Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:35, реферат
Конец XIX – начало XX столетия – переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни России. Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественных произведений этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура – выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.
Введение.
«Эпоха»
Серова.
Конец
XIX – начало XX столетия – переломная эпоха
во всех сферах социальной, политической
и духовной жизни России. Сложные жизненные
процессы обусловили многообразие
форм художественных произведений этих
лет. Все виды искусства – живопись, театр,
музыка, архитектура – выступили за обновление
художественного языка, за высокий профессионализм.
Одним
из самых крупных художников на рубеже
веков был Валентин Александрович
Серов. Ученик Репина, наследник лучших
традиций русской реалистической школы,
Серов с самого начала своей творческой
деятельности выступает как принципиальный
новатор и таким остаётся до конца своей
жизни.
Часть I.
История
жизни Валентина Серова.
Валентин
Серов родился 7 января (19 января –
по новому стилю) 1865 года в Петербурге
в семье Александра Николаевича Серова,
знаменитого композитора и музыкального
критика, автора популярнейших опер «Юдифь»,
«Рогнеда», «Вражья сила», издателя и редактора
журнала «Музыка и театр». А. Н. Серов был
первым русским вагнерианцем; после его
смерти Вагнер назвал дружбу с ним «драгоценнейшим
достоянием своей жизни». На шумных вечерах
в доме Серовых всегда собиралось много
людей, тут бывали те, кто, в сущности, «делал»
тогдашнее русское искусство. Илья Репин,
которому было суждено сыграть большую
роль в жизни Серова, писал: «Исключительно
огромной просвещённостью обладал весь
тот круг, где Серову посчастливилось
с детства вращаться. И то значение, какое
имел для искусства его отец, и та среда,
где жила его мать, - всё способствовало
выработке в нём безупречного вкуса».
Мать художника Валентина
Семёновна Серова (урождённая Бергман),
тоже была незаурядной
«По
Чернышевскому» пришлось пожить и маленькому
Валентину. В 1871 году, после смерти А.
Серова, Валентина Серова уехала учиться
музыке в Мюнхен, определив сына в семью
доктора О. Когана. Коганы, взяв с собой
мальчика, переселились на хутор в смоленском
имении Друцких (жена Когана была урождённой
княжной Друцкой), где в течение года внедряли
в жизнь практические идеи Чернышевского,
изложенные им в романе «Что делать?».
Внедряли не слишком успешно – в 1872 году
они отправились в Мюнхен. Там Валентин
«воссоединился» с матерью.
Обнаружив
у сына явные художественные способности,
Валентина Серова в 1874 году перебралась
с ним в Париж, где в то время в пенсионерской
командировке находился Репин. Он взялся
руководить мальчиком. В том же году произошла
одна важная встреча – в Риме В. С. Серова
познакомилась с известным меценатом
С. И. Мамонтовым и получила от него приглашение
посетить его подмосковное имение Абрамцево.
Летом
следующего года она воспользовалась
этим приглашением, тем самым введя
совсем юного Серова в Абрамцевский художественный
кружок – этому кружку русское искусство
обязано очень многим. Ранние успехи Серова
тоже связаны с жизнью в Абрамцеве, где
его учили такие знаменитости, как И. Репин,
В. Васнецов, В. Поленов. Где, в конце концов,
сама атмосфера подвигала его интенсивно
развиваться. «Серов рос не по дням, а по
часам», - свидетельствовал В. Васнецов.
В
1878 году И. Репин переселился в
Москву и снова стал заниматься с
Серовым. Летом 1880 года он взял с собой
подростка в поездку в Крым
и на днепровские пороги, где он
собирал материал для своих «Запорожцев».
Осенью Репин, написав рекомендательное
письмо, послал своего ученика в петербургскую
Академию. Несмотря на то, что юноше было
лишь пятнадцать лет, его в виде исключения
приняли вольнослушателем. Серов попал
в мастерскую легендарного П. Чистякова.
Среди воспитанников Чистякова числились
Репин, Поленов, Суриков и многие другие
выдающиеся живописцы, но ни в ком он, по
собственному признанию, не встречал такой
универсальной одарённости, какой природа
наградила Серова.
В
Академии у Серова появились первые
друзья. Ими стали М. Врубель и
В. Дервиз. В совместно снятой мастерской
они зимой 1882-83 года писали натурщицу в
стиле «Ренессанс». Вместе каждый вечер
спешили в семейство тётки Серова, Аделаиды
Семёновны Симонович. Зарождались романы.
