Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат
Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.
Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………
Министерство общего
и профессионального
Свердловской области
МОУО г. Екатеринбурга
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №177
Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга
Екатеринбург, 2009 г
Содержание.
Введение…………………………………………..…………
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга.................
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...……
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых………………………….…………….....
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…..1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»……………….……………….….1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……….
2.7. Наследство, обогащенное
новыми красками в творчестве
младшей дочери - Татьяны Филатовой.………………………………
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………….…………….……………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки…….………….
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания…………………
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется
90 лет Российскому
Существует потребность
в возрождении культурного
Цель работы: изучить вклад семьи Филатовых в становление и развитие Екатеринбургского цирка.
Задачи:
Гипотеза: История семьи Филатовых неразрывно связана с историей екатеринбургского цирка.
Объект: цирковая династия Филатовых
Субъект: история Екатеринбургского цирка
Методы, используемые в работе:
1. Цирк - визитная карточка Екатеринбурга.
1.1. Цирк как вид искусства.
Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.
Истоки возникновения цирка, как вида искусства уходят в далёкое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Грузинские воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т.д.) утверждались постепенно как в цирк, так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с першем, дрессировщиками диких зверей и наездниками.
С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.
В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.
С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали главным образом в области конного цирк и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп Х. де Бах, Б. Карре, Б. Фурре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.
Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.
По пути Ренца пошли многие деятели цирка— немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.
В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.
В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.
Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирк японские, китайские, персидские, арабские артисты.
С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Цирк теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирк отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5—6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.
После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.
В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Английский наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 французский предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции императорских театров; в 1849 здесь же был открыт каменный цирк (императорский). При Петербургском театральном училище начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й половине 19 вв. в цирк артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).
В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.
В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.
Советский многонациональный цирк унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном цирк стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства цирк было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие цирк получили художественных руководителей. К работе в цирк привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представлений — пантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.
В советском цирк выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.