Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………

Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

К.Филатова Реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

В СССР работает (1976) 61 стационарный цирк, действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных цирк; «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского цирк участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.

 

1.2. История Екатеринбургского цирка.

 

Как и во всех городах  России цирковое искусство в Екатеринбурге  началось со скоморохов, которые развлекали людей на ярмарках и площадях (праздниках).

Цирк жил как ярмарочные балаганы и лишь изредка встречались  профессионалы, бродившие по разным городам со всякими нехитрыми  репертуарами.

Первое упоминание о  цирке было в 1781 году, в полиции  было заведено дело о краже реквизита  у бродячего фокусника Евграфа Вербицкого.

В 1833г. Екатеринбург посетил  иллюзионист Амфим Бауш. В 1866г. наш  город посетила труппа австрийских  вольтижеров антрепренера Эммануэля  Бараненко.

С начала 70-х годов XIX века Екатеринбург стали посещать цирковые труппы. Они сооружали временные балаганы.В 1874г. было представление в пяти отделениях, представленное труппой Филиппа из Парижа.

20 января 1833г. итальянский  подданный Максимилиано Труцци  на Дровяной площади для собственной  труппы открыл первое "долговременное" цирковое здание на 900 мест. Цирк был зимним, теплым. Труцци отработали два сезона, а затем продали здание Боровскому. Оно неоднократно перестраивалось.

7 ноября 1909г. антрепренер  Э. Стрепетов вновь переоборудовал  цирк, где кроме манежа, была еще  и сцена. Выступали не только артисты цирка, но и оперетты, капелла русской песни и театр лилипутов. Показывали первые сеансы кино. Известный цирковой директор Э.И.Строкай, представивший зрителям знаменитого А.Сосина - первого исполнителя двойного сальто-мортале в партере. Антрепренер И.П.Сайковский впервые в городе организовал матчи французской борьбы. 

В 1912г. цирк сгорел. На его  месте построили оперный театр.

Цирковые представления  давались в Народном доме или Пролетарском театре, находившемся на пересечении  улиц Московской и главного проспекта.

Первый государственный  цирк был открыт в 1930г. на Хлебной  площади. Директором был Р.С.Гамсахурдия, строивший это здание. Цирк простоял один год и его на улицу Куйбышева, где оно простояло до 1974г. и  тоже сгорело. Это была целая эпоха Советского цирка, лучшего в мире. 

В 1931г. построили цирк на Уралмаше, директором были М.Цырульник, К.К.Вейланд-Шульц. В1936г. цирк снесли.

1 февраля 1980г. на  улице 8 Марта распахнул свои  двери новый, на 2640 мест, цирк с  оригинальным, ажурным куполом. Наш цирк, по своей конструкции, признан лучшим в Европе и предназначен для самых сложных постановок. История циркового искусства Екатеринбурга насчитывает семь цирковых зданий, находившихся в разных местах города.

Екатеринбургский цирк назван именем народного артиста СССР, лауреата многих всесоюзных и международных конкурсов, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени, создатель всемирно известных аттракционов "Медвежий цирк" и "Цирк зверей" - Валентина Ивановича Филатова.

 

2. Цирковые династии

 

2.1. Династия

 

Династия (от греч. dynasteia — господство), ряд поколений из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. В переносном смысле — ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т. п.

Одна из примеров распространенных династий - цирковая.

Во всей истории цивилизации  самые известные и устойчивые династии - цирковые. И это так: ведь трудно назвать еще какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой так важно с самого раннего возраста не только учиться профессиональным навыкам, но и приобщаться к сложному кодексу корпоративной этики.

Практически все жанры  циркового искусства бережно  передаются детям, "дышащим воздухом" арены, впитывающим её атмосферу, остающимися  на манеже вопреки всем трудностям выбранной профессии.

Возьмем к примеру  профессию дрессировщика. Дрессировка (от французского слова "dresser" - "обучать, натаскивать, выправлять") - приручение и подготовка животного к демонстрации трюков - существует с незапамятных времен.

Укротители зверей выступали  на аренах амфитеатров Древней Греции и Древнего Рима. В средневековой Европе странствующие комедианты показывали номера с дрессированными животными в ярмарочных театрах.

В России поводыри медведей участвовали в народных гуляньях, ходили по улицам, показывая, на что способны их подопечные. Со второй половины XVIII века в передвижных зверинцах (зооцирках) стали показывать дрессированных хищных зверей. Чаще всего семья работает с одной или несколькими группами животных, которых они растят, воспитывают, дрессируют заботятся о них с первых месяцев их жизни. Животные становятся членами их семьи. Рождаются дети и с первых дней их жизни они привыкают жить в окружении своих любимых питомцев. Кто же потом лучше них сможет перенять опыт родителей и найти общий язык с этими животными. Наблюдая за работай своих родителей дети изо дня в день, перенимают их трудный опыт, им легче затем применить полученные знания на практике.