Врубель влюбился в Машу Симонович, послужившую
моделью для серовской «Девушки, освещённой
солнцем», Дервиз – в Надю Симонович, а
Серов – в воспитанницу Симоновичей, Олю
Трубникову. Два из этих романов завершились
венчанием. Сначала женился Дервиз, а в
январе 1889 года – Серов, считавшийся, впрочем,
женихом О. Ф. Трубниковой с 1884 года.
«Трио»
вскоре распалось – Врубель и Дервиз оставили
Академию, вслед за ними, в 1885 году, то же
самое сделал Серов. Врубель уехал в Киев
реставрировать древние росписи Кирилловской
церкви, Дервиз купил имение в Тверской
губернии и обосновался там. Серов же с
тех пор оказался накрепко связан с Домоткановым.
Художника
ждали первые успехи. Показанные на
VIII периодической выставке, состоявшейся
в Москве в декабре 1888 года, три его работы
– «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая
солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово»
- возвестили о рождении нового самобытного
мастера. Первая из них удостоилась
премии Московского общества любителей
художеств, а вторую приобрёл для своего
собрания П. Третьяков.
Зимой
1890 года Серов жил в мастерской
Саввы Мамонтова, где судьба его вновь
свела с Врубелем, тоже ставшим к тому
времени активным участником Абрамцевского
художественного кружка. Тогда же он близко
сошёлся с К. Коровиным. Художники интенсивно
общались, в этом общении открывая для
себя немало нового. «Врубель шёл впереди
всех, и до него было не достать», - говорил
позже Серов.
С
Коровиным же он сохранил дружбу на
всю жизнь – они не однажды
отправлялись в совместные поездки,
много работали рука об руку. Приятели
в шутку называли их – Коров и Серовин.
Молодая
семья Серовых, в которой вскоре
появились дети, между тем, жила довольно
стеснённо. Чтобы поправить положение,
Серов с начала 1990-х годов принялся
писать на заказ и быстро превратился
в самого модного портретиста своего времени.
Богатейшие люди стояли к нему в очередь,
несмотря на то, что, по общему мнению,
«писаться» у Серова было опасно – он
не занимался украшательством моделей.
«Эксклюзивным» его заказчиком стала
императорская семья. Заказы художник
не считал скучной работой и выполнял
их с увлечением: «Заказ как-то подстёгивает
и поднимает энергию, - признавался он
И. Грабарю, - а без него вконец обленишься».
На
исходе 1890-х годов к Серову пришла
настоящая слава. С 1897 года он работал
в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества – сначала преподавателем
натурного класса, а потом – портретного.
Немногословный, замкнутый, серьёзный,
абсолютно честный – Серов вызывал неизменное
уважение. К его словам внимательно прислушивались.
А. Бенуа называл его «совестью «Мира искусства»,
к основанию которого художник был причастен.
«Мнением Серова, - свидетельствовал
М. Добужинский, - все очень дорожили и
с ним считались как с неоспоримым авторитетом».
В
1905 году в Петербурге Серов увидел,
как казаки разгоняли безоружную
демонстрацию. Были убитые и раненые –
жестокость правительства потрясла художника.
«Его милый характер, - вспоминал Репин,
- изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив
и нетерпим». Серов встречал политических
заключённых, выпущенных из Таганской
тюрьмы, был на строительстве баррикад,
участвовал в похоронах Баумана. Тогда
же, в 1905 году, он в знак протеста сложил
с себя звание академика живописи, а с
Репиным, который уговаривал его не делать
этого, разошёлся навсегда. На все просьбы
писать царя он с тех пор отвечал отказом:
«В этом доме я больше не работаю», - таковы
слова телеграммы, отправленной им в ответ
на одну из таких просьб. Позже художник
покинул и Училище живописи, ваяния и зодчества,
разгневанный тем, что до занятий в нём
- по указанию градоначальника - не допустили
будущую знаменитость – скульптора А.
Голубкину.
Осенью
1911 года заваленный работой Серов
поехал отдохнуть в Домотканово.
Там, решив тряхнуть стариной, принял
участие в игре в городки. Результатом
стал сильнейший сердечный приступ. Он
вернулся в Москву. «Его бравурность меня
смущает, - писала мать художника. – Невольно
вспоминается отец, собиравшийся накануне
в Индию». Материнское сердце не обманулось
в предчувствиях. Ранним утром 22 ноября
(5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший
на портретный сеанс к Щербатовым Серов
упал и умер от приступа стенокардии. Умер
в самом расцвете творчества, в возрасте
сорока шести лет.
