Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Объект – занимательные занятия с акварельными красками.
Предмет – содержание, формы, методы и условия проведения занятий с акварельными красками.
Гипотеза – Если в занятиях по изобразительной деятельности будет присутствовать занимательный компонент, то у детей будет воспитываться устойчивый интерес к открытию нового в творческих видах деятельности.

Цель – выявить начальный уровень изобразительных умений и навыков при проведении занимательных занятий с акварельными красками.
Задачи:

Содержание

Введение.
I.Теоретическая часть
1.1. Виды изобразительного искусства.
1.2. Акварельная живопись в истории искусств. Художники, работавшие в этой технике.
1.3. Жанры изобразительного искусства.
1.4. Акварель как живописный материал.
1.5. Техника работы акварелью.
1.6. Материалы и инструменты в акварельной живописи.
1.7. Психолого-педагогические условия при проведении занятий по изобразительной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении с акварельными красками.
1.8. Создание творческой атмосферы – как необходимого компонента в занимательном занятии с акварельными красками.

II.Примеры занятий и игр с акварельными красками по возрастным группам
2.1. Примеры занятий по возрастным группам.
2.2. Примеры игр по возрастным группам.
III.Практическая часть
3.1. Констатирующий эксперимент

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

                           Министерство образования Челябинской области

   ГОУ СПО «Саткинский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Курсовая работа

          По теме: «Занимательные занятия с акварельными красками                  

                            в Дошкольном общеобразовательном учреждении» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнил: студентка 33 группы

                                                                               Давлетчина Светлана Викторовна

                                                                              

                                                                               Проверил: Чубукова Наталья                    

                                                                               Евгеньевна

                                          Содержание:

        Введение.

    I.Теоретическая часть

    1.1. Виды изобразительного искусства.

    1.2.  Акварельная  живопись в истории искусств. Художники, работавшие в этой технике.

    1.3. Жанры изобразительного  искусства.

    1.4. Акварель как живописный материал.

    1.5. Техника работы акварелью.

    1.6. Материалы  и инструменты в акварельной живописи.

    1.7. Психолого-педагогические условия при проведении занятий  по изобразительной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении с акварельными красками.

    1.8. Создание  творческой атмосферы – как  необходимого компонента в занимательном  занятии с акварельными красками. 
     

         II.Примеры занятий и игр с акварельными красками по возрастным группам

    2.1. Примеры  занятий по возрастным группам.

    2.2. Примеры  игр по возрастным группам. 

          III.Практическая часть

     3.1. Констатирующий эксперимент

      

     Использованная литература 
 

                                                ВВЕДЕНИЕ 

   Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему характеру  является художественной деятельностью. Специфика занятия изобразительным  творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

   Каждый  вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие  на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

   В современных педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

   Цвет  в рисунке – наиболее яркое  средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.

   Наблюдения  педагогической практики во 2 младшей  группе показали, что дети очень  любят выполнять работы красками. 

      Объект – занимательные занятия с акварельными красками. 

      Предмет – содержание, формы, методы и условия проведения занятий с акварельными красками. 

      Гипотеза – Если в занятиях по изобразительной деятельности будет присутствовать занимательный компонент, то у детей будет воспитываться устойчивый интерес к открытию нового в творческих видах деятельности.

     

      Цель – выявить начальный уровень изобразительных умений и навыков при проведении занимательных занятий с акварельными красками. 

      Задачи: 

   
  1. психолого-педагогическая характеристика группы;
  2. изучить теоретические основы работы техниками с акварельными красками;
  3. выявить психолого-педагогические условия при проведении занятий;
  4. продумать систему занимательных занятий с акварельными красками с учётом постепенного усложнения для детей разного возраста;

       
 
 
 
 
 
 
 
 

                             I.Теоретическая часть. 

   1.1.Виды изобразительного искусства.

