Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:04, реферат
Цель работы: исследовать бюджетные системы стран СНГ.
Задачи:
1) Рассмотреть бюджетную систему как инструмент государственного регулирования экономики;
2) Изучить налогово-бюджетную политику стран Содружества;
3) Исследовать бюджетные системы стран СНГ на примере Украины, Республик Казахстана и Беларуси.
Объектом исследования является процесс формирования и функционирования бюджетных систем стран СНГ.
Предмет – структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ.
Введение...........................................................................................................3
1. Правовое регулирование бюджетного процесса в странах СНГ................5
1.1.Бюджетная система как инструмент государственного регулирования экономики...............................................................................................................5
1.2. Налогово-бюджетная политика стран СНГ..............................................8
2. Структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ........................13
2.1. Бюджетная система Украины........................................................................13
2.2. Бюджетная система Республики Казахстан...............................................17
2.3. Бюджетная система Республики Беларусь................................................21
Заключение............................................................................................................26
Приложения........................................................................................................
2.2. Бюджетная система Республики Казахстан
Казахстан – вторая после России по территории страна СНГ; один из лидеров по темпам экономического роста, уровню жизни населения; доходы государства в значительной степени формируются за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. Бюджетный кодекс Республики Казахстан устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, регулирует бюджетные и межбюджетные отношения в стране. Бюджетная система страны представляет собой совокупность бюджетов и Национального фонда республики. В Казахстане утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областные бюджеты, бюджеты городов республиканского значения; столицы; бюджеты районов(городов областного значения).
Бюджетная
система Республики
Казахстан основывается
на принципах:
1. принцип единства - применение единых
принципов организации и функционирования
бюджетной системы, использование единой
бюджетной классификации и единых процедур
бюджетного процесса в Республике Казахстан;
2. принцип полноты - отражение в бюджете
и Национальном фонде Республики Казахстан
всех поступлений и расходов, предусмотренных
законодательством Республики Казахстан,
недопущение зачетов взаимных требований
с использованием бюджетных средств, равно
как и уступок прав требований по бюджетным
средствам;
3. принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;
4.
принцип транспарентности — обязательное
опубликование нормативных правовых актов
в области бюджетного законодательства
Республики Казахстан, утвержденных (уточненных,
скорректированных) бюджетов и отчетов
об их исполнении, стратегических планов
и отчетов об их реализации, о формировании
и об использовании Национального фонда
Республики Казахстан, за исключением
сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую законом тайну, а также
обязательная открытость бюджетного процесса
для общества и средств массовой информации;
5. принцип последовательности - соблюдение
государственными органами ранее принятых
решений в сфере бюджетных отношений;
6. принцип
результативности - разработка и исполнение
бюджета, ориентированного на достижение
прямых и конечных результатов, предусмотренных
стратегическими планами государственных
органов;
7. принцип самостоятельности бюджета
- установление стабильного распределения
поступлений между бюджетами разных уровней
и определение направлений их расходования
в соответствии с настоящим Кодексом,
право всех уровней государственного
управления самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс в соответствии с настоящим
Кодексом, недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения
местных бюджетов, и остатков бюджетных
средств местных бюджетов в вышестоящие
бюджеты, недопустимость возложения на
нижестоящие бюджеты дополнительных расходов
без соответствующей их компенсации;
8. принцип преемственности - планирование
республиканского и местных бюджетов,
основанное на прогнозах социально-экономического
развития и бюджетных параметров, базовых
расходах, утвержденных в предыдущие периоды,
итогах бюджетного мониторинга, оценке
результатов;
9. принцип обоснованности — планирование
бюджета на основе нормативных правовых
актов и других документов, определяющих
необходимость включения в проект бюджета
тех или иных поступлений или расходов
и обоснованность их объемов;
10.
принцип своевременности - зачисление
поступлений в республиканский и местные
бюджеты, на контрольный счет наличности
Национального фонда Республики Казахстан
и перевод их на счета Правительства в
Национальном Банке Республики Казахстан,
принятие обязательств государственными
учреждениями в соответствии с индивидуальными
планами финансирования по обязательствам,
проведение платежей в соответствии с
индивидуальными планами финансирования
по платежам и перечисление бюджетных
средств на счета получателей бюджетных
средств в сроки с соблюдением порядка,
установленного соответствующими нормативными
правовыми актами;
11. принцип единства кассы - зачисление
всех поступлений в бюджет на единый казначейский
счет и осуществление всех предусмотренных
расходов с единого казначейского счета
в национальной валюте;
12.
принцип эффективности - разработка и
исполнение бюджета исходя из необходимости
достижения наилучшего прямого результата
с использованием утвержденного объема
бюджетных средств или достижения прямого
результата с использованием меньшего
объема бюджетных средств;
13. принцип ответственности - принятие
необходимых административных и управленческих
решений, направленных на достижение прямых
и конечных результатов и обеспечение
ответственности администраторов бюджетных
программ и руководителей государственных
учреждений за принятие решений, не соответствующих
законодательству Республики Казахстан;
14. принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств - направление и использование
бюджетных средств администраторами бюджетных
программ на достижение показателей результатов,
предусмотренных стратегическими планами
государственных органов, с соблюдением
законодательства Республики Казахстан.
С 1997 года бюджетный процесс в Казахстане осуществляется на основе единой бюджетной классификации, разработанной в соответствии с международными стандартами. Введение бюджетной классификации позволило повысить прозрачность бюджетной системы. Следующим важным шагом в развитии бюджетной системы Республики Казахстан стало введение казначейской системы исполнения бюджета, что позволяет контролировать все доходы и расходы государственного бюджета.[3]
С 2000 года наметилась тенденция снижения дефицита государственного бюджета республики, основные причины которого:
Анализируя
бюджетный процесс в Республике
Казахстан, можно отметить целый
ряд положительных моментов в развитии
его организации создание единой бюджетной
классификации, введение казначейской
системы исполнения бюджета; установление
ответственности администраторов за
реализацию бюджетных программ и контроль
за ходом их исполнения; снижения дефицита
государственного бюджета при одновременном
увеличении объема доходов и расходов,
оптимизации их структуры.
2.3. Бюджетная система Республики Беларусь
В
бюджетную систему Республики Беларусь
как самостоятельные части
Единство
бюджетной системы
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы п расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
К
местным бюджетам относятся областные,
районные, городские бюджеты, бюджеты
поселков городского типа и сельсоветов.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование
экономических, социальных, культурных
и других мероприятий, проводимых па
соответствующей территории.[
Местные
исполнительные и распорядительные
органы. Советы депутатов в пределах
своей компетенции
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.