Смерть
художника потрясла его современников.
Преклонявшийся перед талантом мастера
поэт В. Брюсов писал: «Серов был реалистом
в лучшем значении этого слова. Он видел
безошибочно тайную правду жизни, и то,
что он писал, выявляло самую сущность
явлений, которую другие глаза увидеть
не умеют».
Часть II.
Формирование
и развитие стиля и техники
Серова.
Творчество
Серова зеркально отразило эволюцию русской
живописи рубежа веков: от реализма 1880-х
годов, через довольно случайные искания
1890-х, к сознательному модернизму начала
XX века.
Очень
точно сказано об эпохе Серова: «Путь
русской живописи за четверть века – это
путь от «Девочки с персиками» до портрета
Иды Рубинштейн». Так, особенно не задаваясь
сверхзадачами, Серов стал символом важнейшего
периода в истории русского изобразительного
искусства.
Серову
было с чего начинать, природа отпустила
ему многое. Профессор П. Чистяков, у
которого юный Серов учился в Академии,
никогда не отличался нежным отношением
к своим ученикам, прославившись умением
ставить их в глупое положение и показывать
им их полную художественную беспомощность.
Но даже он признавался, что не встречал
до Серова юноши с такой мерой всестороннего
художественного постижения, какое было
даровано ему практически от рождения:
«и рисунок, и колорит, и светотень, и характерность,
и чувство цельности – всё было у него,
и было в превосходной степени».
Если
говорить об ученичестве Серова, то его
можно условно разделить на три этапа.
Первый
этап – учёба у Репина. Она
была довольно незамысловата – Репин
«ставил» подростку натюрморты, разрешал
работать рядом с собой, заставлял
копировать картины современников
– в том числе и свои собственные. Ранние
этюды Серова, созданные рядом с Репиным,
напоминают по стилистике работы учителя.
Но чуть опека ослабевала, и Серов начинал
писать в пику Репину, давая волю собственному
воображению. Репин, при всём понимании
ценности серовского дарования, часто
его критиковал – даже и тогда, когда Серов
давно «вырос» в большого художника.
Второй
этап – Академия, класс Чистякова.
У профессора Чистякова, в отличие
от Репина, была своя «система» - самым
ярким порождением этой системы
стал Врубель, развивший и модернизировавший
чистяковские принципы «лепки» формы
посредством выявления планов. Внимательное
отношение Серова к урокам Чистякова очевидно
– во время академической учёбы он расстаётся
с широким репинским мазком, в его работах
появляется характерная мозаичность и
яркость красок.
Наконец,
последний этап – учёба у старых
мастеров, которыми он очаровался в
своей заграничной поездке 1885 года
и которых тогда увлечённо
копировал, пытаясь увидеть мир
их глазами. А такие опыты всматривания
в мир через призму «чужого» взгляда для
художников бывают необычайно полезны.
Каждый
новый этап не был тотальным отрицанием
предшествовавшего. В сложившейся художественной
системе Серова все эти уроки слились.
Результатом же стало рождение нового
художественного мироощущения – своеобразного
серовского творчества.
Таким
образом, Репин, Чистяков и старые мастера
– три главных источника
Стоит
упомянуть о ещё двух влияниях
- впрочем, общих для тогдашних молодых
живописцев. Одно из них – Ж. Бастьен-Лепаж
(1848-1884), которого Серов даже специально
ездил смотреть в Париж. Возможно, именно
через этого художника он опосредованно
воспринял некоторые принципы импрессионистической
живописи – «лицом к лицу» он с ней в молодости
не встречался. Ещё одно пережитое влияние
– шведский живописец А. Цорн (1860-1920) с
его «швыряньем красок» на холст, с его
широкой и несколько условной манерой.
Всё это было творчески усвоено и переработано
Серовым.
Отталкиваясь
от мрачной серьёзности своего времени,
не умевшего улыбаться, Серов захотел
лёгкости и радости. В 1887 году, накануне
рождения «Девочки с персиками», он писал
из Италии своей невесте, Ольге Фёдоровне
Трубниковой: «Я хочу таким быть – беззаботным,
в нынешнем веке пишут всё тяжёлое, ничего
отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду
писать только отрадное».
Вскоре в лице К. Коровина
он нашёл единомышленника,