Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков
Введение
Основные идеи Высокого Возрождения
Гуманистический неоплатонизм как фундаментальное понятие данного периода
Особенности Высокого Ренессанса в Венеции
Город Венеция
Джорджоне и Тициан – великие мастера Венецианского Ренессанса
Заключение
Под
«человеческим» гуманисты стали
понимать совокупность качеств (humanitas),
требующих специальной
Эстетика
Ренессанса, вообще говоря, самая причудливая
смесь неоплатонизма и
Так же под гуманизмом мы понимаем ту практическую направленность Ренессанса, которая наравне с неоплатонической теорией весьма властно и с большим темпераментом говорила специально о человеческой морали, о прогрессирующей общественности и о разного рода научных, художественных и педагогических тенденциях осознавшей себя человеческой личности, и притом осознавшей себя в своей свободе и независимости, а также в своем постоянном прогрессивном развитии.
Все
эти формы итальянского гуманизма
XV в. относятся не столько к истории
эстетики Ренессанса, сколько к общественно-
Особенности
Высокого Ренессанса
в Венеции
Венеция — один из самых удивительных городов в мире: город на воде. Безбрежное море, необъятное небо да небольшие плоские острова — вот тот минимум природных щедрот, которым одарила судьба Венецию. И так как населения было очень много, а земли очень мало, то предметом роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно было что-то построить.
Много веков жила Венеция, как
сказочно богатый город, и ее
жителей нельзя было удивить
обилием золота, серебра, драгоценных
камней, тканей и иных сокровищ,
но сад при дворце
Венеция играла активную роль в международной политике: в 1167 году она вошла в состав Ломбардской лиги, созданной североитальянскими городами для борьбы с императором Фридрихом I Барбароссой; папа Александр III также был врагом императора, который противопоставлял ему другого папу—Пасхалия III.
В
то время как в Средней и
Южной Италии кратковременный «золотой
век» Высокого Возрождения был завершен
в первые три десятилетия XVI века, а в последующие
годы наряду с величайшей его вершиной
— творчеством Микеланджело — развивалось
упадочное маньеристическое направление,
на севере Италии, в Венеции, дает свои
полновесные плоды гуманистическое искусство
Высокого и позднего Возрождения.
Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции «царицы Адриатики». И все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные средства позволили Венеции сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части XVI столетия. [7]
Высокое
Возрождение в Венеции –
Венеция была не заинтересована раскопками и изучением культуры, которую «возрождала» – ее Ренессанс имел другие истоки. Культура Византии особенно ярко повлияла на развитие культуры Венеции, однако строгость, присущая Византии, не привилась – Венеция больше впитала её красочность, золотой блеск. Венеция переработала в своем лоне и готику, и восточные традиции. Этот город вырабатывал свой стиль, черпая отовсюду, тяготея к красочности, к романтической живописности. Вкус к фантастическому, цветистому, однако, умерялся и упорядочивался духом деловитой трезвости, реальным взглядом на жизнь, свойственным венецианским купцам.
Из всего, что впитала Венеция, из нитей Запада и Востока она соткала свой Ренессанс, свою чисто светскую, протобуржуазную культуру, которая, в конечном счете, сблизилась с изысканиями итальянских гуманистов. Это произошло не раньше второй половины XV века – только тогда наступило кратковременное венецианское «кватроченто», вскоре уступившее культуре Высокого Ренессанса. Многим, кто знакомится с венецианской живописью, произведения раннего венецианского Ренессанса нравятся даже больше, чем прославленные полотна Тициана, Веронезе и Тинторетто. Произведения кватрочентистов сдержаннее и тоньше, их наивность пленяет, в них больше музыкальности. Художник, переходный от Раннего Возрождения к Высокому – Джованни Беллини, с течением времени все больше привлекает внимание, хотя долгое время его заслоняли своим пышным чувственным блеском его младшие современники.
Джорджоне – ученик Джованни Беллини, художник, считающийся первым мастером Высокого Возрождения в Венеции, принадлежал к породе мечтателей. В стиле Джорджоне есть общее и с Рафаэлем и с Леонардо да Винчи: Джорджоне «классичен», ясен, уравновешен в своих композициях, а его рисунку свойственна редкая плавность линий. Но Джорджоне лиричнее, интимнее, у него есть качество, искони свойственное венецианской школе и поднятое им на новую ступень,- колоризм. Любовь венецианцев к чувственной красоте цвета привела, шаг за шагом, к новому живописному принципу, когда материальность изображения достигается не столько светотенью, сколько градациями цвета. Отчасти, это уже есть у Джорджоне.