   В философско-эстетической литературе среди видов искусства  различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (архитектура). Хотя это деление условно, однако разграничение искусств является определяющим в их морфологии (классификации), так как она базируется на различении предмета отображения. 
Живопись изображает окружающий нас мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений. 
     В основе построения живописного произведения в целом и отдельных его элементов лежит рисунок. Главным средством, с помощью которого живопись отражает видимый мир, является цвет. Цветом художник изображает предметы в окружающей их среде, т. е. передает на плоскости (например, холсте) объем и пространство. 
    Сюжетная картина - наиболее сложный вид живописного искусства. Чаще всего она изображает не одного, а нескольких персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. События могут развертываться в природе или в помещении.               Следовательно, художник, пишущий сюжетную картину, должен уметь не только изображать человека, его фигуру, лицо, душевное состояние, но и пейзаж, и окружающий предметный мир. 
    Портрет. Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, увлечения, духовный мир и психический склад - тема портретиста. Но каждому художнику, в силу его творческой индивидуальности, человек раскрывается не во всех перечисленных аспектах, а лишь в нескольких или в каком-либо одном, наиболее характерном. Иногда автор ставит перед собой определенную задачу - показать героя под каким-то одним углом зрения, подчеркнув или его деловые качества, или положение в обществе, или обнажить его духовный мир. 
    Пейзаж-это художественный образ природы или города, т. е. эстетически осмысленное их изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника. Следовательно, пейзаж-не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив-единичное явление природы, которое имеет свой характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определенное состояние природы, которое наиболее импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому пейзажи столь разнообразны по содержанию, столь разные чувства они вызывают у зрителя. 
     Натюрморт. В буквальном переводе с французского слово "натюрморт" означает "мертвая натура". Но это название, конечно, условно, так как далеко не определяет всей сути и многообразия данного жанра. Натюрморт включает в себя изображения всего богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. Это и то, что создано природой, - растения, цветы, снедь (овощи, битая дичь, рыба, фрукты), и то, что сделано человеком, - предметы домашней обстановки, орудия труда, книги, посуда, ткани и т.д. 
     Графика. Слово "графика" происходит от греческого что означает "пишу, рисую". Основанием для графики является, как правило, бумага. На нее наносится изображение карандашом, углем, тушью (пером), сангиной, т. е. такими техническими средствами, которые воспроизводят не цвет, а линию или однотонное пятно. К графике, помимо рисунка в собственном смысле слова, относятся такие виды линейно-штрихового изображения, как гравюра на металле (офорт), гравюра на дереве (ксилография), гравюра на линолеуме (линогравюра), литография. 
Специфическое средство художественного выражения в графике - однотонный рисунок.  
     Скульптура. В отличие от живописи и графики скульптура создает не иллюзию объемов, пространства, света, а реальный объем-трехмерную форму, живущую в реальном пространстве. Термин "скульптура" происходит от латинского слова- "высекать, вырезать". Также применительно к скульптуре употребляется термин "пластика", что означает "лепить". 
Скульптура может быть полнообъемной, т. е. обозреваемой со всех сторон, тогда она называется круглой. Но изображение может создаваться и неполной объемной формой, частично выступающей над плоскостью. Этот вид скульптуры называется рельефом. Он имеет разновидности: низкий рельеф-барельеф, в котором фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем наполовину своего объема; высокий рельеф-горельеф, где изображение значительно возвышается над плоскостью, а иногда лишь касается ее.  
     Архитектура, или зодчество, окружает человека повсюду в течение всей его жизни: это и жилище, и места работы, общественной деятельности, отдыха, развлечений. Иными словами, это среда, в которой человек существует. Искусственно созданная, эта среда одновременно и противостоит природе, изолируя от нее человека, защищая от ее воздействий, и связывает его с природой. Архитектура удовлетворяет практические нужды людей, она утилитарна и потому должна быть в первую очередь удобной, прочной, соответствующей своему назначению. 
     Декоративно-прикладное искусство. Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища-все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.
 
 

   1.2. Акварельная живопись  в истории искусств. Художники, работавшие  в этой технике. 