 

2.2. История семьи в истории цирка. 

 

В 1920 году семья Ивана Лазаревича и Таисии Яковлевны Филатовых с передвижным зооцирком обосновалась в Екатеринбурге (Свердловске). В этом году у них родился тринадцатый  сын Валентин, который впоследствии внес огромный вклад в историю циркового искусства. Жила семья в бараке на ул. Водочной (ныне Мамина-Сибиряка). Барак стоял на месте, где сейчас располагается фонтан напротив Окружного дома офицеров. Там же прошли и первые годы жизни Валентина Ивановича. В возрасте шести лет он впервые вышел на манеж передвижного цирка своего отца в качестве акробата.  Затем семья Филатовых перебралась в Москву, там и обосновалась. Но город, где родился Валентин Иванович, навсегда оставил в его памяти неизгладимый след. Ведь именно здесь, едва научившись ходить, он увлеченно «играл в цирк»: пробовал выжимать стойки, жонглировать мячами, держать баланс. Именно здесь, родившись «в опилках», как говорят про детей артистов цирка, он впитал в себя и любовь к цирку. И, конечно же здесь, родившись сыном и внуком дрессировщиков, была предопределена его судьба – судьба циркового артиста, судьба дрессировщика.

Спустя годы, когда  Валентин Иванович стал выдающимся артистом цирка, основателем всемирно известного «Медвежьего цирка» он не раз приезжал с гастролями в Свердловск. Он любил  этот город еще и потому, что здесь у него остались родственники, которые всегда тепло принимали его. Но, к сожалению, ему не удалось поработать в здании современного цирка, так как он умер в возрасте 60 лет в 1969 году, не дожив 11 лет до момента, когда здание цирка на 8 Марта распахнуло свои двери для зрителей нашего города. Тем не менее, дело Валентина Ивановича продолжили его дочери Людмила и Татьяна Филатовы, которые регулярно раз в 2 – 3 года приезжают с гастролями в Екатеринбург с программами «Цирк зверей» и «Медвежий цирк». Эти программы оставил в наследство своим дочерям их отец. 

Очередные гастроли «Медвежьего  цирка» в Екатеринбурге в 1980 году совпали с одной стороны с  юбилейной датой этого аттракциона, а с другой стороны с торжественным  открытием нового здания цирка. Это чудесное совпадение послужило поводом увековечить память великого дрессировщика, родившегося в нашем городе, присвоив его имя нашему новому цирку. Спустя несколько лет в цирке появился бюст Валентина Ивановича, который расположен в фойе первого этажа. Артисты, приезжающие с гастрольными программами, почитающие талант легендарного артиста, возлагают к этому бюсту цветы. Для школьников проводятся экскурсии «За кулисами цирка» и место у бюста самое важное в этой экскурсии – здесь идет рассказ о жизни и творчестве великого дрессировщика, нашего земляка, всемирно известного человека. Одновременно с бюстом на здании цирка появилась мемориальная доска, на которой официально закреплено, что Екатеринбургский цирк носит имя дрессировщика Валентина Ивановича Филатова.

 

2.3. Династия семьи Филатовых.

 

Если вести отсчет от прадеда Валентина Ивановича  Филатова, то она давно перевалила 150-летний рубеж, а многотрудное искусство  дрессуры обогащается в семье  Филатовых все новыми и новыми красками.

Зрители многих поколений аплодируют, и еще не раз будут горячо аплодировать жизнерадостному искусству мастеров филатовской династии, для утверждения которой так много сделал выдающийся дрессировщик, замечательный артист советского и мирового цирка Валентин Иванович Филатов.(приложение 1.)

 Династия Филатовых  ведет свой отсчет с 1836 года. Её начало положил Лазарь Терентьевич  Филатов. Он давал представления  с медведями на ярмарках. Его  сын - Иван Лазаревич Филатов (1873-1956) продолжил и основал династию, также он является основателем системы зооцирков в СССР.  Он был артистом и разносторонним мастером манежа. Работал в разных цирковых жанрах: першевиком, акробатом, дрессировщиком хищников, выполнял главные роли в пантомимах «Иван в дороге», «Тарас Бульба» и др. К тому же Иван Лазаревич являлся Руководителем зооцирков, его жена - Таисия Яковлевна выступала гротеск - наездницей. У них было 13 детей, все они работали в цирке, но только двое из них навсегда связали свою жизнь с дрессурой и дали продолжение династии в цирке. Это были Мария Ивановна Филатова-Корнилова и младший сын Ивана Лазаревича - Валентин Иванович Филатов.

 

2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье.