Искусство
Джорджоне открыло этап Высокого Возрождения
в Венеции. По сравнению с ясной рациональностью
искусства Леонардо живопись Джорджоне
пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью.
Раскрытию поэтичности и гармонии его
совершенных образов способствует пейзаж,
занимающий видное место в его творчестве.
Гармоническая связь человека с природой
— важная особенность творчества Джорджоне.
Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов,
поэтов, сам незаурядный музыкант, Джорджоне
находит тончайшую музыкальность ритмов
в своих композициях. Громадную роль играет
в них колорит. Звучные краски, положенные
прозрачными слоями, смягчают очертания.
Художник мастерски использует свойства
масляной живописи. Многообразие оттенков
и переходных тонов помогает ему достигнуть
единства объема, света, цвета и пространства.
Среди ранних его произведений привлекает
нежной мечтательностью, тонким лиризмом
«Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Библейская героиня изображена юной прекрасной
женщиной на фоне притихшей природы. Однако
странную тревожную ноту вносит в эту,
казалось бы, гармоничную композицию меч
в руке героини и отрубленная голова врага,
ею попранная.
В картинах «Гроза» (около 1505, Венеция,
галерея Академии) и «Сельский концерт»
(около 1508—1510, Париж, Лувр), сюжеты которых
остались неустановленными, настроение
создают не только люди, но и природа: предгрозовая
— в первой и спокойно-лучезарная, торжественная
— во второй. На фоне пейзажа изображены
люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие
чего-то или музицирующие, составляющие
неразрывное целое с окружающей их природой.
Сочетание идеального гармоничного с
конкретно-индивидуальным в характеристике
человека отличает написанные Джорджоне
портреты. Привлекает глубиной мысли,
благородством характера, мечтательностью
и одухотворенностью Антонио Брокардо
(1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных
искусств). Образ совершенной возвышенной
красоты и поэтичности получает свое идеальное
воплощение в «Спящей Венере» (около 1508—1510,
Дрезден, Картинная галерея). Она представлена
на фоне сельского пейзажа, погруженная
в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний
ее фигуры тонко гармонирует с мягкими
линиями пологих холмов, с задумчивым
спокойствием природы. Смягчены все контуры,
идеально прекрасна пластика, пропорционально
соразмерны нежно моделированные формы.
Тонкие нюансы золотистого тона передают
теплоту обнаженного тела. Джорджоне умер
в расцвете творческих сил от чумы, так
и не завершив свою самую совершенную
картину. Пейзаж в картине дописывал Тициан,
закончивший и другие заказы, порученные
Джорджоне. [7]
На
долгие годы определило пути развития
венецианской школы живописи искусство
ее главы — Тициана (1485/1490—1576). Наряду
с искусством Леонардо, Рафаэля и
Микеланджело оно представляется вершиной
Высокого Возрождения. Верность Тициана
гуманистическим принципам, вера в волю,
разум и возможности человека, мощный
колоризм сообщают его произведениям
громадную притягательную силу. В его
творчестве окончательно выявляется своеобразие
реализма венецианской школы живописи.
Мироощущение художника полнокровно,
знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность
его дарования проявилась в разработке
различных жанров и тем лирических и драматических.
В отличие от рано умершего Джорджоне
Тициан прожил долгую счастливую жизнь,
полную вдохновенного творческого труда.
Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь
жил в Венеции, там же учился — сначала
у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь ненадолго,
уже добившись известности, он выезжал
по приглашению заказчиков в Рим и Аугсбург,
предпочитая работать в обстановке своего
просторного гостеприимного дома, где
часто собирались его друзья-гуманисты
и художники, среди них — писатель Аретино,
архитектор Сансовино.
Ранние произведения Тициана отмечены
поэтичностью мировосприятия. Но в отличие
от мечтательно-лиричных героев своего
предшественника Тициан создает образы
более полнокровные, активные, жизнерадостные.
В картине «Любовь земная и небесная»
(1510-е годы, Рим, галерея Боргезе) на фоне
прекрасного идиллического пейзажа представлены
две женщины. Одна из них, пышно одетая,
задумчиво-непринужденная, слушает другую,
златокудрую, ясноглазую, совершенная
красота обнаженного тела которой оттенена
алым плащом, ниспадающим с ее плеча. Сюжет
этой аллегории, так же как и ряда картин
Джорджоне, не имеет единого толкования.
