Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат
Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.
Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………
В СССР работает (1976) 61 стационарный цирк, действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных цирк; «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского цирк участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.
1.2. История Екатеринбургского цирка.
Как и во всех городах России цирковое искусство в Екатеринбурге началось со скоморохов, которые развлекали людей на ярмарках и площадях (праздниках).
Цирк жил как ярмарочные балаганы и лишь изредка встречались профессионалы, бродившие по разным городам со всякими нехитрыми репертуарами.
Первое упоминание о цирке было в 1781 году, в полиции было заведено дело о краже реквизита у бродячего фокусника Евграфа Вербицкого.
В 1833г. Екатеринбург посетил иллюзионист Амфим Бауш. В 1866г. наш город посетила труппа австрийских вольтижеров антрепренера Эммануэля Бараненко.
С начала 70-х годов XIX века Екатеринбург стали посещать цирковые труппы. Они сооружали временные балаганы.В 1874г. было представление в пяти отделениях, представленное труппой Филиппа из Парижа.
20 января 1833г. итальянский
подданный Максимилиано Труцци
на Дровяной площади для
7 ноября 1909г. антрепренер
Э. Стрепетов вновь
В 1912г. цирк сгорел. На его месте построили оперный театр.
Цирковые представления давались в Народном доме или Пролетарском театре, находившемся на пересечении улиц Московской и главного проспекта.
Первый государственный цирк был открыт в 1930г. на Хлебной площади. Директором был Р.С.Гамсахурдия, строивший это здание. Цирк простоял один год и его на улицу Куйбышева, где оно простояло до 1974г. и тоже сгорело. Это была целая эпоха Советского цирка, лучшего в мире.
В 1931г. построили цирк на Уралмаше, директором были М.Цырульник, К.К.Вейланд-Шульц. В1936г. цирк снесли.
1 февраля 1980г. на улице 8 Марта распахнул свои двери новый, на 2640 мест, цирк с оригинальным, ажурным куполом. Наш цирк, по своей конструкции, признан лучшим в Европе и предназначен для самых сложных постановок. История циркового искусства Екатеринбурга насчитывает семь цирковых зданий, находившихся в разных местах города.
Екатеринбургский цирк назван именем народного артиста СССР, лауреата многих всесоюзных и международных конкурсов, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени, создатель всемирно известных аттракционов "Медвежий цирк" и "Цирк зверей" - Валентина Ивановича Филатова.
2. Цирковые династии
2.1. Династия
Династия (от греч. dynasteia — господство), ряд поколений из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. В переносном смысле — ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т. п.
Одна из примеров распространенных династий - цирковая.
Во всей истории цивилизации самые известные и устойчивые династии - цирковые. И это так: ведь трудно назвать еще какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой так важно с самого раннего возраста не только учиться профессиональным навыкам, но и приобщаться к сложному кодексу корпоративной этики.
Практически все жанры циркового искусства бережно передаются детям, "дышащим воздухом" арены, впитывающим её атмосферу, остающимися на манеже вопреки всем трудностям выбранной профессии.
Возьмем к примеру профессию дрессировщика. Дрессировка (от французского слова "dresser" - "обучать, натаскивать, выправлять") - приручение и подготовка животного к демонстрации трюков - существует с незапамятных времен.
Укротители зверей выступали на аренах амфитеатров Древней Греции и Древнего Рима. В средневековой Европе странствующие комедианты показывали номера с дрессированными животными в ярмарочных театрах.
В России поводыри медведей участвовали в народных гуляньях, ходили по улицам, показывая, на что способны их подопечные. Со второй половины XVIII века в передвижных зверинцах (зооцирках) стали показывать дрессированных хищных зверей. Чаще всего семья работает с одной или несколькими группами животных, которых они растят, воспитывают, дрессируют заботятся о них с первых месяцев их жизни. Животные становятся членами их семьи. Рождаются дети и с первых дней их жизни они привыкают жить в окружении своих любимых питомцев. Кто же потом лучше них сможет перенять опыт родителей и найти общий язык с этими животными. Наблюдая за работай своих родителей дети изо дня в день, перенимают их трудный опыт, им легче затем применить полученные знания на практике.