 

Началось все с того, что на берегу Волги была ярмарка, где давал представление зверинец И.Л. Филатова. Во время увольнения с корабля на берег моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ту самую ярмарку. И все бы ничего, да пленил бравого моряка взор девушки, стоящей за кассой - дочери владельца, прекрасной Марии Ивановны. Ничего не смог с собой поделать Александр Иванович, женился и поменял морскую стихию на цирковую. Сперва, как и все начинающие, он работал служащим арены, позже, поднаторев в дрессуре, стал сам работать на манеже и создал свой собственный аттракцион. Таким образом, из одного маленького балаганчика, раскинувшегося на берегу Волги, взяли свое начало две именитые на весь мир цирковые династии- Филатовых, прославившаяся дрессурой медведей и остальных хищников, и Корниловых, создавших неповторимые традиции дрессуры слонов. Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил отпрыск Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программки прославили русский цирк далеко за пределами родины. Его дочь Таисия - народная артистка РФ, Лауреат премии Москвы, Призер интернационального фестиваля в Вероне, сценарист, режиссер, художественный управляющий программ "Вокруг света", "Путешествие в тропические заросли", готовится к постановке эстрадно-цирковой спектакль "Skyland".

Она, как практически  все цирковые детки, с 6 лет работала на арене, была полноправным участником отцовского аттракциона. После слов конферансье "Слоненок Майя и девчонка Тая!" малая Тая сделала собственный 1-ый выезд на арену. И уже тогда она в первый раз сообразила: цирк и она неразделимы. И именно во время этого-первого выхода на арену её и заметил будущий супруг- Алексей Дементьев. Шестилетний мальчик, сидя рядом со своим папой, он с белоснежной завистью следил за работой ровесницы на арене. Шли годы, и через 10 лет программа Корнилова снова гастролировала в Риге. Таисия, уже старшеклассница, красотка и довольно опытнейшая артистка цирка, "звезда" номера, пришла обучаться конкретно в ту школу, где уже грыз гранит науки тот самый мальчуган, некогда восторженно наблюдавший за программой, а сейчас гроза всей школы, отчаянный хулиган и спортсмен-боксер. Та рижская школа, видимо, призвана была воспитывать будущих "звезд" русской культуры, поэтому в классе Алексея обучалась, будущая создатель популярнейшего балета "Тодес" Алла Духова. Она поспособствовала тому, что 1-ая мимолетная стычка 2-ух юных людей переросла в дружбу, которая совсем скоро стала любовью. Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о собственном желании жениться на Таисии. Делать было нечего, и два почетных семейства - именитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, чтобы обсудить будущее своих детей. Требование Корнилова было твердым - тот, кто желает жить с его дочерью, должен предназначить себя цирку. На что глава семьи Дементьевых, человек серьезных нравов, возмутился от одной мысли, что его отпрыск будет "крутить слонам хвосты". Все разругались и разошлись. Но Алексей Дементьев не был бы сам собою, если б дозволил кому-то решить свою судьбу за место себя. Ночь ушла на размышления, а уже в 6 утра упрямый юноша звонил в дверь Корниловых. Анатолий Александрович грозно спросил: "Что ты хочешь?" Будущий зять востребовал ручку и бумагу и написал заявление о приеме на работу в цирк. Ему, как и его жене, было в ту пору восемнадцать лет.

Начиная с того памятного  утра, бросив все прежние планы, ее юный супруг работал обычным служащим арены, пока не узнал все тонкости искусства дрессировки слонов. Только лишь после этого он вошел в  номер. Творческий тандем оказался идеален - Алексей, кроме дрессуры, занимался всеми вопросами административного характера, Таисия взяла на себя творческую, режиссерскую сторону программы. Они создали  свой собственный цирк шапито, с которым удачно гастролировали почти по всем городкам и странам. Супругам еще не было 30, когда они получили звание заслуженных артистов и всего по 39, когда стали самыми юными народными артистами РФ. Получили муниципальную премию Москвы. В 2000 году полным ходом шла работа над принципиальным и ответственным проектом - цирк Корниловых-Дементьевых отправлялся в долгие гастроли по Бельгии и всей остальной Европе. Алексей с коллективом собственной автотранспортной компании целый месяц, без сна и отдыха, разрабатывал и воплощал в жизнь неповторимый проект "слоновозки", в которую с комфортом для дальней дороги могли поместиться сходу три слона и три лошадки. В далекий путь вышла колонна из 5 машин с животными и реквизитом. Алексей Дементьев ехал в замыкающей. Сказался месяц бессонной изматывающей работы - он уснул за рулем, выехал на встречную полосу и умер от лобового столкновения. Прощались с ним дважды - на манеже цирка на Цветном бульваре, где опосля так же прощались лишь с Юрием Никулиным, и в родной Риге. Гастроли в Бельгию не отменили - очень много сил было вложено в их. Можно лишь догадываться, какого неимоверного мужества стоило Таисии провести этот последний проект супруга. Каждый вечер, в различных городках и странах, выходила она на арену - постоянно прекрасная и сияющая, чтоб ни один зритель, пришедший в цирк получить свою порцию радости, не додумался, какая неотступная душевная боль живет в данной хрупкой, но таковой мощной даме.

Информация о работе Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга