Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа
« …настоящий кинематограф – это глубочайшее философское раздумье над жизнью» . Это высказывание может быть эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Он широко известен в России и за рубежом. Множество его фильмов являются призёрами и победителями международных и отечественных кинофестивалей. Но самое главное – его фильмы завоевали сердца зрителей по всему миру.
Однажды в интервью Марлена Мартыновича спросили какие качества нужны режиссёру, он ответил, что «Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит - плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру - одновременно!..».
1. Введение.
2. Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия» в фильмах Марлена Хуциева конца 50х – начала 60 х годов.
3. Глава 2. Диалектика человеческой души. Проблема поиска смысла жизни в картинах Марлена Хуциева..
4. Глава 3.Ожившие классики. Проблема сохранения русской культуры.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
Периодически Хуциева вызывали в различные инстанции, снова и снова смотрели материал. Потребовали вырезать сцену, где герой ночует у случайной знакомой, – это аморально. Хуциев доказывал, что сцену убирать нельзя, нарушится весь образный ряд. «Ну вырежьте тогда сцену, когда Сергей и Аня танцуют со свечами в руках – ведь все подражать начнут, возникнут пожары!»12
Казалось, в те дни вся государственная машина обрушилась на хрупкую фигуру режиссёра. Но Марлен Мартынович не шёл ни на какие уступки, ну разве что на самые мелкие.
Выпущенная на экран лента сохранила свою душу, силу, хотя называлась теперь уже не «Заставой Ильича», а по-другому – «Мне двадцать лет». Кстати, сам Хуциев считал, что новое название более точное. И всё-таки в результате поправок картина кое-что потеряла: «Лирическое состояние героев должно было перейти к финалу в острое беспокойство. Но нота беспокойства оказалась приглушённой».
Последнюю поправку в фильм Хуциев внёс буквально накануне премьеры. Надо было уже ехать в Дом кино, и тут режиссёра вызвали и предложили срочно вырезать из фильма… Хрущёва, который уже был смещён со своих постов…
Исполнители главных ролей вместе с режиссёром Марленом Хуциевым отправились на Международный кинофестиваль в Венеции. По окончании конкурсного просмотра «Мне двадцать лет» в зале Дворца кино долго не смолкали аплодисменты. С этого фестиваля Хуциев привёз специальный приз – награду весьма почётную, вторую по значению (высшую завоевал Лукино Висконти за «Туманные звезды Большой Медведицы»).
Но на этом история фильма не заканчивается. Во время горбачевской перестройки решили возродить картину, вернуть ей её истинный облик. «В связи с тем, что „Застава Ильича“ бесспорно является ключевым произведением экрана начала 60-х годов, комиссия находит настоятельную необходимость провести работу по восстановлению авторской версии картины. Комиссия рекомендовала также провести юбилейный сеанс картины в связи с 25-летием со времени её завершения, показав именно авторскую версию. Включить эту версию в ретроспективы и архивные показы вместо фильма „Мне двадцать лет“». - выписка из решения Комиссии по конфликтным творческим вопросам, утверждённого Секретариатом правления Союза кинематографистов СССР
В это же время Москву на Международный кинофестиваль на показ своей новой картины "Восемь с половиной" приезжает Федерико Феллини. Он сразу же попросил о встрече с Марленом Хуциевым, на которой сказал о том, что фильм "Мне двадцать лет" показался ему удивительно близким по духу. "Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует такое совпадение мотивов". А Хуциев ответил, что фильм Феллини помог ему лучше понять самого себя.
Глава 2. Диалектика человеческой души. Проблема поиска смысла жизни в картинах Марлена Хуциева.
Началом нового кинематографа, совершенно иного, менее радостного и оптимистического, безжалостного к иллюзиям, к отжившим представлениям, стал фильм «Июльский дождь».
Фильм снят по сценарию Анатолия Гребнева. Тема «Июльского дождя» родилась ещё во время съёмок «Весны на Заречной улице». Однажды утром после съёмок Хуциев шёл по Французскому бульвару в Одессе, когда внезапно пошёл дождь и ему пришлось спрятаться в телефонной будке и, окружённый этой водной стеной, он стал фантазировать.
Парень и девушка. Стоят под дождём, не знакомы. Девушке надо куда-то бежать, и парень одалживает ей свою куртку, берет у неё телефон. Начинает звонить, но куртку забирать не торопится. Чтобы был повод позвонить ещё. Такой вот телефонный роман… Потом возникла идея пойти обратным путём: не рассказывать историю от знакомства до свадебного пира, а напротив, проследить, как незаметно отношения расстраиваются…
Марлен Хуциев передал свой замысле Анатолию Гребневу. Вместе написали заявку. Предложили писательскому объединению «Мосфильма», заключили договор. Отправились в Болшево сочинять сценарий.
