Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Объект – занимательные занятия с акварельными красками.
Предмет – содержание, формы, методы и условия проведения занятий с акварельными красками.
Гипотеза – Если в занятиях по изобразительной деятельности будет присутствовать занимательный компонент, то у детей будет воспитываться устойчивый интерес к открытию нового в творческих видах деятельности.

Цель – выявить начальный уровень изобразительных умений и навыков при проведении занимательных занятий с акварельными красками.
Задачи:

Содержание

Введение.
I.Теоретическая часть
1.1. Виды изобразительного искусства.
1.2. Акварельная живопись в истории искусств. Художники, работавшие в этой технике.
1.3. Жанры изобразительного искусства.
1.4. Акварель как живописный материал.
1.5. Техника работы акварелью.
1.6. Материалы и инструменты в акварельной живописи.
1.7. Психолого-педагогические условия при проведении занятий по изобразительной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении с акварельными красками.
1.8. Создание творческой атмосферы – как необходимого компонента в занимательном занятии с акварельными красками.

II.Примеры занятий и игр с акварельными красками по возрастным группам
2.1. Примеры занятий по возрастным группам.
2.2. Примеры игр по возрастным группам.
III.Практическая часть
3.1. Констатирующий эксперимент

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

   Каждый  из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

   Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

   Графическая деятельность, нанесение штрихов  на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду  карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более  целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

   Выражение в рисунке связного содержания требует  овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения  относительно друг другу.

   Своеобразием  каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

   Рисованием  дети занимаются главным образом  сидя за столом, поэтому большое  значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук  на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

         Каждое  занятие изобразительной деятельностью  начинается с обращения воспитателя  к детям, разговора с ними, а  часто применяется также показ  какого-либо наглядного материала. Поэтому  необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет  большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

         Наряду  с этим у детей воспитывается  все более устойчивое внимание к  словесным указаниям, не подкрепляемым  показом наглядного материала.

         Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

         Постепенно  дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

         У детей шести-семи лет, находящихся  на пороге школы, возникают новые  мотивы их интереса к занятиям–осознанное  желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

         Начиная с младшей группы необходимо воспитывать  у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

         Активность  детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении  в младших группах допустимы  значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие – медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

         Необходимо  заботиться не только о хорошем темпе  работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

         Аккуратность  и тщательность выполнения работы зависит  не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования  карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка – координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу  формы предметов или на построение узора, на украшение.  Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

         Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

   Наряду  с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям  воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна – дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

   Дети  получают удовольствие от рисования, в  большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен  процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

   В процессе изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

   Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.8. Создание творческой  атмосферы – как  необходимого компонента  в занимательном занятии с акварельными красками. 

   Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?

   Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

   во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

   в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

   в-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

   в-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

   Истинная  же ценность детского рисования заключается  не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).

   Поэтому необходимо:

             * обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого, его личность 
(например: способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый, 
слабый, средний, гениальный ребенок и т. п.);

   * оценивать  нужно достижения ребенка относительно  его личных 
возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

   *  необходимо  точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т. д.);

   * выделять  и оценивать: его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур - режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористическое решение), свободу владения изобразительным языком;

   * поддерживать, поощрять правомерно  самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительного 
языка;

   * важно  определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов;

   * в  самой оценке должно быть явлено  доброе внимание, желание увидеть  глубоко и полно все содержание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

   В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным  потребностям, а не "напоказ" и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением. В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей. 
 
 
 

Информация о работе Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении