Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат
Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.
Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………
В этом аттракционе
объединили хищников и
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.
Татьяна Филатова - заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России, младшая дочь В.И.Филатова. Родилась 19 июля 1949 года в Уссурийске. Окончила Московский педагогический институт, факультет иностранных языков. Образование ей очень пригодилось в жизни. Но с 70-х годов работает в цирке. Дрессирует медведей, слонов. Ее первым номером был трюк со слонихой Радой. А первое выступление состоялось в Свердловске, в 1967 году - еще в старом деревянном цирке. Татьяна замужем за заслуженным артистом России Александром Гориным, в 2000 году стали лауреатами I национальной премии "Цирк". Они являются руководителями аттракционов «Медвежий цирк» и «Индийский слон». Их дочь Валентина Филатова замужем за иллюзионистом Владимиром Максимовым, работает вместе с ним в номере "Семейка Адамс". Сейчас аттракцион передан их сыну, внуку В.И.Филатова - Александру Филатову.
Первый раз Татьяна Филатова вышла на манеж в 1971 году, в Ленинградском цирке на Фонтанке. Отец ей передал несколько трюков, а все остальное делал сам. В первые годы он вообще часто забывал о ее присутствии, потому что всю жизнь проработал один - для него даже было странно, что Таня тоже появлялась на манеже. Делал трюк вместо нее, а после представления она стояла за кулисами, ревела. Отец потом извинялся: «Ой, доченька, родная, не обижайся - забыл!» Вообще, конечно, в цирковом деле рядом необходим очень крепкий надежный партнер - особенно, в работе с хищниками. Поэтому Валентин Иванович и не хотел, чтобы его дочери занимались дрессурой. Что бы женщины ни говорили, без мужчин здесь не обойдешься - и силы у них намного больше, и хватка покрепче. И, как говорит Татьяна, ей в этом отношении повезло - с Александром Петровичем Гориным они вместе уже 30 лет. Еще до свадьбы он подрабатывал у В.И.Филатова в аттракционе ассистентом. А познакомились они, когда Александр работал в номере с першами - был нижним акробатом. Он очень любил акробатику - и в воздухе себя пробовал, и эквилибром занимался. Но пришлось выбирать, в дрессуре огромная нагрузка - у Филатова в то время было уже больше двадцати медведей. Да и Валентин Иванович стал часто болеть, ему нужен был постоянный помощник. С 1975 года работаем вместе. Стараются сохранить неизменной именно трюковую часть. Но привносят и свое, в зависимости от ситуации, количества медведей, каких-то идей, которые приходят. Многие медведи совсем маленькие, им по пять месяцев. Другие постарше, есть и старики, которые почти по 30-ть лет живут и исполняют уникальные трюки, которые больше никто не делает. Например «паук», когда медведи катаются на большом и маленьком колесе. Другой медведь сам подходит к велосипеду, поднимает его и едет на нем. По словам Татьяны среди них тоже встречаются тугодумы. Все, как у людей: одни умные, схватывают на лету, другие - тупые или лентяи. Также как в школе: подопечных себе не выбирают, занимаются с теми, кто есть.
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова.
Юлия Филатова родилась
в 1969 году. Окончила ЛГИТМИК по специальности «Экономика
и организация ведения театрально-зрелищных
мероприятий». Дрессировщица, артистка
«Цирка зверей Филатовых», заслуженная
артистка России, внучка В.И.Филатова.
Муж - Андрей Клыков родился в1966 году, артист,
акробат, закончил цирковое училище в
Москве. Юлия Филатова вместе с мужем Андреем
Клыковым продолжает семейную традицию
и выводит на манеж смешанную группу животных:
тут и обезьяны, и лошади, и леопарды, и
конечно медведи. Юлия представляет уже
пятое поколение династии Филатовых. В
1975 году в программу включили новый номер
«Иллюзия с дрессированными животными»
под руководством Юлии Филатовой. В 1998
году был создан номер «Медведи акробаты»
под руководством Андрея Клыкова (мужа
Юлии Филатовой). В 2001 году Юлией Филатовой
и Андреем Клыковым был образован новый
коллектив «Цирк зверей» имени В.И Филатова,
где были полностью переделаны и заново
поставлены номера с экзотическими животными,
медведями - акробатами и леопардами. Ими
были написаны стихи к тематическому параду
и эпилогу.
Номер «Леопарды на свободе» и впечатляет
невиданною смелостью в отношениях между
человеком и хищником. Обхватив лапами
дрессировщика Андрея Клыкова, леопард
танцует с ним. Так же леопард совершает
умопомрачительный прыжок с тумбы прямо
на руки к человеку! В номере Юлии Филатовой
на арене появятся звери и птицы - обезьянки,
как заправские наездники, скачут на пони.