   В середине XVIII века англичане открыли для себя Рим, что стало решающим событием в истории акварели.  То была эпоха расцвета классицизма — течения преимущественно литературного, очень сильно, однако, повлиявшего на архитектуру, скульптуру и живопись. Черпая вдохновение в произведениях Древней Греции и Рима, классицизм возвращал искусство к античным нормам. Он пробудил в людях интерес к очагам античной культуры и желание увидеть их собственными глазами. Началось настоящее паломничество в Афины и Рим, сохранившие множество памятников прошлого: Колизей, триумфальная арка Тита, колонна Траяна: мавзолей Адриана, термы Каракаллы... XVIII век принято называть I веком путешествий. Действительно, заводчики и коммерсанты, люди умственного труда и художники, политики и аристократы, влекомые либо профессиональными интересами, либо склонностью к искусству или просто любопытством, устремились в иные страны, чтобы увидеть следы былого и почувствовать его аромат. Среди самых первых были англичане. Восприимчивые к прекрасному и хорошо образованные, они покупали виды Рима — гравюры и офорты, черно-белые или сепии — на память о пребывании в вечном городе. Такие пейзажи, называемые в Италии ведутами (veduta — вид), большей частью были выполнены Карлсвари, Каналстто и Пиранези. Художники создали около четырехсот рисунков, с которых затем печатались тысячи и тысячи офортов. К середине XVIII века виды Рима настолько вошли в моду, что многие художники разных стран решили посвятить себя этому жанру. Среди них были итальянцы Риччи, Панини и Гварди, англичане Парс, Рукер и Козенс. Ведуты, изображающие Рим, вскоре стали продаваться и в Англии, где к этому времени уже появились  гравированные на меди виды городов, изображения цветов, лошадей, собак и т.д. Эти великолепные гравюры, украшали стены многих домов. От них и пошла всемирная слава «английской гравюры». 
 

   Именно  в то время кому-то пришла счастливая мысль подкрасить печатное изображение акварелью. С тех пор цвет в гравюре начинает приобретать вce большее и большее значение, и мало-помалу вспомогательная техника превращается в самостоятельный вид искусства.

   Развитию  процесса способствовало творчество некоторых английских художников. Среди них следует назвать Джона Роберта Козенса и, конечно же

   Пола  Сандби, который не работал сериями, а в каждой своей гравюре пробовал 
новые и новые приемы, совершенствуя искусство акварели.
 

Предшественники и первые мастера

   Вернемся, однако, назад и вспомним, что акварель уже была известна в Древнем Египте, где на папирусе изображали сцены из жизни усопших. Потом акварель появляется в средневековых миниатюрах и доходит до эпохи Возрождения. В это время в Германии творит Альбрехт Дюрер, великий художник и гравер, предтеча акварельной живописи. В течение своей долгой и бурной жизни (1471 — 1528) Дюрер создал более тысячи: рисунков и около ста восьмидесяти восьми картин, в том числе восемьдесят шесть акварелей, написал три книги. После него акварель стала широко использоваться в качестве вспомогательной техники при создании эскизов для стенных росписей и картин. Великие мастера итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Миксланджсло Буонарроти, Рафаэль Санти, а также фламандские художники середины XVII века создают при помощи пера и кисти бесчисленное количество изумительных работ. В это же время в Риме французские художники Никола Пуссен и Клод Желле, прозванный Лорреном, пишут акварелью пейзажи, свидетельствующие о зарождающемся классицизме и предвосхитившие развитие акварели в Англии.

      1.3. Жанры живописи.

    Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику наиболее подходящей.

   Историческая  живопись

   Историческая  живопись – это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого. Она подразделяется на несколько видов. Историческая живопись, сюжеты которой почерпнуты из истории. Батальная живопись, которая ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Религиозная живопись, которая основывается на истории религии и важнейших ее моментах. Мифологическая живопись, которая изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах. Аллегорическая живопись, которая путем использования каких-либо художественных образов выражает отвлеченные идеи, например, по средствам изображения исторических событий в иносказательной форме указывает на современные.

   Бытовая живопись

   Бытовая (жанровая) живопись – это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов. При этом она ставит своей целью не фотографическое отображение окружающей повседневности. Художник по средствам самых обычных предметов, которые мы видим каждый день, выражает определенную идею, которая под час совсем не очевидна. Бытовая живопись делится на исторический жанр, современный, а также уличный жанр, каждый из которых отображает определенные сцены повседневной жизни, как общественной, так и частной.

Информация о работе Занимательные занятия с акварельными красками в Дошкольном общеобразовательном учреждении