Но он дает возможность художнику изобразить
два различных характера, состояния, два
идеальных образа, тонко гармонирующих
с озаренной теплым светом пышной природой.
На противопоставлении двух характеров
строит Тициан композицию «Динарий кесаря»
(1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство
и возвышенная красота Христа подчеркиваются
хищным выражением лица и уродливостью
стяжателя-фарисея. К периоду творческой
зрелости Тициана относится ряд алтарных
образов, портретов и мифологических композиций.
Слава Тициана распространилась далеко
за пределы Венеции, и число заказов непрестанно
возрастало. В его произведениях 1518—1530
годов грандиозный размах и пафос сочетаются
с динамикой построения композиции, торжественным
величием, с передачей полноты бытия, богатством
и красотой насыщенных цветовых гармоний.
Таково «Вознесение Марии» («Ассунта»,
1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари),
где мощное дыхание жизни ощущается в
самой атмосфере, в бегущих облаках, в
толпе апостолов, с восхищением и удивлением
взирающих на фигуру возносящейся в небо
Марии, строго-величавую, патетичную. Энергична
светотеневая моделировка каждой фигуры,
естественны сложные и широкие движения,
исполненные страстного порыва. Торжественно-звучны
глубокие красные и синие тона. В «Мадонне
семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь
Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от
традиционного центрического построения
алтарного образа, Тициан дает сдвинутую
вправо асимметричную, но уравновешенную
композицию, полную яркой жизненности.
Острыми портретными характеристиками
наделены предстоящие перед Марией заказчики
— семейство Пезаро.
В 1530—1540 годы пафос и динамика ранних
композиции Тициана сменяются жизненно
непосредственными образами, ясной уравновешенностью,
замедленным повествованием. В картины
на религиозные и мифологические темы
художник вводит конкретную среду, народные
типы, точно наблюденные детали быта. В
сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция,
галерея Академии) изображена маленькая
Мария, поднимающаяся по широкой лестнице
к первосвященникам. И тут же среди шумной
толпы горожан, собравшихся перед храмом,
выделяется фигура старухи торговки, усевшейся
на ступенях рядом со своим товаром —
корзиной с яйцами. В картине «Венера Урбинская»
(около 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной
обнаженной красавицы низводится с поэтических
высот введением на втором плане фигур
служанок, что-то достающих из сундука.
Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится
сдержанной и глубокой.
На протяжении всей жизни Тициан обращался
к жанру портрета, выступив новатором
и в этой области. Он углубляет характеристики
портретируемых, подмечая своеобразие
осанки, движений, мимики, жеста, манеры
носить костюм. Его портреты подчас перерастают
в картины, раскрывающие психологические
конфликты и взаимоотношения между людьми.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой»
(1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает
индивидуальную конкретность, и вместе
с тем в нем выражены типические черты
человека Возрождения, с его целеустремленностью,
энергией, чувством независимости, юноша
словно задает вопрос и ждет ответа. Сжатые
губы, блестящие глаза, контраст белого
и черного в одежде обостряют характеристику.
Большой драматичностью и усложненностью
внутреннего мира, психологических и социальных
обобщений отличаются портреты позднего
времени, когда в творчестве Тициана рождается
тема конфликта человека с окружающим
миром. Поразителен по раскрытию утонченного
духовного мира портрет Ипполито Риминальди
(конец 1540-х годов, Флоренция, галерея Питти),
бледное лицо которого властно притягивает
сложностью характеристики, трепетной
одухотворенностью. Внутренняя жизнь
сосредоточена во взгляде, одновременно
напряженном и рассеянном, в нем горечь
сомнений и разочарований.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается
групповой портрет в рост папы Павла III
с племянниками, кардиналами Алессандро
и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей
Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие,
жестокость и алчность, властность и подобострастие,
дряхлость и цепкость — все то, что связывает
этих людей. Ярко реалистичен героический
конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо)
в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа,
озаренного золотыми отблесками заходящего
солнца. Портрет этот оказал громадное
воздействие на сложение барочного портрета
17—18 веков.