Попугаи висят под куполом цирка вниз
головой, держась клювом за металлическое
кольцо, на котором сидят пернатые сородичи
размером поменьше. Кружатся в танце два
больших пуделя. В конце 2005 г. Ю. Филатова
и Андрей Клыков начали подготовку к созданию
нового тематического представления и
детских представлений. Первые уроки которого
она получила от своего знаменитого деда.
Этот номер существует с 1973 года. Еще тогда
Валентин Иванович Филатов предложил
эту идею, и под его руководством выступал
Валерий Филатов. Только тогда леопарды
были еще и на лошадях. И еще тогда техника
безопасности была продумана и одобрена
всеми инстанциями. Андрей Клыков говорит,
что, конечно, для таких номеров нужны
определенный опыт и подготовка. На арене
животное заинтересовано работой, общением
с дрессировщиком. В программе «Цирк зверей»
им. В.И.Филатова участвуют около 40 животных:
обезьяны, пони, медведи и т.д. То, что выполняют
на манеже попугаи — это своего рода визитная
карточка цирка Филатовых. Называется
он «Люстра» Юлия. Этот номер придумал
еще Валентин Иванович, с тех пор он остается
неизменным, на данный момент этот трюк
больше никто не делает.
Когда Юле было семь лет, она выступала в белом платье и с маленькой собачкой, танцующей вальс под руководством юной дрессировщицы. В 9 лет, дедушка делал для нее иллюзионные трюки. Теперь она работает и с хищниками. В Екатеринбурге ее мама – Людмила Филатова попала в больницу, а работать с хищниками нужно было каждый день. Отец сказал: «Выйдешь на манеж ты!» Ей нужно было стоять рядом с леопардом, держать его, следить за выполнением трюков. Юля была молодая, красивая старшеклассница, хотелось выпендриться, и на манеж она вышла на каблуках, несмотря на то, что папа ей это строго запретил. И на дебюте случился такой конфуз: Юля сломала каблук! Прямо на представлении споткнулась и упала в ноги леопарду. Папа ее поднял, посадил на тумбу, спрашивает: «Сильно ударилась?» А она ему: «Папа, каблук потеряла, как же я теперь буду ходить по манежу?» Но ничего, ковыляла на носочках, доработала на одном каблуке. Так началась ее работа с леопардами.
2.10. Моя ветка в цирковой династии.
Мой отец, Игорь Юрьевич Филатов - правнук основателя династии Ивана Лазаревича Филатова.
Эта ветка генеалогического дерева выстраивается следующим образом: старший сын Ивана Лазаревича - Анатолий Иванович Филатов, являющийся дедом моему отцу, тоже посвятил свою жизнь работе с животными. Анатолий Иванович стал основателем и первым директором Сталинградского зоопарка. Зоопарк в Сталинграде просуществовал с 1929 по 1942 годы. Во время Великой Отечественной войны очередная бомбежка города уничтожила весь зоопарк. Анатолию Ивановичу не удалось спасти своих животных, пытаясь эвакуировать их в безопасное место, он сам погиб под обстрелами.
В годы Великой Отечественной
войны семья Филатовых
Судьба моего отца
тоже оказалась тесно связанной
с цирком. Еще находясь на воинской
службе в качестве офицера в 1990 году
объединение «Союзгосцирк»
И в 1992 году появилась Уральская региональная ассоциация цирковых коллективов, в которую вступили более 200 организаций Уральского региона. С этого времени общественная деятельность моего отца неразрывно связана с руководством этой ассоциацией. В том же году он создал при Екатеринбургском цирке детскую студию «Арлекино», которая на сегодняшний день признана одним из лучших коллективов России. «Арлекино» является лауреатом многих Всероссийских и Международных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Томске, Новосибирске, Ханты-Мансийске, обладателем «золота» на международных фестивалях «Дети Азии», фестивалях творчества в Тунисе и Чехии. Еще одним удачным проектом Уральской ассоциации стал фестиваль циркового искусства «Цирк нашего детства», проходящий ежегодно в мае на манеже Екатеринбургского цирка. В этом году получил от компании «Рсогосцирк» статус международного фестиваля. 2009 год стал юбилейным как для студии «Арлекино», так и для фестиваля «Цирк нашего детства». Им исполнилось 13 лет. Для цирковой общественности цифра 13 считается счастливым числом, так как диаметр манежа как раз 13 метров.
Мое детство также вплотную связано с цирком. С трех летнего возраста я занимаюсь в цирковой студии. Первые мои выступления на манеже были связаны с дрессурой. Специально для меня в цирке купили тигрового питона, с которым я занималась в течение нескольких лет. Мне посчастливилось выступить на очередном фестивале «Цирк нашего детства», после чего в газете «Уральский рабочий» появилась статья с заголовком: «Одиннадцатилетняя Катя укротила удава». Я и моя сестра еще неоднократно становились лауреатами цирковых фестивалей, а, следовательно, можем также говорить о том, что и мы, самые молодые потомки, имеем отношение к цирку и в нас живет дух цирковой династии.