Год спустя Марлен Хуциев говорил в интервью, что «Июльский дождь» – вторая часть задуманной им трилогии. Если первая называлась «Мне двадцать лет» (название под которым «Застава Ильича» вышла в прокат), то вторую с успехом можно было назвать «Мне тридцать лет».
В другом интервью по поводу «Июльского дождя», отвечая на вопрос, о чём картина, Марлен Мартынович сказал, что поймёт это тогда, когда закончит её. И это было правдой. Хуциев и Гребнев, сочинив сцену, придумывали следующую, почти ничего не зная наперёд. Так в «Июльском дожде» появились целые роли, например седого Алика, которого играет Визбор, или Владика (Митта).
Александр Митта, ныне известный режиссёр, исполнил роль всезнайки Владика. Его герой – душа компании, не умолкающий ни на минуту, имеющий здравое суждение по любой проблеме мироздания: «Метод изометрической гимнастики! Японские рыбы фугу! Ядом кураре индейцы обмазывают наконечники своих стрел!»
«Июльский дождь» – это история постепенного угасания любви. Вот как определял основную идею фильма Анатолий Гребнев: «Персонажи нашей картины стремятся определить своё отношение к себе в жизни, они – в поисках нравственного идеала. Часто бывает так, что, достигнув определённого возраста, человек меняет взгляды, которые до того его устраивали, которые он считал верными. Это можно назвать второй зрелостью. Героям фильма – примерно тридцать. Очень часто именно в это время у людей наступает период пересмотра уже выработанных ранее позиций. К такому пересмотру и приходит Лена, героиня „Июльского дождя“. Ей много надо обдумывать заново. Она начинает понимать, что прежние оценки поверхностны, все предстаёт перед ней в другом, более ясном и резком свете. Это иной раз связано с потерями. Лена теряет бывшего ей самым близким человека, который становится чужим и далёким».
Авторы «Июльского дождя» видели в героине сложную личность, требовательную к себе и другим. Они долго не могли найти подходящую актрису. В результате на роль Лены была утверждена Евгения Уралова, только что принятая в труппу Театра имени Ермоловой. Она окончила актёрский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, училась в классе Федора Михайловича Никитина.
Евгении Ураловой было 24. Её героине – 27. Природные данные актрисы соответствовали режиссёрской концепции Хуциева. «Почему Хуциев взял на эту роль Евгению Уралову? – писал критик Л. Аннинский. – «Вглядитесь в её подвижное, острое, нервное лицо – как легко оно вписывается в тип современной городской женщины, как искусно тормозятся в этом лице вспышки чувств, как быстро нервность прячется за искусную ленивость речи, – эта женщина легко входит в толпу, принимает её ритм, подыгрывает её незначащей игре, но она же в любой момент выходит из толпы. Режиссёр резко приближает к нам её лицо, и там, за небрежной прядью волос, мы видим страшную тоску в глазах».13
Полгода жизни в «Июльском дожде» – решающие для Лены.
«Происходящее в картине от июльского дождя, до самого финала – это целый отрезок человеческой жизни, протянувшейся от июля до января, вместивший в себя огромное количество встреч, размышлений, взглядов, касаний, жестов, улыбок и слов. Огромное, количества слов, звучащих вперехлест этим мыслям и чувствам, прерывающим друг друга, накладывающимся друг на друга. Половодья, наводнения слов, за которыми и теряется эта нормальная, будничная жизнь героини.»14 ,- пишет Мирон Черненко.
Среди действующих лиц фильма нет людей с резко отличной, броской, запоминающейся внешностью. Исключения – Юрий Визбор (Алик с гитарой) и Евгения Козырева в роли матери Лены.
Предложение Хуциева сниматься в фильме «Июльский дождь» Юрий Визбор воспринял как розыгрыш. Затем друзья всё-таки привели его на студию. Позже Визбор считал роль Алика самой удачной, самой дорогой. Конечно на это повлияло то, что он во многом играет самого себя. Видимо, этим и объяснялся выбор режиссёра.
Алик в интриге не участвует. Главные герои время от времени встречаются с ним на вечерниках. Этакий певец, посматривающий на окружающих с нескрываемой иронией. Девица у него всякий раз новая.
Главный герой Володя (А. Белявский) – углублён в науку, где ему удалось достичь кое-каких успехов. Он любит девушку Лену, намерен на ней жениться.
Лена и Володя расстаются, мирятся, расстаются по причинам, каким-то неясным, туманным причинам, и это даёт другой объём всей истории. На вопрос «почему» нет прямого ответа. Все вместе. «Мне страшно, Володя… Я, наверное, никогда никому не сумею объяснить, почему, несмотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя замуж», – говорит ему Лена.