2.2. История семьи в истории цирка.
В 1920 году семья Ивана Лазаревича и Таисии Яковлевны Филатовых с передвижным зооцирком обосновалась в Екатеринбурге (Свердловске). В этом году у них родился тринадцатый сын Валентин, который впоследствии внес огромный вклад в историю циркового искусства. Жила семья в бараке на ул. Водочной (ныне Мамина-Сибиряка). Барак стоял на месте, где сейчас располагается фонтан напротив Окружного дома офицеров. Там же прошли и первые годы жизни Валентина Ивановича. В возрасте шести лет он впервые вышел на манеж передвижного цирка своего отца в качестве акробата. Затем семья Филатовых перебралась в Москву, там и обосновалась. Но город, где родился Валентин Иванович, навсегда оставил в его памяти неизгладимый след. Ведь именно здесь, едва научившись ходить, он увлеченно «играл в цирк»: пробовал выжимать стойки, жонглировать мячами, держать баланс. Именно здесь, родившись «в опилках», как говорят про детей артистов цирка, он впитал в себя и любовь к цирку. И, конечно же здесь, родившись сыном и внуком дрессировщиков, была предопределена его судьба – судьба циркового артиста, судьба дрессировщика.
Спустя годы, когда Валентин Иванович стал выдающимся артистом цирка, основателем всемирно известного «Медвежьего цирка» он не раз приезжал с гастролями в Свердловск. Он любил этот город еще и потому, что здесь у него остались родственники, которые всегда тепло принимали его. Но, к сожалению, ему не удалось поработать в здании современного цирка, так как он умер в возрасте 60 лет в 1969 году, не дожив 11 лет до момента, когда здание цирка на 8 Марта распахнуло свои двери для зрителей нашего города. Тем не менее, дело Валентина Ивановича продолжили его дочери Людмила и Татьяна Филатовы, которые регулярно раз в 2 – 3 года приезжают с гастролями в Екатеринбург с программами «Цирк зверей» и «Медвежий цирк». Эти программы оставил в наследство своим дочерям их отец.
Очередные гастроли «Медвежьего
цирка» в Екатеринбурге в 1980 году
совпали с одной стороны с
юбилейной датой этого
2.3. Династия семьи Филатовых.
Если вести отсчет от прадеда Валентина Ивановича Филатова, то она давно перевалила 150-летний рубеж, а многотрудное искусство дрессуры обогащается в семье Филатовых все новыми и новыми красками.
Зрители многих поколений аплодируют, и еще не раз будут горячо аплодировать жизнерадостному искусству мастеров филатовской династии, для утверждения которой так много сделал выдающийся дрессировщик, замечательный артист советского и мирового цирка Валентин Иванович Филатов.(приложение 1.)
Династия Филатовых
ведет свой отсчет с 1836 года.
Её начало положил Лазарь
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье.
Началось все с того, что на берегу Волги была ярмарка, где давал представление зверинец И.Л. Филатова. Во время увольнения с корабля на берег моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ту самую ярмарку. И все бы ничего, да пленил бравого моряка взор девушки, стоящей за кассой - дочери владельца, прекрасной Марии Ивановны. Ничего не смог с собой поделать Александр Иванович, женился и поменял морскую стихию на цирковую. Сперва, как и все начинающие, он работал служащим арены, позже, поднаторев в дрессуре, стал сам работать на манеже и создал свой собственный аттракцион. Таким образом, из одного маленького балаганчика, раскинувшегося на берегу Волги, взяли свое начало две именитые на весь мир цирковые династии- Филатовых, прославившаяся дрессурой медведей и остальных хищников, и Корниловых, создавших неповторимые традиции дрессуры слонов. Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил отпрыск Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программки прославили русский цирк далеко за пределами родины. Его дочь Таисия - народная артистка РФ, Лауреат премии Москвы, Призер интернационального фестиваля в Вероне, сценарист, режиссер, художественный управляющий программ "Вокруг света", "Путешествие в тропические заросли", готовится к постановке эстрадно-цирковой спектакль "Skyland".