2.11.Рассказы и воспоминания.
Юрий Никулин в книге «Почти серьезно» рассказывает о том, как талантливый артист – Иван Лазаревич Филатов вошел в образ.
На какие только ухищрения порой не способны артисты, чтобы спасти программу! Один такой случай произошел по молодости с Иваном Лазаревичем Филатовым.
В маленьком провинциальном городке "прогорал" цирк. Чтобы поправить дела, хозяин расклеил по городу афиши: "Только два дня! В цирке показ дикаря-людоеда. Съедение живого человека на глазах у публики. Спешите покупать билеты!".
"Дикарем-людоедом" был назначен Филатов. Вечером публика до отказа заполнила цирк. Все жаждали сенсации.
В конце представления на манеж выкатили клетку с "дикарем". Тело его вымазали дегтем и сверху обсыпали перьями. Он рычал, брызгал слюной, скакал по клетке, делал вид, что пытается выломать прутья. Униформисты на вилах просовывали ему в клетку убитого голубя (чучело голубя с мешочком, наполненным клюквой). Иван Лазаревич рвал голубя зубами, во все стороны летели перья птицы, а по подбородку "людоеда" стекала "кровь". Публика смотрела на это зрелище, затаив дыхание... В центр манежа вышел хозяин и громко объявил:
- А теперь предлагаем
вашему вниманию съедение
В зале все замерли. Никто не вышел. Выждав паузу, хозяин объявил:
- Ввиду отсутствия
желающих представление
Разочарованная публика покидала цирк. А на другой день после того, как хозяин вызвал желающих быть съеденными, на манеж нетвердой походкой вышел крепко подвыпивший купчик.
- Же-ла-ю! Жалаю, пусть ест! - заявил он.
Возбужденная публика загудела. Купчик обратился к хозяину цирка:
- Раздеваться или так есть будет?
Растерянный, побледневший хозяин с трудом выдавил из себя:
- Так будет.
Открыли клетку. Зал замер. Перепуганный "людоед" Филатов изо всех сил зарычал и, встав на четвереньки, начал руками и ногами разбрасывать опилки, надеясь, что купчик испугается и передумает. Но пьяного это ничуть не испугало, и он смело пошел вперед. Не зная, что делать, "людоед" умоляюще посмотрел на хозяина.
- Кусай, кусай, - сквозь зубы цедил хозяин.
В отчаянии Иван Лазаревич, подпрыгнув, навалился на купца, опрокинул его на опилки и вцепился зубами в ухо. От боли тот моментально протрезвел и заорал благим матом. Орал укушенный. Орала публика. Визжали с перепугу женщины...
- Не надо! Не надо! - кричали с мест.
Униформисты по знаку хозяина бросились на Ивана Лазаревича и начали с силой оттаскивать его от купца.
А Филатов вошел в роль и, забыв, что он дикарь-людоед, выскочил из клетки и закричал на чистом русском языке:
- Дайте мне его! Дайте! Я его сейчас загрызу!
К счастью, за криком публики этих слов не было слышно. "Людоеда" с трудом водворили в клетку и увезли на конюшню.
Орал укушенный. Орала публика. Визжали с перепугу женщины...
- Не надо! Не надо! - кричали с мест.
Униформисты по знаку хозяина бросились на Ивана Лазаревича и начали с силой оттаскивать его от купца.
А Филатов-старший вошел в роль и, забыв, что он дикарь-людоед, выскочил из клетки и закричал на чистом русском языке:
- Дайте мне его! Дайте! Я его сейчас загрызу!
К счастью, за криком публики этих слов не было слышно. "Людоеда" с трудом водворили в клетку и увезли на конюшню.
Слушая этот рассказ, мы смеялись до слез. Громче всех хохотал Валентин Филатов, хотя, наверное, слышал историю в сотый раз.
- Вот начнет "гореть"
наш коллектив, объявим "
Так и работали мы вместе с Валентином Ивановичем Филатовым.
Из отрывка Ю.Никулина «Почти серьезно»: В.И.Филатов ставил спектакль «Приключения поводыря с медведем».
Талантливый артист, Филатов имел и моральное и профессиональное право требовать от всех нас полной отдачи сил. Медведей Валентин Филатов чувствовал и понимал удивительно. Помню, по ходу действия клоунского пролога, который мы репетировали, коверный Чайченко должен был пройти через манеж под руку с медведем Максом. Клоун долго не соглашался подходить к медведю. Боялся.