Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:04, реферат
Цель работы: исследовать бюджетные системы стран СНГ.
Задачи:
1) Рассмотреть бюджетную систему как инструмент государственного регулирования экономики;
2) Изучить налогово-бюджетную политику стран Содружества;
3) Исследовать бюджетные системы стран СНГ на примере Украины, Республик Казахстана и Беларуси.
Объектом исследования является процесс формирования и функционирования бюджетных систем стран СНГ.
Предмет – структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ.
Введение...........................................................................................................3
1. Правовое регулирование бюджетного процесса в странах СНГ................5
1.1.Бюджетная система как инструмент государственного регулирования экономики...............................................................................................................5
1.2. Налогово-бюджетная политика стран СНГ..............................................8
2. Структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ........................13
2.1. Бюджетная система Украины........................................................................13
2.2. Бюджетная система Республики Казахстан...............................................17
2.3. Бюджетная система Республики Беларусь................................................21
Заключение............................................................................................................26
Приложения........................................................................................................
Важнейшим является вопрос межгосударственных бюджетов, к которым можно отнести единый бюджет, являющийся основным плюсом формирования и использования денежных средств, направляемых на обеспечение деятельности аппарата управления Содружества и проведение мероприятий организационного характера. Доходная часть единого бюджета формируется из долевых взносов государств – участников Содружества, выделяемых их национальных бюджетов. Функции по обеспечению формирования и исполнения единого бюджета осуществляется структурным подразделением Исполнительного комитета – Финансово- бюджетным управлением. Единый бюджет принимается Советом глав правительств СНГ. Определенный опыт по формированию межгосударственных бюджетов накоплен в рамках объединений стран в мировой экономике, в частности в Европейском сообществе.[7]
Реальная интеграция в рамках СНГ предполагает реализацию крупных межгосударственных проектов ,что требует соответствующей финансовой базы.
Бюджетные ассигнования России на выполнение расходных обязательств в сфере международных отношений и международного сотрудничества представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Бюджетные ассигнования РФ на выполнение международных обязательств
Бюджетные ассигнования | 2007г. (закон) | Проект бюджета | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
Общий объём, млрд. руб. | 39,0 | 56,2 | 41,6 | 46,3 |
Прирост по отношению к предыдущему году, млрд. руб. | 17,2 | -14,6 | 4,7 | |
Прирост по отношению к предыдущему году, % | 44,2 | -25,9 | 11,3 | |
Рост по отношению к уровню 2007г., % | 100 | 144,2 | 108,8 | 118,9 |
Таблица 2. - Расходы бюджета РФ в сфере международных отношений по основным направлениям
Распределение бюджетных ассигнований | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
|
17,5 | 18,2 | 18,9 |
В том числе: | |||
Взносы на содержание Высшего государственного совета и Совета министров Союзного государства межгосударственных структур, созданных государствами СНГ, млрд. руб. | 4,8 | 5,0 | 5,7 |
|
9,5 | 9,5 | 9,8 |
|
3,0 | 3,2 | 4,1 |
|
406,7 | 406,7 | 483,1 |
|
54,2 | 54,5 | 55,8 |
В перспективе планируется сохранение тенденции роста бюджетных ассигнований на международное сотрудничество.
При
разработке мероприятий по осуществлению
инвестиций заслуживает внимания опыт
регионального объединения
Изучение
и анализ мировой практики могут
быть использованы по мере укрепления
единого экономического пространства,
при совершенствовании и унификации бюджетного
и налогового законодательства, реализация
инвестиционных проектов в рамках Содружества
Независимых Государств.
2. Структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ
Рассмотрим
бюджетные системы и
2.1. Бюджетная система Украины
Согласно ст. 5 БКУ - бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сёл, посёлков, городов и их объединений. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Бюджетная система - это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины. Каждое государство имеет свою бюджетную систему и устанавливает принципы её построения. Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы её построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.[8]
Согласно Бюджетного кодекса Украины бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы1. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно - территориального деления. Статья 6 БКУ выделяет и сводный бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.
Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов её районов и бюджетов городов республиканского значения. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области. Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, посёлков и сёл. Ст.61 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» установила, что органы местного самоуправления в сёлах, посёлках, городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты.
Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах, предусмотренных ст.7 БКУ:
1. принцип единства бюджетной системы Украины заключается в обеспечении единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единым регулированием порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учёта и отчётности;
2. принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета, которые должны соответствовать объёму поступлений в бюджет на соответственный бюджетный период, то есть, как определено в ст.95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами;
3. принцип самостоятельности - самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за звеньями бюджетной системы соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования денежных средств бюджета согласно с законодательством Украины правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно формировать и утверждать соответствующие бюджеты согласно с положениями Бюджетного кодекса Украины;
4. принцип полноты, когда в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно - правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Этот принцип должен реализовываться на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает в частности включение в доходы государственных фондов социального страхования (кроме Пенсионного фонда) с сохранением целевого использования денежных средств;
5. принцип обоснованности. Бюджет должен формироваться на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчётных поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утверждёнными методиками и правилами.
Реалистичность бюджета базируется на достоверности таких основных прогнозных показателей социально - экономического развития:
а) валовой внутренний продукт (ВВП) номинальный (млрд.грн.);
б) индекс потребительских цен (% в среднем к предыдущему году, декабрь к декабрю предыдущего года);
в) прибыль предприятий (млрд.грн)
г) поступления в бюджет от приватизации (млрд.грн.)
д) темпы прироста монетарной базы к началу года (%)
е) темпы прироста денежной массы к началу года (%)
ж) экспорт и импорт товаров и услуг (млн.дол.США)
и других показателей, которые должны утверждаться Кабинетом Министров Украины до составления бюджета:
6. принцип эффективности означает, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определённого бюджетом объёма средств;
7. принцип субсидарности означает, что распределение видов видов расходов между государственными бюджетами и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю. Расходные полномочия должны быть закреплены за бюджетами с целью децентрализации и с учётом того, что они могут быть выполнены наиболее эффективно на местах;
8. принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход позволяет остановить ответственных за целевое использование бюджетных денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса, а также степень ответственности каждого участника бюджетного процесса;
9. принцип публичности и прозрачности означает, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение об учёте их выполнения принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными радами.
Рассмотрев Бюджетную систему Украины можно сделать следующие выводы.
Структура
бюджетной системы значительной мерой
зависит от государственного устройства
страны. Так страна с федеральным (Россия)
или унитарным (Украина) устройством имеет
федеральный (государственный) бюджеты
составных частей федерации (штатов, земель,
кантонов, республик), а также местные
бюджеты (районов, городов, сел - в зависимости
от административного разделения). Принцип
ответственности участников бюджетного
процесса, когда каждый участник бюджетного
процесса несёт ответственность на каждой
стадии бюджетного процесса, для реализации
этого принципа в Бюджетном кодексе закреплены
полномочия за участниками бюджетного
процесса относительно соблюдения бюджетного
законодательства, а также вводится понятие
бюджетного правонарушения и устанавливается
ответственность. Центральное место бюджета
в финансовой системе, прежде всего, объясняется
тем, что с его помощью перераспределяется
значительная часть национального дохода.
В странах с развитой рыночной экономикой
через бюджет перераспределяется почти
половина национального дохода.