Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:13, реферат
ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления
муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом
муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и
целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Понятие функций местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления
муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом
муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и
целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического
строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к
гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления
власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы
народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая
самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное
самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и
общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-
экономического
потенциала самоуправляющихся
Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления
обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного
значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения,
социальной защите граждан.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти
народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий
местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного
самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного
значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами
местного самоуправления;
3) обеспечение
комплексного развития
4) обеспечение
удовлетворения потребностей
коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного
порядка;
6) защита интересов
и прав местного
Конституцией Российской федерации, федеральными законами.
§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением
муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной
стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для
эффективного участия
граждан в осуществлении
условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного
самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов
прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения
вопросов местного значения.
Участие населения муниципального образования в решении местных дел
осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а
также непосредственно.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в
осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа
1995 г. граждане
имеют равные права на
как непосредственно,
так и через своих
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.
Представительный орган местного самоуправления избирается на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В
отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность
осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления
собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования
возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права закрепляют институты и формы прямой демократии,
посредством которых население привлекается к решению вопросов местного
значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных
органов местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором
имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории
муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального
образования местный референдум назначается представительным органом местного
самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.
В муниципальном образовании в соответствии со статьей 24 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» для решения вопросов местного значения могут созываться собрания
(сходы) граждан. На них, в частности, могут приниматься решения о разовом
добровольном внесении жителями средств для финансирования вопросов местного
значения.
Статья 25 Федерального
закона «Об общих принципах
самоуправления в Российской Федерации» закрепляет институт народной
правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального
образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного
значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать
на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие
в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством
индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к
должностным лицам местного самоуправления.
Гражданам гарантируется равный доступ к муниципальной службе.
федеральный закон
«Об общих принципах
Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. предусматривает использование в
системе местной демократии территориального общественного самоуправления,
порядок организации и осуществления которого определяется уставом
муниципального образования в соответствии с Законами субъекта Российской
Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь
выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их
подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует
порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения
полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных
лиц местного самоуправления.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет
информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии
муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа
гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения
активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за
работой органов местного самоуправления.
Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания,
подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.
§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного
самоуправления
Каждое муниципальное образование в соответствии со статьей 1 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28 августа 1995 г. имеет муниципальную собственность и местный
бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать лишь
эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально
используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением
право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального
образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя
ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и
местными финансовыми ресурсами.
Права собственника
в отношении имущества и
состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования
осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований,
население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать
объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в
установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом
и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования
приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной
собственности.
Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в
интересах населения
устанавливать условия
границах муниципального образования (ст. 29 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых
внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-
кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов. Статья 39 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» предусматривает, что население непосредственно или