В 1540—1550-х годах в творчестве Тициана
резко возрастают черты живописности,
он достигает полного единства пластического
светотеневого и красочного решения. Мощные
удары света заставляют сиять и переливаться
краски. В самой жизни он находит идеал
полнокровной зрелой красоты, воплощенной
в мифологические образы, — «Венера перед
зеркалом» (около 1555, Вашингтон, Национальная
галерея искусства), «Даная» (около 1554,
Мадрид, Прадо).
Усиление феодально-католической реакции
и глубокий кризис, переживаемый Венецианской
республикой, вызывают обострение трагедийного
начала в поздних произведениях художника.
В них преобладают сюжеты мученичества
и страданий, непримиримого разлада с
жизнью, стоического мужества; «Мучение
святого Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь
Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е
годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Коронование
терновым венцом» (около 1570, Мюнхен, Пинакотека),
«Святой Себастьян» (около 1570, Санкт-Петербург,
Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея
Академии). Образ человека в них по-прежнему
обладает могучей силой, но утрачивает
черты внутренней гармонической уравновешенности.
Композиция упрощается, строится на сочетании
одной или нескольких фигур с архитектурным
или пейзажным фоном, погруженным в полумрак;
вечерние или ночные сцены озаряются зловещими
зарницами, светом факелов. Мир воспринимается
в изменчивости и движении. В этих картинах
полностью проявилась поздняя живописная
манера художника, приобретающая более
свободный и широкий характер и закладывающая
основы тональной живописи 17 века. Отказываясь
от ярких, ликующих красок, он обращается
к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим
оттенкам, подчиняя все общему золотистому
тону. Он добивается поразительного единства
красочной поверхности холста, применяя
различные фактурные приемы, варьируя
тончайшие лессировки и густые пастозные
открытые мазки краски, лепящей формы,
растворяющей линейный рисунок в световоздушной
среде, сообщающей форме трепет жизни.
И в поздних, даже самых трагических по
своему звучанию произведениях Тициан
не утратил веры в гуманистический идеал.
Человек для него до конца оставался высшей
ценностью существующего. Полным сознания
собственного достоинства, веры в торжество
разума, умудренным жизненным опытом предстает
перед нами в «Автопортрете» (около 1560,
Мадрид, Прадо) художник, через всю жизнь
пронесший светлые идеалы гуманизма. [7]
Достигшая
в пору Высокого Возрождения вершин
своего развития, ренессансная культура
не избежала кризисных явлений. Они
очевидны в зарождающейся драматической
напряженности художественных образов,
позже дошедшей до трагизма, в горьком
стремлении показать бесплодность даже
героических усилий человека в борьбе
с роковыми силами, противостоящими ему.
Признаки наметившихся кризисных явлений
складываются и в резко проявившихся в
ту пору контрастах общественной мысли:
рационализм и трезвый взгляд на действительность
сочетаются с напряженными утопическими
поисками идеального земного града.
Заключение
В данной курсовой работе была произведена попытка проследить развитие Ренессанса от Италии до Венеции, углубляясь в Высокий Ренессанс в Венеции, так как он сыграл важную роль в этой культурной эпохе не только в Италии, но и каким-то образом повлиял на всю Европу.
Говоря о Высоком Ренессансе в Италии, необходимо отметить, что характерной чертой являлось то, что, с одной стороны, здесь наблюдался необыкновенный подъем всех творческих сил, а, с другой - небывалое опустошение страны, разобщенной непримиримыми социально-экономическими и политическими противоречиями, проявляющимися кризисными тенденциями гуманизма. Противоречивость периода Высокого Возрождения выражается и в том, что вместе с утверждением идеала героического человека в итальянском искусстве возникает тенденция к обесцениванию человеческой личности.
Нужно согласиться с тем, что венецианская живопись достигла особого расцвета, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Языческое преклонение перед красотой физической сочеталось здесь с интересом к духовной жизни человека. Чувственное восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев, и вызвало развитие пейзажа. Джорджоне, первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.
Так как в данной работе прослеживается эволюция культуры в период Высокого Возрождения, следует выделить две основные тенденции. Во-первых, произошел существенный перелом в отношении к античности, которая, утратив свой изначальный смысл и сакральное значение, в «новом» качестве приспосабливает художественные образы к нуждам самых разных областей знаний и культурного опыта. Во-вторых, развитие и воплощение художественных идей, которые не осуществила Флоренция, реализовывались в Риме, Венеции, Милане и других городах, соперничество правителей которых способствовало зарождению кризисных тенденций во всех сферах общественной жизни, в том числе и в культуре.