На съёмках «Июльского дождя» Евгения Уралова переживала бурный роман с Юрием Визбором (в то время она была женой Всеволода Шиловского). С красавцем Белявским её ничего не связывало, и в фильме ощущается эта холодность друг к другу, нет страсти и чувственности, но в фильме это приобретает свой дополнительный смысл. Гребнев пишет: «В сцене последнего объяснения оба они стоят в белом, неподвижно, скрестив руки на груди, на фоне белой стены и окна с белым туманом, и эта холодная стерильная белизна и замороженность, счастливо угаданная режиссёром, а вместе с ним и оператором Германом Лавровым, придают сцене какое-то надбытовое значение».15
Сцена снималась на осеннем пляже в Туапсе. Специально для этого и отправлялись в экспедицию. Но уже в Москве, как всегда, в последний момент Хуциев решил переснять сцену в павильоне, оставив от экспедиции лишь кусочки, почти без слов, – и оказался прав, интуиция его не подвела
«Июльский дождь» приняли довольно прохладно. Интеллектуальная публика не скрывала своего разочарования: ожидали чего-то другого, но ожидаемой крамолы в фильме не было.
Картину упрекали в чрезмерном эстетстве. В газете «Советская культура» публикуется «Открытое письмо кинорежиссёру М. Хуциеву» известного критика Р. Юренева… Марлен Хуциев надолго уходит из большого кинематографа.
«Июльский дождь» не запрещали. Но сделали всего 150 копий – это одна десятая обычного тиража. По тем же техническим причинам фильм не пустили на фестиваль в Венецию. Получилось немного забавно: Гребнев отправился туда по туристической путёвке. Хуциев с фильмом должен был приехать «официально» – и не приехал. Итальянцам в последний момент объяснили, что не готова копия.
Зато почти ничего не вырезали. Только пенсионера-энкаведешника, который свихнулся и перепутал времена. Гребнев потом сетовал: «А „сумасшедшего“ всё-таки жаль. Его уморительно сыграл Георгий Жжёнов. Сцена выглядела отчасти вставной, даже эстрадной. Но как раз в этом качестве она была бы, наверное, украшением фильма. Обидно – не догадались сохранить негатив, вернули бы её сейчас. Но кто же думал, что настанет другая эпоха…»
«Июльский дождь» одна из самых сложных драматургических картин Хуциева: кажется, что в ней одновременно разворачивается сразу несколько сюжетов, на разных уровнях восприятия. И никогда еще режиссёр не был так точен, никогда ещё режиссёрская рука не была так смела.
«Весь мир картины существует во «множестве временных плоскостей, пересекающихся в сложнейшей звукозрительскои партитуре, сталкивающихся и расходящихся снова в самых неожиданных конфигурациях и многоугольниках», - пишет Мирон Черненко,- «Именно об этом, о неожиданной неоднозначности мира, о бездонности истории и говорят эти напряженные, недоверчивые, колючие взгляды, которыми обмениваются ветераны, впервые плачущие здесь, у Большого, на людях, после целого двадцатилетия исторического беспамятства, и молодые, уже битые школой и семьей, уже выходящие в семидесятые...» 16
Герои его лент далеки от благополучного спокойствия. Они в поиске самих себя и своего назначения, а это не дается без разлада и может - надолго или ненадолго - привести к несозвучности с окружающей обстановкой, к той несозвучности, первопричина которой не всегда определима четкой формулой. Но мир его фильмов - мир гармоничный, все в нем соотнесено и соразмерено, все имеет значение: и как будто незначащая реплика, и выбор места действия, и партитура шумов. «Мне важно, чтобы картина говорила о некоем общественном явлении или его намечающихся признаках. При этом у меня нет бьющей в нос актуальности или острой формы — ничто так быстро не устаревает»,- говорит режиссёр.
"Был
месяц май" - фильм о том,
что не все вопросы, заданные
войной, решены, не все узы развязаны.
Это фильм о Памяти и Забвении,
и от столкновения этих двух
понятий рождается тема, к которой
наш кинематограф прикоснулся
впервые. Мы ничего не забыли
и не забудем, как бы
"Послесловие" - один из самых пророческих и горьких фильмов. Может быть первый раз на экране с такой ненавязчивой силой прозвучала тема отчуждения как в "Июльском дожде", фильм открывал новый тип молодого прагматика, как-бы заглядывая в будущее. В этом фильме сыграл одну из своих лучших ролей Р.Я. Плятт.
"Бесконечность"(1991) - об этом фильме можно говорить долго, его разбирали, его объясняли, толковали и анализировали. Можно сказать, что этот фильм своеобразный учебник кинорежиссуры, который Марлен Мартынович все никак не соберется написать. В этом фильме длинном и сложно построенном возникает образ Надежды, - столь необходимой нам сегодня. И, наконец, завораживающий финал - это философский взгляд на быстро текущую жизнь, которым делится с нами несуетливый и мудрый мастер.