Она, как практически все цирковые детки, с 6 лет работала на арене, была полноправным участником отцовского аттракциона. После слов конферансье "Слоненок Майя и девчонка Тая!" малая Тая сделала собственный 1-ый выезд на арену. И уже тогда она в первый раз сообразила: цирк и она неразделимы. И именно во время этого-первого выхода на арену её и заметил будущий супруг- Алексей Дементьев. Шестилетний мальчик, сидя рядом со своим папой, он с белоснежной завистью следил за работой ровесницы на арене. Шли годы, и через 10 лет программа Корнилова снова гастролировала в Риге. Таисия, уже старшеклассница, красотка и довольно опытнейшая артистка цирка, "звезда" номера, пришла обучаться конкретно в ту школу, где уже грыз гранит науки тот самый мальчуган, некогда восторженно наблюдавший за программой, а сейчас гроза всей школы, отчаянный хулиган и спортсмен-боксер. Та рижская школа, видимо, призвана была воспитывать будущих "звезд" русской культуры, поэтому в классе Алексея обучалась, будущая создатель популярнейшего балета "Тодес" Алла Духова. Она поспособствовала тому, что 1-ая мимолетная стычка 2-ух юных людей переросла в дружбу, которая совсем скоро стала любовью. Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о собственном желании жениться на Таисии. Делать было нечего, и два почетных семейства - именитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, чтобы обсудить будущее своих детей. Требование Корнилова было твердым - тот, кто желает жить с его дочерью, должен предназначить себя цирку. На что глава семьи Дементьевых, человек серьезных нравов, возмутился от одной мысли, что его отпрыск будет "крутить слонам хвосты". Все разругались и разошлись. Но Алексей Дементьев не был бы сам собою, если б дозволил кому-то решить свою судьбу за место себя. Ночь ушла на размышления, а уже в 6 утра упрямый юноша звонил в дверь Корниловых. Анатолий Александрович грозно спросил: "Что ты хочешь?" Будущий зять востребовал ручку и бумагу и написал заявление о приеме на работу в цирк. Ему, как и его жене, было в ту пору восемнадцать лет.
Начиная с того памятного утра, бросив все прежние планы, ее юный супруг работал обычным служащим арены, пока не узнал все тонкости искусства дрессировки слонов. Только лишь после этого он вошел в номер. Творческий тандем оказался идеален - Алексей, кроме дрессуры, занимался всеми вопросами административного характера, Таисия взяла на себя творческую, режиссерскую сторону программы. Они создали свой собственный цирк шапито, с которым удачно гастролировали почти по всем городкам и странам. Супругам еще не было 30, когда они получили звание заслуженных артистов и всего по 39, когда стали самыми юными народными артистами РФ. Получили муниципальную премию Москвы. В 2000 году полным ходом шла работа над принципиальным и ответственным проектом - цирк Корниловых-Дементьевых отправлялся в долгие гастроли по Бельгии и всей остальной Европе. Алексей с коллективом собственной автотранспортной компании целый месяц, без сна и отдыха, разрабатывал и воплощал в жизнь неповторимый проект "слоновозки", в которую с комфортом для дальней дороги могли поместиться сходу три слона и три лошадки. В далекий путь вышла колонна из 5 машин с животными и реквизитом. Алексей Дементьев ехал в замыкающей. Сказался месяц бессонной изматывающей работы - он уснул за рулем, выехал на встречную полосу и умер от лобового столкновения. Прощались с ним дважды - на манеже цирка на Цветном бульваре, где опосля так же прощались лишь с Юрием Никулиным, и в родной Риге. Гастроли в Бельгию не отменили - очень много сил было вложено в их. Можно лишь догадываться, какого неимоверного мужества стоило Таисии провести этот последний проект супруга. Каждый вечер, в различных городках и странах, выходила она на арену - постоянно прекрасная и сияющая, чтоб ни один зритель, пришедший в цирк получить свою порцию радости, не додумался, какая неотступная душевная боль живет в данной хрупкой, но таковой мощной даме.