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для
наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению
стабильного правового режима муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 37 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворение основных
жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных
стандартов, выполнение
которых гарантируется
доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от